Эксперты из Бурятии рассказали об уличных бандах Улан-Удэ

Кровь на льду: Какими были молодежные группировки в столице Бурятии

На этой неделе заканчивается ставший уже культовым сериал «Слово пацана» (18+). Для людей непосвященных – сюжет следующий. Конец 1980-х годов. Казань. Родители борются за выживание, а «безнадзорные» дети образуют уличные стаи и бьются за дворовый асфальт – изо всех сил контролируют то, что находится на их земле или передвигается по ней.

Кровь на льду: Какими были молодежные группировки в столице Бурятии
Фото: скрин с видео "Слово пацана"

Пока поклонники гадают, чем же завершится история о «казанском феномене», а противники критикуют «пропаганду блатной романтики», остальные соотечественники вспоминают, как процветали уличные банды в их городах. И наши земляки – не исключение. Корреспондент «МК в Бурятии» обратился к тем из них, кто так или иначе касался актуальной темы или работает с ней, и попросил поделиться воспоминаниями о «лихих» временах и знаниями о молодежных группировках.

Николай Будуев, депутат Госдумы. Фото:: соцсети.

В 2017 году – до того, как это стало мейнстримом – депутат Государственной Думы от Бурятии, историк Николай Будуев вместе со своей командой выпустил принятый на «ура» фильм «Смерти нет» (16+) о молодежных субкультурах Улан-Удэ.

– Слово пацана мы сказали еще несколько лет назад – сняли кино о взрослении и социализации, рассказали историю о том, как мальчики становятся мужчинами в борьбе со страхами, как 15-летние ребята из провинциального городка сформировали достаточно серьезную идеологию, и она решала довольно серьезную проблему социального характера. Надеюсь, и «Кровь на асфальте» будет антикриминальным сериалом. Его создатели явно видели наш фильм. Но они обладали бо́льшим ресурсом, а мы – больши́м энтузиазмом и к тому же не имели профессиональных актеров. Люди, которые выступили против «Слова пацана», наоборот, привлекли внимание к нему. И даже те, кто не смотрели этот сериал, слышали о нем. А те, кто услышал – посмотрел. В том числе – и я, получивший жалобу на него. Считаю, что это яркое явление для современного кинематографа. Интерес к «Слову пацана» неслучаен: здесь есть эффект погружения. Зритель невольно задается вопросом: «Как я поступил бы в данной ситуации?». А ситуации-то знакомые и происходили (происходят) не на экране, а в жизни. Сама тема цепляет людей: молодых – как история борьбы, возрастных – как память о молодости.

Те, кто старше 50 лет, понимают, о чем я говорю. В конце 1950-х – начале 1960-х годов, после Великой Отечественной войны, смерти Сталина и массовой реабилитации из «мест не столько отдаленных» освобождались и по всей стране разъезжались люди, в подавляющем большинстве своем – профессиональные уголовники. Многие оседали в городах, не разоренных военным лихолетьем, а почти нетронутых им – Чите, Иркутске, Улан-Удэ, подбирали их под себя, сколачивали преступные сообщества (иногда приходилось объявлять чрезвычайное положение и вызывать автоматчиков, чтобы подавать воровские «малины») и «воспитывали» местную молодежь. В итоге тысячи подростков прошли через молодежные группировки. Не только у нас, но и, например, в Англии водились «чавы». (В Великобритании понимаются под ними белые подростки, выходцы из рабочих семей с агрессивным и даже антисоциальным поведением, устраивавшие драки, употреблявшие наркотики, распивавшие алкоголь в общественных местах и практиковавшие прочие формы преступности – прим. ред.)

В крайне криминальный превращался наш город. В тот период без драк не обходилась ни одна дискотека в Горсаду. Не удавалось добраться из одного района в другой, скажем, от бульвара Карла Маркса до улицы Солнечная и не нарваться на хулиганов. Существовали многочисленные группировки с идеологией, доминировавшей в подростковой среде вплоть до середины 1960-х годов. Суть ее такова: нельзя быть пионером и комсомольцем, учиться хорошо, а также работать, делать карьеру и служить в армии. Кроме того, нужно отрицать государство, с самого детства готовиться к тюрьме и в раннем возрасте попасть на зону по «престижной» статье – за воровство, грабеж, убийство и так далее.

Ситуация изменилась спустя некоторое время: появились так называемые «чуваки», по большей части – дети представителей второй волны бурятской интеллигенции, инженерно-технической: она населяла Улан-Удэ с приходом к власти Брежнева. «Чуваки» противостояли «чавам» по образу жизни. Сначала первые «получали» от вторых на улицах, где конфликты решались не словами, а кулаками. Но потом они принялись продвигать идеологию, которая помогала не только выживать, но и побеждать, а к концу 1970-х годов – выдавить своих врагов на окраины доминировать вместо них в городе. Те же «чанкайшисты» при уличных драках издавали боевой клич «Уги Няс!» – «Смерти нет!» и вкладывали в него простую идею. Такой же и слоган у нашего фильма: «Тот, кто боится смерти, боится жить. Тот, кто боится жить, уже умер». А тот, кто не боится, управляет и самим собой, и своей судьбой. Когда мы снимали киноленту и подбирали прототипы для героев, то не могли найти старых «чав» (все они умерли: сгорели от водки или погибли от туберкулеза), зато сумели найти «чуваков», которые стали врачами и учителями, политиками и бизнесменами. Думаю, мы смогли показать подрастающему поколению: если ты ступаешь на тропу криминала, то делаешься неудачником по жизни; и доказать: чтобы добиться успеха, нужно бороться со страхами и заниматься созиданием, а не разрушением.

Александр Махачкеев, журналист, писатель, краевед. Фото: соцсети.

В 2016 году известный писатель и журналист Александр Махачкеев издал интереснейшую книгу «Криминальная история Бурятии» (16+) о преступном мире Байкальского региона, а в 2023 – не менее интересную «Назад в БурАССР. Непарадная история Улан-Удэ от послевоенных 40-х до лихих 90-х» (16+). А недавно по «горячим следам» опубликовал познавательную статью «Куда ушли уличные банды Улан-Удэ?». Исследователь отмечает: улан-удэнские «пацаны», в отличие от «казанских», пошли своим путем.

– «Слово пацана» посмотреть собираюсь, когда выйдут все серии, чтобы составить целостное впечатление об этом сериале. Но считаю: если такое явление было, ничего предосудительного в его показе нет. Оно не станет модным поветрием у нас снова: нужны определенные условия. И это не зависит от уровня жизни – это присуще натуре человека.

Во времена СССР молодежные группировки были характерны для нашей страны и распространены во многих городах – от Москвы и Люберец до Казани и Улан-Удэ. В разное время они имелись и в других странах – например, США и Великобритании. В 2021 году даже вышел знаменитый фильм-мюзикл «Вестсайдская история» (12+) о противостоянии двух уличных банд на Манхэттене – Акул и Джетов – и огромной любви их представителей – юноши и девушки. Этакая бессмертная история Ромео и Джульетты на новый лад.

Молодежи свойственно объединяться при наличии свободного времени и стремления к некоей защите. И пошло дело: бурлит кровь, ведется борьба за территорию, устраиваются драки за девушек. Именно такая картина наблюдалась в нашем городе. В криминальном плане для него самым жестоким периодом оказались послевоенные годы. Милиция ослабла, ведь многие ушли на фронт. Царили холод, голод и разгул, отсутствовала развитая культура. Люди жили в большой бедности, а жизнь стоила копейки. Часто массовые побоища случались на льду реки Уда, и он густо обагрялся кровью. Между собой дрались Зауда и Батарейка: зачинали те, кто младше, а подхватывали те, кто старше.

Наш земляк, олимпийский чемпион мира по боксу Владимир Сафронов описывает в автобиографической повести подобную группировку. Ее участники называли себя «огольцами», носили кепки-малокозырки, матросские тельняшки и хромовые сапоги гармошкой, а группировались на улице Шмидта, где «держали» весь околоток и издевались над теми, кто слабее.

На Батарейке же собрались блатные, приблатненные, а также стиляги – современные, модные ребята, танцевавшие твист и чарльстон. В начале 1960-х годов в Улан-Удэ на каникулы приехал его уроженец, тогда малоизвестный боксер Олег Кузьмин. Он учился в институте Ленинграда, а сам был с нижней части нашего городка – улицы Свободы. И когда вместе с друзьями-стилягами – в белых кепках и белых рубашках, модных брюках-дудочках и остроносых туфлях-лодочках – отправился на танцы в Горсад, перед ними выросли блатные-хулиганы и сказали: «Ну-ну, сейчас посмотрим, как танцуют эти звери». Посмотрели. Сначала Олег ударил первого, потом – второго, а затем подоспели дружинники, разняли драчунов и отвели в опорный пункт.

Постепенно исчезали одни группировки, и возникали другие. В 1950-е-1960-е годы они делились по территориальному принципу – на «урицких» (с улицы Урицкого), «домспецовских» (из Дома специалистов), «папанинских», а позже – «проспектовских» (с улицы Папанина и после ее переименования – с проспекта Победы) и так далее. Юрка «Балда» из последних – очень дерзкий парень – попадал на нож два раза, второй – насмерть.

В 1970-е годы появились новые группировки и с экзотическими названиями – «чавы», «гунны», «баргуты», «хунхузы», «анархисты», «чанкайшисты», ЛСТ-63, «гортоп» ( от «топать по городу»). Некоторые из них подвергались влиянию воровской субкультуры, которое выражалось в сборе так называемого «общака» – денег, вещей и продуктов для «зэков» – и в использовании тюремных понятий и уголовного жаргона – «фени».

Если многие уличные банды Казани эволюционировали в бандитские группировки, а «Тяп-ляп» даже проходила по уголовному процессу, то ни одна из уличных банд Улан-Удэ не превратилась в серьезную ОПГ. В 1980-х годах их активность снижалась, а к 1990-м практически прекратилась. Когда настало время, большая часть юношеских компаний распалась, а их участники вписались во взрослую жизнь. В прошлом году я встречался со своими друзьями – учениками средней школы № 20 на улице Геологическая, ее выпускниками 1975 года, бывшими «чанками» и нынешними солидными людьми – от  писателя до профессора. Все они свернули с кривой дорожки и пошли по единственно правильному –  не скользкому пути.

Но остаточные явления сохраняются в отдельных местах по сей день. Кандидат исторических наук, ученый Анатолий Бреславский проводил исследования в Заиграевском районе, где обнаружил присутствие криминальной субкультуры с названием из трех букв, которое озвучивать нельзя.

Наталья Семенова, психолог. Фото: соцсети

Старший преподаватель кафедры уголовного права, процесса и криминалистики института права и экономики Бурятского госуниверситета, юрист и психолог Наталья Семенова подчеркивает: есть множество причин образования делинквентных молодежных группировок, но в основе лежит  так называемые дефекты социализации, порожденные несколькими факторами. Первый –  неблагополучный микроклимат в семье –  педагогическая неграмотность родителей, их ссоры при детях, злоупотребление одного или обоих алкоголем. Второй –  низкий уровень общественной культуры в целом и правовой – в частности. Третий – невысокий уровень интеллектуального развития подростков, которые строят отношения в социуме на страхе и уважении, непринятие ими личной ответственности за собственные действия.

– Добавим сюда политические и социально-экономические проблемы, влияние СМИ, слабую профилактику, недостаточную подготовку педагогических кадров, некорректное привлечение подростков к общественной деятельности. А, помимо этого – подстрекательство взрослых людей, включая различных блогеров, вовлечение несовершеннолетних в криминальные субкультуры и вживление им определенных ценностей – ненависти к другим группировкам, неприязни к правоохранительным органам    взамен на сомнительные выгоды – «крутой» статус (пацана), мнимые защиту и помощь. Недоразвитый мозг молодого человека, а иной раз –  и маленького ребенка – нуждается в подобной «духовности» и понятной регламентации, где не нужно думать, как поступить в той или иной ситуации.

«Слово пацана» я считаю не страшнее сериала «Рабыня Изаура» (16+). Несмотря на его культ в конце 1980-х годов, рабовладельческое право не вернулось. Чтобы сериал имел массовые последствия, они должны быть выгодны. Если на высоком властном уровне подкреплять его пропагандой «гопнического» образа жизни, поощрять демонстрируемое там поведение и создавать соответствующие условия в экономике, вполне можно породить всплеск организованной подростковой преступности. Но в данном случае, наоборот, решили показать, что бывает, когда в стране неустойчивая политическая ситуация, власть принадлежит людям, которые не справляются с ней, когда разрушается государственная идеология, и низвергаются культурные ценности. Так что «Кровь на асфальте» запрещать сейчас нецелесообразно.

Целесообразно проводить комплексную профилактику среди самих членов семьи, представителей органов власти и сотрудников правоохранительных органов, которые должны знать, как общаться педагогично с не достигшими 18 лет. Важный аспект здесь – грамотное преподавание в школах такого предмета, как правоведение. Я не раз читала там лекции об ответственности несовершеннолетних, в том числе – на родительских собраниях. И многие родители не понимают, как обсуждать со своими детьми эту тему.

Фото: скрин с видео "Слово пацана"

Справка.

По данным министерства внутренних дел Республики Бурятия на 3 марта 2023 года, за 2022 год профилактические меры позволили сократить количество преступлений несовершеннолетних в состоянии алкогольного опьянения на 29,3 % (с 58 до 41) а, число их преступлений в связи с  незаконным оборотом наркотиков  – на 54,1 %, с 61 до 28.  В Управление Роскомнадзора по РБ была направлена информация о 61 интернет-сайте для решения вопроса их блокировки, включая 40, которые связаны с распространением криминальной субкультуры.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №52 от 20 декабря 2023

Заголовок в газете: «Слово пацана» на бурятский лад: кровь на льду

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру