Мечты и реальность: что Бурятии обещали и что в итоге мы получили

Ледовый дворец, газификация и 2 миллиона туристов

Десять лет назад Бурятия мечтала о многом: и что республика станет туристической Меккой и будет принимать 2 млн туристов в год, а к 2024 году будет построена «Байкальская гавань», и что в Улан-Удэ появятся два новых моста — третий и через Селенгу, и что республику газифицируют и не придется больше дышать смогом, и о многих других не менее амбициозных проектах.

Ледовый дворец, газификация и 2 миллиона туристов

А потом люди перестали верить в то, что это все случится. Перестали верить, что многочисленные соглашения об инвестпроектах, с помпой подписываемые каждый год в правительстве и на многочисленных российских форумах, когда-либо будут реализованы.

Вера была утрачена после нескольких грандиозных провалов — с треском ушел в небытие круглогодичный тепличный комплекс «Солнце Тугнуя»; инвесторы, планирующие вложиться в горнолыжный курорт «Гора Бычья», оказались пустышкой; 2 млн туристов в год к 2020 году принять было просто нереально — не было инфраструктуры; и оказалось, что для появления IT-парка, подобного Иннополису в Татарстане, одного желания недостаточно.

Однако сегодня уже можно говорить о том, что некоторые проекты, о которых рассказывали в республике много лет назад, или уже реализуются, или действительно появятся. И, судя по тому, как лихо в последние годы в Бурятии строятся школы, сады, дома культуры и больницы, люди снова поверили, что все возможно. Что мечты сбываются.

Мечта — 2 млн туристов в год

В 2013 году тогда еще глава Бурятии Вячеслав Наговицын рассказал на пресс-конференции для федеральных СМИ, что к 2020 году республика будет принимать 2 млн туристов. Связано это было прежде всего с планами окончания строительства ОЭЗ «Байкальская гавань» к 2020 году.

По факту же, по данным Росстата в 2016-2017 годах, до пандемии, Бурятия принимала не более 400 тысяч туристов, из них — меньше 100 тысяч — иностранных. При этом туристская инфраструктура республики едва тянула и это количество — по свидетельству представителя турагентства Бурятии (интервью 2017 года), «даже небольшое увеличение турпотока привело к тому, что наша инфраструктура оказалась на пределе — нет мест ни в прибайкальских гостиницах, ни в Улан-Удэ, не хватает автобусов».

Теперь же есть все предпосылки, чтобы планы о 2 млн туристов реализовались. На Байкале появится круглогодичный курорт — об этом в своем Послании сказал президент России Владимир Путин. И спустя некоторое время республика действительно может принимать 2 млн туристов в год. Это в совокупности с проектами ОЭЗ «Байкальская гавань», туристской инфраструктурой, многочисленными мероприятиями, которые относятся к событийному туризму.

28 марта глава Бурятии Алексей Цыденов презентовал президенту России детали создания курорта на Байкале в рамках проекта «5 морей и озеро Байкал».

В презентации отмечалось, что для реа-лизации проекта на территории Бурятии ожидается привлечение 55 млрд внебюджетных инвестиционных рублей, что позволит увеличить номерной фонд на 4,6 тысячи единиц. При этом, как уточнил глава Бурятии, в первую очередь будет построена обеспечивающая инфраструктура (электроэнергетика, очистные, дороги, причальная и авиационная инфраструктура), куда планируется вложить 15 млрд рублей. И после того как все это будет построено, завершены все проекты в ОЭЗ «Байкальская гавань», а Улан-Удэ обрастет достаточным количеством гостиниц, турпоток в Бурятию увеличится до 1,9 млн человек.

Мечта — мост через Селенгу

Когда-то улан-удэнцы мечтали о третьем мосте через Уду, который разгрузит транспортный поток через центр города и решит проблему пробок. И в 2017 году журналист из Бурятии смогла обратить внимание президента России на эту проблему. После чего началось строительство моста. Планируется, что его сдадут в эксплуатацию в 2025 году. Мост, получивший название «Талаан», свяжет Октябрьский и Железнодорожный районы Улан-Удэ. Мост будет четырехполосным, для увеличения пропускной способности появится кольцевая развязка на ул. Трубачеева.

Еще улан-удэнцы мечтали о втором мосте через Селенгу, который бы связал центр города и Левый берег. Каждое утро до 2020 года жители Левого берега Улан-Удэнской агломерации стоят в бесконечных пробках, пытаясь попасть на работу, в садик и школу через единственный мост, а вечером проделывают тот же путь, пытаясь попасть домой. Сейчас благодаря тому, что на Левом берегу появились свои новые школы и садики, пробок в часы пик стало чуть меньше, но все еще затрудняют движение. И мост все еще нужен, тем более учитывая, что республика ждет увеличения турпотока, а аэропорт находится на Левом берегу.

И он будет. Мост через Селенгу вошел в мастер-план развития Улан-Удэ, который был одобрен президентом России. В декабре прошлого года глава Бурятии рассказал в прямом эфире, что «в планах он стоит на 2027 год, потому что там цена за 20 млрд рублей. Но мы уже делаем технико-экономическое обоснование, предпроектную проработку. Объект большой, дорогой. Но мы готовимся его делать». А минтранс Бурятии, отвечая на комментарии в соцсетях по этому же вопросу, отметил, что «в настоящее время план находится на доработке. После этого документация будет согласовываться с федеральными органами».

Пока не совсем ясно, как именно будет выглядеть мост, есть несколько вариантов. Проект осложняется тем, что при строительстве будет возводиться защитная дамба и для постройки придется сносить некоторые дома одного из многочисленных ДНТ в Поселье. Это все удорожает проект. Но надежда, что к 2030 году мост действительно появится, есть.

Мечта — газификация Бурятии

Бурятия столько мечтала о газе, что один бурятский блогер даже предложил в качестве национальной идеи газификацию республики. Дальше шутки это, конечно, не зашло, но мечтать об этом не перестали. То и дело на свет периодически вытаскивали разные проекты газификации региона, а одно время был популярен вопрос «заденет ли Бурятию газопровод «Сила Сибири».

Газификация Бурятии обеспечит республику доступным и экономичным энергоресурсом. Более всего выиграет экономика: промышленность, бизнес и транспорт. А учитывая, что газифицированный регион всегда привлекает намного больше инвестиций, чем регион без газоснабжения, Бурятия станет привлекательна для инвесторов. Жители республики получат возможность подключения жилых домов к природному газу, а это надежное теплоснабжение, уменьшение счетов за отопление и электричество. Немаловажным фактором является экологичность данного вида топлива. Тем более что Улан-Удэ несколько лет страдает от смога и живет в режиме «черного неба».

И вот спустя несколько лет уже точно можно сказать: Бурятия будет газифицирована. В сентябре прошлого года глава Бурятии и заместитель председателя правления ПАО «Газпром» Виталий Маркелов утвердили на Восточном экономическом форуме «дорожную карту» газификации республики. Также о том, что республика будет газифицирована, в своем Послании Федеральному Собранию в феврале этого года сказал президент России.

Предполагается, что газопровод «Сила Сибири-2» пройдет рядом с городами Красноярск, Иркутск и далее по югу Бурятия (южнее озера Байкал) до поселка Наушки. И от п. Наушки до Улан-Удэ будет построен газопровод-отвод.

И другие мечты

Бурятия мечтала еще о многом. К примеру, несколько лет назад публике был представлен арт-проект Даши Намдакова в виде огромного черепа мамонта на берегу Байкала. Всемирно известный скульптор презентовал концепцию здания в виде черепа мамонта на берегу Байкала еще в 2016 году. Необычное многоэтажное здание будущего художественного центра в форме черепа мамонта с многометровыми бивнями, простирающимися над водоемом, было представлено президенту России Владимиру Путину как проект парка в Подмосковье. Затем это здание появлялось в новостях Байкальского региона в разных проектах то Иркутской области, то Бурятии. Сейчас этот арт-объект включен в проект ленд-парка «Амар» — резидента ОЭЗ «Байкальская гавань», и можно сказать, что это его последнее пристанище.

Еще был проект «Дикоросы Бурятии», который из Томска привез прежний глава республики Вячеслав Наговицын. Предполагалось, что заинтересованные жители республики будут собирать дикоросы на арендованных землях, а потом сдавать это все в заготовительные и перерабатывающие пункты. Но в итоге проект забросили якобы из-за климатических условий и отсутствия инфраструктуры — себестоимость оказалась слишком дорогой. Однако если сейчас посмотреть на прилавки магазинов, торгующих сувенирной и аутентичной продукцией, нам есть что предложить и без всяких громких проектов: кедровые орехи во всевозможных видах, продукты из местных ягод и трав, мед, благовония и многое другое.

Ледовый дворец, который также долгое время был несбыточной мечтой, уже скоро будет сдан в эксплуатацию. Изначально в республике никто даже и не мечтал всерьез о том, что в Улан-Удэ возможен такой спортивный объект, как ледовый дворец. Ну не появился он в советские годы, может, и сейчас не нужен. А потом начал строиться физкультурно-спортивный комплекс, в котором изначально был предусмотрен не только ледовый дворец, но и аквапарк, гостиница, кафе и прочее. Только ФСК не достроили в том виде, в каком планировали, Бурятия получила его малую часть, и ледовый дворец в него не вошел. А в 2020 году в рамках федерального проекта «Спорт — норма жизни» появился новый проект хоккейного центра рядом с ФСК. Сдача объекта затянулась из-за пандемии, из-за взлетевших цен на стройматериалы, но в этом году его обещают сдать.

Мечты Бурятии сбываются. И это все только за последние несколько лет. Во многом это заслуга четкого исполнения национальных проектов России. Программу обкатали на «майских указах» президента, и по успешному их завершению в работу пустили национальные проекты. Очевидно, что исполнение правительствами регионов именно «майских указов» стало неким экзаменом и примером, куда стремиться и что делать новым руководителям. И очевидно, что после того, как президент России в Федеральном Послании упомянул несколько проектов, касающихся Бурятии, они станут реальностью именно в те сроки, которые были указаны.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру