Еше Лодой Ринпоче: «У меня с Бурятией связь глубокая»

Основатель дацана на Лысой горе рассказал, каким будет год Деревянного Дракона

Буддийский дацан «Ринпоче Багша» в Улан-Удэ на Лысой горе привлекает прихожан, которые приходят сюда помолиться, принять участие в хуралах и манит туристов, любующихся архитектурной красотой храмового комплекса.

Основатель дацана на Лысой горе рассказал, каким будет год Деревянного Дракона

Основателем храма стал выходец из Тибета, монах Еше Лодой Ринпоче. В Бурятии его называют Учителем — Багшой, почитают как ученика и сподвижника Далай-ламы XIV Тензин Гьятцо, продолжающего развивать буддийское учение в России.

Еше Лодой Ринпоче багша любезно согласился на встречу с корреспондентом «МК в Бурятии» и сделал для читателей небольшой прогноз на наступающий по лунному календарю год Деревянного Дракона. Переводчиком с тибетского языка в ходе беседы стал его ученик и ближайший соратник Олег Дубик, который закончил Буддийский институт при Иволгинском дацане. Он родом из Владивостока, но уже много лет живет в Бурятии, служит в дацане «Ринпоче Багша».

Еше Лодой Ринпоче.

— На моей родине, в Тибете, 29 числа 12-го месяца по монгольскому лунному календарю во всех дацанах готовят специальные подношения, их называют «балин». Разжигаются костры, в этих кострах и сжигаются балины. То же самое проделывают в Бурятии. Традиция встречи Нового года в Тибете, Монголии, Бурятии одинаковая. И вечером все собираются семьями, готовят ужин, где едят традиционный тибетский суп с лапшой и по ней шуточно гадают. Как в России гадают на кофейной гуще, так и в Тибете гадают на остатках лапши в супе. Смотрят, как они ложатся, на что становятся похожи, предсказывают, у кого каким ожидается будущее. Все стараются сделать хорошие предсказания друг другу и хотят, чтобы начало Нового года было радостным. Затем наступает 30-е число и люди очищают дома, проводят уборку. Все чистится, моется, ставится новый «тахил» — подношение на алтарь. Для угощения готовятся специальные яства из масла, цампы, сахара — «читор». На следующий день, 1-го числа, все встают рано утром и поздравляют друг друга с Новым годом, подносят гостям приготовленные кушанья. Когда человек угощается, первые три щепотки он бросает вверх, как подношение трем драгоценностям — Будде, Дхарме, Сангхе. Обычные домохозяева после трапезы могут выпить традиционный тибетский чанг — слабый алкогольный напиток, напоминающий пиво. В дацанах, конечно, монахи алкогольные напитки не пьют. Затем светские люди ходят в гости, поздравляют друг друга. Если есть учителя, то в первую очередь идут к нему с хадаком и подношением. Миряне поздравляют сначала пожилых людей, пожилых родственников, желают им хорошего Нового года. Все лакомятся разной вкусной едой, угощают друг друга сушеными фруктами и пьют традиционный тибетский чай с маслом, с солью, специально приготовленный для праздника. Веселье продолжается в течение трех дней. В тибетских деревнях могут праздновать и месяц, в городах из-за занятости жителей обычно празднуют три дня. В дацанах тоже празднование долго не длится. Проводятся праздничные хуралы, которые идут три дня. Потом на 4-й и 15-й дни проводятся хуралы «Монлам Ченмо», «юроол» — хуралы благопожеланий.

По словам монаха, молебны читаются именно 15 дней, потому что основатель буддийского учения Будда Шакьямуни в течение этого периода состязался в диспутах, словесных соревнованиях с приверженцами других учений, традиций, которых в то время в Индии было множество. На 15-й день он разъяснил свое учение и те ярые претенденты, которые проповедовали свою истину, не смогли победить Будду. В ознаменование этого события проводится праздничный хурал «Монлам Ченмо».

Учитель не забывает своих родственников и говорит, что в семье их было четыре брата. Братьев теперь нет в живых, но его помнят их дети, которые звонят ему из далекой Страны снегов и поздравляют с праздниками.

Для Еше Лодой Ринпоче Бурятия стала второй родиной.

— У меня с Бурятией связь такая глубокая, существенная. Между Тибетом и Бурятией очень много общего. У нас одинаковая культура, большинство тибетцев и большинство бурят — буддисты, у нас много дацанов, говорим на разных языках. В основном большой разницы между характером тибетцев и бурят я не вижу. В плане культурных привычек, культурных особенностей мы одинаковы, очень похожи. 

На вопрос, кем является лично для него его Святейшество Далай лама XIV, он сказал:

— Я — ученик Далай ламы. Очень много слушал его проповедей, учений. Когда в России начали открываться дхарма-центры, для распространения буддийской традиции меня пригласили в Бурятию. Но я не сразу согласился. Прежде всего, спросил совета у Далай ламы и ждал его ответа. Прошло некоторое время, после которого Далай лама благословил меня и посоветовал поехать в Россию.

Еше Лодой Ринпоче приехал в Россию и остался здесь навсегда. Когда организовывал свой дхарма-центр, также спрашивал разрешения и совета у Далай ламы. Его Святейшество попросил его изучить местные законы и уверил, что если дело, которое он задумал, будет соответствовать законам, не противоречить им, значит, все будет достойно.

В настоящее время буддийский центр «Ринпоче Багша» является самостоятельным дацаном и не входит в Буддийскую традиционную Сангху России, как и некоторые другие дацаны и дхарма-центры в российских городах.

Еше Лодой Ринпоче об основных тенденциях наступающего года Деревянного Дракона сказал:

— Наступающий по лунному календарю 10 февраля новый 2024 год для людей и в целом для мирового сообщества будет сложным. Общее течение вещей показывает, что в новом году какие-то конфликты будут продолжаться. Но хорошее Деревянный Дракон тоже несет — определенные конфликты, может быть, удастся завершить.

Он отметил, что по буддийским представлениям наше время называется временем деградации, грязным временем. По-тибетски оно озвучивается как «нигдуй». В этот период у многих людей возрастают заблуждения, из-за чего совершается много грехов:

— В мире накопилось много проблем, одна из них связана с экологией. Мы создали потребительское общество, которое потребляет много ресурсов, но ресурсов с каждым годом становится все меньше и меньше. Мы загрязняем нашу внешнюю среду, на мифологическом языке — причиняем вред местным божествам, божествам, которые находятся в местностях, божествам земли. Когда причиняем им вред, они нам отвечают тем же. Отсюда возникают противостояния, которые сложно разрешить. Когда добродетели уменьшаются, как следствие, увеличиваются разногласия. 

Все проблемы у людей возникают, по его мнению, из-за того, что они склоняются больше к отрицательному, нежели в сторону добродетелей.

В наступающем году Деревянного Дракона, на его взгляд, все равно у каждого отдельно взятого человека по его году рождения будут и счастливые дни, будут сбываться какие-то надежды, будут и победы в начинаниях.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №6 от 31 января 2024

Заголовок в газете: «У меня с Бурятией связь глубокая»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру