Мэр Улан-Удэ: «Мы возрождаем работу городских маршрутов»

За три года выпуск пассажирских автобусов на линии увеличился в пять раз

Пассажирские перевозки в Улан-Удэ за последние годы отметились значительными переменами к лучшему. На улицах города появились новые трамваи и автобусы большой и средней вместимости, удобнее стали многие маршруты, перестроившись под потребности горожан.

За три года выпуск пассажирских автобусов на линии увеличился в пять раз

Ведутся работы по ремонту городских автодорог, устройству новых и реконструкции существующих остановочных пунктов. Впервые в истории Бурятии внедрен пересадочный тариф и расширены социальные льготы. Какие конкретно изменения произошли и что еще ожидает пассажиров общественного транспорта в столице Бурятии — в нашем материале.

Изменения в транспортных системах

В 2021 году в Улан-Удэ в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» и муниципальной программы «Развитие транспортной системы Улан-Удэ» начался процесс внедрения интеллектуальной транспортной системы (ИТС). В 2023 году заработал Центр обработки данных ИТС. Установлены 77 «умных» светофоров, оборудованных видеокамерами, контроллерами для управления режимами регулирования и датчиками мониторинга транспортных потоков.

— При внедрении систем ИТС необходимо отдельно фокусироваться на мерах приоритизации общественного транспорта — это управление светофорными объектами, организация выделенных полос и «зеленой волны» на них, подсчет пассажиропотока, маршрутизация и диспетчеризация по всем маршрутам и др., — комментирует Андрей Ли, представитель корпорации развития ВЭБ.РФ.

По словам эксперта, в большинстве регионов России идет обновление подвижного состава за счет специальных казначейских кредитов (СКК) и программы льготного лизинга с Государственной транспортной лизинговой компанией. Кстати, и Бурятия закупила автобусы по программе льготного лизинга.

Новые автобусы и старые маршруты

За несколько лет некоторые городские маршруты прекратили существование из-за оттока подвижного состава у частных перевозчиков. Этому есть объяснение.

— В конце 2022 года выход составлял 550 автобусов малого класса (на 22 места), сейчас — 490, — сообщил председатель комитета по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству администрации Улан-Удэ Юрий Ткачев. — У всех частных перевозчиков фиксируется нехватка подвижного и водительского состава. Причинами являются отток транспортных средств, уход водителей в иные сферы с более привлекательными условиями труда и оплаты, а также рост цен на топливо и запчасти, ужесточение требований к перевозкам.

В 2023 году прекратились перевозки по маршрутам №№25, 92 и 23 — по каждому из них на линию выходило по 3-4 автобуса малого класса, а фактический интервал движения составлял от 30 минут до 2 часов, что свидетельствовало о низкой востребованности маршрутов.

В связи с этим администрация Улан- Удэ при поддержке главы Бурятии начали работу по обновлению и увеличению количества пассажирского транспорта. В частности, значительно пополнился парк подвижного состава МУП «Городские маршруты».

— Менее чем за три года автобусный парк пополнился 183 современными автобусами большой и средней вместимости. В том числе 138 автобусов «Волгабас» и ПАЗ приобретены в 2022-2023 годах с учетом льготного финансирования ВЭБ.РФ и в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». До конца текущего года планируется поставка 26 автобусов малого класса «Газель Сити». Эти машины направят в отдаленные микрорайоны, где параметры дорог не подходят габаритам больших автобусов, — пояснил Юрий Ткачев.

Большие изменения произошли в МУП «Управление трамвая Улан-Удэ». Так, в 2019 году с привлечением средств дальневосточной субсидии были приобретены 15 трамвайных вагонов «Львенок», в 2024 году к ним присоединятся два новых сочлененных вагона «Богатырь» вместимостью до 193 пассажиров. Их поставка планируется в марте.

Учитывая прекращение перевозок по нескольким направлениям, в 2020 году были открыты новые маршруты №№1, 3А, 4А, 9, 10, 21А, 24, 27, 27К и 46А, по которым курсируют автобусы большой вместимости. В 2021 году появились два новых трамвайных кольцевых маршрута — №7 и №8, а в текущем году — шесть новых укороченных автобусных маршрутов №№3К, 19А, 33А, 26, 92, 95А. Все они наряду с маршрутами №№1, 10, 27К и 46А включены в систему пересадочного тарифа.

— Маршрутная сеть города уходит от неэффективной модели полного доминирования автобусов малого класса и находится на пути выпуска автобусов большой вместимости и частных микроавтобусов в соотношении 150 на 470 единиц с ведущей ролью МУП «Городские маршруты», — подчеркивает Юрий Ткачев.

Развитие транспортной инфраструктуры

В городе проводится ремонт дорог и расширение проезжей части. Увеличиваются заездные карманы, обустраиваются остановочные пункты с учетом требований ГИБДД, организуется выделенная полоса движения для общественного транспорта по проспекту 50-летия Октября.

— В течение 2-х лет расширено более 50 остановок. Это сделано для того, чтобы без проблем могли разместиться большие автобусы «Волгабас», не создавая помех другим участникам дорожного движения. Если в направлении Левого берега не соответствовала нормативам буквально пара карманов, то в направлениях в 100-е кварталы и Загорск пришлось реконструировать 32 кармана, — отмечает председатель проектно-аналитического комитета Вадим Имидеев.

В ближайшей перспективе — реконструкция Читинского переезда, что в связке с вводом в эксплуатацию моста «Талаан» кардинально изменит транспортную схему Улан-Удэ. Кроме этого параллельно в проектирование входит и переезд в пос. Стеклозавод — он планируется в разных уровнях, для ликвидации пересечения поездов и автомобилей.

Мнение профсоюза перевозчиков

По словам председателя профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Улан-Удэ Игоря Сластина, в связи с санкциями резко выросли цены на дизельное топливо, запчасти и комплектующие. Помимо этого ужесточились требования по транспортной безопасности, аппаратуре и оснащению, что требует больших финансовых затрат.

— Чтобы общественный транспорт и дальше продолжал бесперебойно работать, нужно компенсировать эти затраты перевозчикам, — заявил Игорь Сластин. — Сейчас в организациях — муниципальных и частных предприятиях, а также трампарке не хватает водителей. Есть разные способы компенсации. Первый — мы предлагаем субсидировать межтарифные разницы. Второй — изменить действующий тариф в сторону повышения. Третий — частично субсидировать и частично повысить тариф. В любом случае это отразится на заработной плате водителей и кондукторов на предприятиях.

Как сообщил и.о. директора МУП «Городские маршруты» Александр Надточин, сейчас выпуск автобусов составляет 131 единицу (46 большого класса и 85 — среднего):

— Если ранее доля пассажиров, перевозимых автобусами предприятия, была на уровне 4-5%, то теперь она достигла 15%. В будние дни пассажиропоток вырос до 40 тысяч человек. Время работы муниципальных автобусов по магистральным маршрутам №№1, 3, 3А, 4А, 10, 16, 17, 59, 95, 100 продлено до 23.00. За год в «Городские маршруты» принят 161 водитель, их общая численность достигла 275 человек (в сентябре 2022 года было 114). 21 водитель проходит переобучение. Для обеспечения планируемого выпуска в 153 автобуса и обеспечения графика работы в две смены потребность составляет 350 водителей. Конечно, зарплата в размере 55 тысяч рублей для водителя, который несет огромную ответственность за пассажиров, работает в жестком графике — нуждается в корректировке в большую сторону.

В десятке лучших

В 2023 году Улан-Удэ стал одним из 10 городов с самым комфортным общественным транспортом по результатам интегральной оценки по направлению «Мобильность» индекса качества жизни ВЭБ.РФ. Данный индекс — информационно- аналитическая система, предназначенная для определения зон развития городов. Он разработан как инструмент, помогающий оценивать и сопоставлять результаты развития городов по различным аспектам, а также определять сильные стороны и показатели, требующие внимания. 218 городов оцениваются по 11 направлениям, наиболее точно описывающих качество жизни: здоровье, образование, мобильность и другие. Улан-Удэ опережает средние значения городов России по ряду показателей таких направлений, как здоровье, мобильность и благоустройство.

В среднем жители крупных городов РФ проводят в транспорте 45 минут в день или около недели в год. Поэтому от того, насколько быстрой, безопасной и комфортной будет поездка в муниципальном транспорте, во многом зависит качество жизни людей. Как сообщил руководитель направления анализа ВЭБ.РФ Никита Борисов, при подготовке исследования «Мобильность» команда индекса ВЭБ.РФ проанализировала такие факторы, как продолжительность стандартной поездки, время ожидания на остановке, интервалы движения и уровень удовлетворенности горожан работой общественного транспорта.

Поездка на общественном транспорте от дома до работы занимает в Улан- Удэ 16,6 мин. Это почти на 4 мин. быстрее среднероссийских показателей. Более 90% улан-удэнцев живут в 10 минутах ходьбы от остановки общественного транспорта, по России этот показатель составляет 16,3%.

Помимо обновления городского автопарка в Улан-Удэ развивается социокультурный проект «САЙНУУ!». Теперь в новых автобусах можно не только оценить преимущества быстрой и комфортной поездки, но и услышать более 90 историй об Улан-Удэ. Аудиогиды записали известные жители города: артисты, художники, ученые, общественники и другие.

В минувшие выходные работники автомобильного и городского пассажирского транспорта отмечали профессиональный праздник — День автомобилиста. Мэр Улан-Удэ Игорь Шутенков посетил МУП «Городские маршруты», поздравил коллектив и обратился к жителям города, приглашая водителей на работу в предприятие:

— При поддержке правительства республики мы практически возрождаем работу «Городских маршрутов»: закупили новые автобусы, за последние три года увеличили выпуск машин на линии в пять раз, до 131 автобуса! — заметил мэр. — Создаем условия для работы, обучаем, платим достойную зарплату. На сегодняшний день водителей МУП стало в четыре раза больше, но нам нужны еще такие же профессионалы, мастера своего дела, которые ответственно относятся к технике, умеют работать с людьми и вежливы с пассажирами.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №45 от 1 ноября 2023

Заголовок в газете: Игорь Шутенков: «Мы возрождаем работу городских маршрутов»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру