В Бурятии могут реанимировать проект строительства газопровода по дну Байкала

Проект строительства газопровода «Сила Сибири-2» в Бурятии столкнется об экологические и финансовые препятствия

В недавнем номере газеты «Бурятия» от 3 апреля опубликована статья «Газовая магистраль», в которой дана информация о планах строительства газопровода «Сила Сибири-2». С этим проектом появляются возможности поставки газа от западносибирских месторождений в Восточную Сибирь, Бурятию, Монголию и Китай.

Проект строительства газопровода «Сила Сибири-2» в Бурятии столкнется об экологические и финансовые препятствия

Газификация Байкальского региона — это реальный путь к решению проблем по сохранению экосистемы оз. Байкал и повышению уровня жизни местного населения на огромных территориях Азиатской России, которые поставлены в обращении В.Путина Федеральному Собранию. Однако на этом пути есть «статья о проекте строительства газопровода от Иркутска в сторону Улан-Удэ по дну оз. Байкал», «овраги», забытые за белыми листами бумаги с нашими мечтами о прекрасном будущем.

Следует отметить, что данный проект имеет давнюю историю. К первым официальным шагам его реализации относится письмо в адрес Б.Н.Ельцина, подписанное главами всех субъектов Байкальского региона еще в 1998 г., которое я готовил по поручению первого президента Бурятии Л.В.Потапова.

Позднее возникла идея Ходорковского (признан иноагентом) о строительстве нефтепровода «Ангарск — Дацин (Китай)». Благодаря усилиям компании «ЮКОС» вдоль всей российской трассы нефтепровода были проведены проектно-изыскательские работы, подготовлена вся необходимая техническая документация. Однако в процессе общественных слушаний возникли конфликты населения Тункинского, Закаменского и Джидинского районов с представителями компании «ЮКОС». Эти протесты были связаны с рубками кедровых лесов, разрушением охотничьих угодий, сакральных объектов местного населения в зоне строительства нефтепровода, которые неизбежно ожидают и новых строителей газопровода. В конечном итоге последующие политические события приватизации этой компании навсегда закрыли тему и нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан» прошел севернее трассы БАМа.

И только после визита главы «Газпрома» А.Б.Миллера в 2010 г. в Бурятию вновь возродился проект строительства магистрального газопровода через нашу территорию в Монголию и Китай. С этого времени принято на самом высоком уровне не менее десятка документов о начале строительства газопровода, который обозначен как «Сила Сибири-2». На первом этапе его реализации основным препятствием было нежелание китайской стороны прокладывать газопровод через третью страну — Монголию, где существует риск непредвиденных геополитических конфликтов. Поэтому появилось предложение строительства газопровода в западный Китай по алтайскому коридору, минуя Монголию. Однако по экономическим и иным причинам он отложен.

Сегодня основным фактором задержки строительства газопровода является стремление Китая максимально снизить цену на поставки российского сырья и в том числе с возможностью получения туркменского газа. На этом фоне у России резко снизились возможности экспорта газа западным потребителям и теперь на наших границах практически остался единственный монопольный потребитель трубопроводного газа. Однако, по всем прогнозам, рост экономики Китая неизбежно потребует увеличения объемов импорта газа и газопровод «Сила Сибири-2» должен быть построен. Вопрос только в том, когда и какой ценой.

При этом Россия не должна «наступать на те же грабли» и помнить, что хозяином трубы является не поставщик сырья, а владелец крана, который и диктует цену и в любой момент может его перекрыть. Не случайно большинство мировых газовых экспортеров предпочитает продажу сжиженного газа со свободными поставками наиболее выгодному потребителю.

Однако для нас более важна трассировка газопровода по территории Бурятии. С учетом опыта проектировки нефтепровода «Ангарск — Дацин» новый газопровод практически повторяет маршрут своего предшественника. Тем более, что основные проектные работы здесь уже выполнены.

Следует отметить, что в открытой печати до настоящего времени точная трассировка газопровода отсутствует. Отчасти это связано с тем, что многие собственники земли в зоне строительства могут расширить свои владения в надежде перепродать ее собственникам газопровода. Тем не менее во всех доступных источниках отмечается, что он от иркутского промышленного узла направляется на юг в обход Байкала и пересекает Тункинский национальный парк, идет по территории Закаменского, Джидинского и Кяхтинского районов и далее от станции Наушки — в Монголию.

В такой ситуации наиболее сложные горно-геологические проблемы у строителей могут возникнуть при прохождении хребтов Восточного Саяна и Хамар-Дабана с высотами до двух и более километров. Если в проекте все относительно гладко, то главным «оврагом», о котором нет упоминания ни в одном документе, является российское законодательство, или закон «Об особо охраняемых природных территориях», который в статье 15 («Режим особо охраняемых природных территорий») утверждает, что «на территории национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и  противоречит целям и задачам национальных парков». В длинном перечне запретов хозяйственной деятельности указывается «запрет на строительство трубопроводов, дорог, линий электропередач, хозяйственных сооружений, заготовку древесины и т.д.».

Более того, трасса будущего газопровода пересекает заповедную зону парка с кедровыми лесами, где запрещена любая экономическая деятельность, а на остальной территории разрешается только рекреационная деятельность.

В этой связи напомню, что много лет идет тяжба между правительством Бурятии и «зелеными» по поводу лесных рубок в ЦЭЗ Байкала. Причиной конфликта является защита конституционных прав местного населения на земельную собственность с заменой только одного термина «рубки» на «выборочные рубки». Несмотря на всю очевидность вносимой законодательной корректировки, не удается провести эти изменения через Государственную Думу. Наши интересы поддержали даже председатель Госдумы В.Володин, руководители всех фракций, «а воз и ныне там».

Такая ссылка приведена здесь в связи с всеобщим российским правовым нигилизмом и с возможным желанием строителей газопровода «Сила Сибири-2» проложить его через территорию Тункинского национального парка вопреки законам. Этим действиям неизбежно будут противостоять депутаты всех уровней и общественность, которые не поддержат «послабления» в экологическом законодательстве.

В этой связи пока еще нет вопроса «Кто виноват?», а возникает только другой традиционный вопрос: «Что делать?». Предваряя эту ситуацию, много лет назад академик М.А.Грачев, самый крупный авторитет в «байкаловедении», предложил проект строительства газопровода от Иркутска в сторону Улан-Удэ и Забайкалья по дну озера Байкал. Как известно, в технологии научного поиска есть три стадии: а) «не может этого быть»; б) «в этом что-то есть»; в) «кто же этого не знал!».

По такой аналогии необходимо отметить, что на дне Байкала есть множество природных выходов газогидратов, нефти и газа, которые являются источником пищи для бактерий и биоразнообразия его биоты. Расстояние от с. Истомино на восточном берегу до с. Бугульдейка на западном берегу является самым коротким между двумя берегами озера и не превышает 40 км. При укладке трубы в зимнее время по более чем метровому льду не требуется судно-трубоукладчик. Таким образом можно от утверждения «не может этого быть» сразу перейти к стадии в «этом что-то есть» и даже к третьей фазе его реализации.

Для оппонентов проекта, утверждающих «не может этого быть», следует отметить, что в мире существуют десятки газо- и нефтепроводов, проложенных по дну морей и океанов на глубинах от первых сотен метров и до первых километров. Это «Турецкий» и «Голубой поток» в Черном море, десятки трубопроводов по дну Северного моря между Норвегией и Англией, по Средиземному морю. При этом все экологические морские катастрофы связаны только с выбросами нефти. Как известно, даже подрывы газопровода «Северный поток» никак не повлияли на экосистему Балтийского моря.

Безусловно, множество «зеленых» при обсуждении предлагаемого проекта будет «брызгать слюной» в поисках врагов Байкала и размахивать законом об охране озера. Поэтому должен отметить, что существует постановление правительства РФ №643 от 30 августа 2001 г. «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории», в котором есть пункт о запрете строительства «магистральных нефтепроводов, газопроводов и иных продуктопроводов, за исключением газопроводов для местного газоснабжения».

Однако это постановление, в отличие от закона «Об охране оз. Байкал», не относится к уровню правовых документов, требующих прохождения через парламент, и поэтому за эти годы в него внесены правительством уже десятки поправок. Таким образом, после проведения необходимой экологической экспертизы можно уверенно исключить из указанного перечня «строительство газопроводов» как вид хозяйственной деятельности, не наносящий ущерба окружающей среде.

Кроме того, трассировка газопровода через Байкал не требует проведения каких-либо лесных рубок, строительства дорог и другой инфраструктуры, и на многие сотни километров короче обходного пути в Забайкалье. Газопровод пересекает Байкал в самом узком месте и идет вдоль действующих автомобильной и железной дороги, а также вблизи населенных пунктов, что значительно снижает расходы на строительство насосных станций, доставку труб, снабжение материалами, обеспечен трудовыми ресурсами, электроэнергией.

Предлагаемый проект газопровода в Монголию по южным районам Бурятии имеет попутную задачу — газификацию Забайкалья — и для этого предлагается построить от магистрального газопровода на ст. Наушки «ветку» длиной еще 250 км на север, в обратную сторону, на Улан-Удэ и далее повернуть на восток. Однако газификация Бурятии даже вместе с Забайкальем в силу больших затрат и малых объемов потребления, как не раз говорил господин А.Б.Миллер, не входит в число приоритетов «Газпрома» и вполне вероятно, что эта дополнительная труба может на долгие годы так и остаться народной мечтой.

Следует отметить, что главной причиной противодействия проекту сокращения трассы газопровода может быть вовсе не защита оз. Байкал, а прозаическая коррупция. В практике промышленного и любого строительства всегда существует противостояние интересов заказчика и исполнителей. Чем больше объем затрат, тем больше возможности для «отката» и завышения стоимости проекта. При этом бюджетные расходы никогда не волновали подрядчиков.

Не так давно президент РФ В.В.Путин поддержал создание туристической отрасли на Байкале, которое возможно только на основе электрификации и газификации всей Байкальской природной территории, испытывающей сегодня острый дефицит электроэнергии, даже в Иркутской области. При этом газификация г. Улан-Удэ, Гусиноозерской ГРЭС и других источников энергии, работающих на угле, есть приоритетная задача создания единой энергосистемы Иркутской области, Бурятии, Забайкалья и Монголии, где в равной степени решаются проблемы повышения уровня жизни местного населения и сохранения природы всего Байкальского региона.

Для российской экономики, в современных условиях войны с Западом, все более важной становится задача окупаемости таких затратных проектов, снижение его стоимости и сроков реализации. Поэтому вместо мифических лозунгов о защите Байкала и боязни прослыть его врагом, более целесообразно «власть имущим» снять «мундиры» и обсудить со специалистами предложение о новой трассировке проекта газопровода, который может способствовать ускоренному решению многих стратегических проблем современной России. И Китай, задерживая проект, представляет нам такую возможность и перейти сразу к его третьей стадии: «кто же этого не знал!», а миллиарды сэкономленных средств будут более полезны для развития науки.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру