«Сейчас я зарабатываю в 10 раз больше»: известный в Бурятии юрист стал успешным писателем

Он публикует повести и романы в популярном на самиздате жанре бояръ-аниме

В доковидные времена имя Виталия Хонихоева в Бурятии было у всех на слуху: это тот самый юрист, который первый в истории республики отсудил 1 млн рублей морального ущерба. Он брался за громкие дела и всегда выигрывал. А потом его имя перестало появляться в СМИ в контексте резонансных дел, зато в самиздате появился популярный писатель с таким же именем.

Он публикует повести и романы в популярном на самиздате жанре бояръ-аниме
Фото: из личного архива Виталия Хонихоева

Поначалу казалось, что это совпадение. Ведь сложно поверить, что успешный юрист может оказаться автором повестей и романов в популярном на самиздате жанре бояръ-аниме.

Но один телефонный звонок разрешил сомнения: Виталий Хонихоев, некогда блестящий юрист, а ныне популярный автор книг на портале самиздата author.today (далее — АТ. — Ред.), легко согласился на интервью. И первыми же своими ответами задал тон нашей беседы: легкой, непринужденной и слегка несерьезной.

— Я мужчина умный, красивый и сексуальный. Искренне считаю себя гениальным. Также считаю, что я по натуре лидер и вообще пророк. В России будет бардак, пока меня царем не сделают. Как сделают меня царем, сразу порядок будет, — смеется он.

И отмечает, что он первый не только как отсудивший 1 млн рублей морального ущерба, но и во многом другом: «Я первый человек, который засудил администрацию города по очередям в детские сады; первый, который засудил по собакам; первый, выигравший дело по домам для сирот. И я также искренне считаю себя лучшим юристом».

И на вопрос, как же так получилось, что, имея довольно успешную юридическую практику, он ушел в писательство, отвечает: «Если что-то получается, надо делать. Я всегда хотел быть писателем, и я всю жизнь что-то писал. Поэтому когда началась пандемия, в течение двух с чем-то месяцев нельзя было ходить даже в суды. Мы были заперты дома. И надо было искать какой-то способ дохода, и я нашел — начал писать».

Из юриста в писатели

— Как отнеслась семья к вашему решению сменить деятельность? Близкие читают ваши книги?

— У меня жена и трое детей. Дети, наверное, ради интереса читают. Но я не напрягаю. У меня вон младшая дочь сама фанфики пишет на фикбуке. Моей сестре, которая в Москве живет, очень нравится. Брат мой читал одно время. А жена не читает. Она у меня агинская. И это жена, она за мной замужем. Я сказал: налево, значит — налево, я сказал: направо, значит — направо, все. Человек меня поддерживает. Так и надо. Так и сказал жене: смотри, дорогая, какие деньги тут. Вот когда ты работаешь писателем, ты сам выстраиваешь свой график. И я искал способ заработка, когда ты сидишь с ноутбуком хоть где, а когда ты юрист, ты еще и к месту привязан. Я так жене и сказал. И мне не надо это обосновывать.

Я не сразу ушел. Юридические процессы длятся долго. Еще год продолжал юристом работать, заканчивая процессы, и уже нормально получая деньги с АТ. Там-то уже понятно было, что я вообще могу никуда не ходить, только писать. Мне мешает ходить, но я должен закончить. И кое-какие дела я даже заканчивал: платил деньги другим адвокатам, чтобы они довели их до конца.

Я вот сел дома на карантин и открыл для себя сайт АТ. И у меня жена сидит на кухне, а карточка к ее телефону привязана. Она сидит, а там «тын!» — сто рублей ушло, через час «тын!» — еще сто рублей… И она говорит: «Виталий, за вечер 700 рублей, имей совесть». И мне в глаза бросилось два момента: во-первых, между нами говоря, качество продукта не очень, и, во-вторых, пользуется популярностью. То есть возникает такая мысль: и я так могу. Ну и все, если я так могу, я пошел.

— Помогает ли опыт юриста в написании книг?

— Конечно. У меня есть опыт, я умею это все. И опыт физического противостояния, и конфронтация с государством, с большими организациями, физическое насилие, вот это вот все. В 91-93 годах я служил в армии в Таджикистане, там у нас горячая точка была, караваны с кокаином через границу шли. И когда у тебя есть опыт, ты выдаешь. И некий навык повествования я себе сформировал, и плюс некое аналитическое знание.

Вообще Стивен Кинг в своей книге «Как писать книги» говорит: «Если вы прибыли в страну писателей и много читали, то у вас с багажом все в порядке». Почему я хороший юрист, я очень быстро читаю, то есть 800 страниц прочитать за пару часов для меня нормально. И у меня хорошая память. С детства я любил много читать, очень много читал, мой любимый жанр — фантастика. Любимые писатели — Рэй Брэдбери, Айзек Азимов, Урсула Ле Гуин, Стругацкие, Хайнлайн, Желязны и другие столпы фантастики. Там же на сайте я выложил две или три свои старые книги, которые посылал куда-то в издательство, но, конечно, никто не заинтересовался.

Автор бояръ-аниме

— Почему именно этот жанр — бояръ-аниме (попаданец в альтернативный техномагический мир, магия, школа, род и клан, борьба родов, возможен гаремник. — Ред.)?

— По одной простой причине — востребованность. Если ты хочешь зарабатывать деньги, то ты пишешь то, что сейчас люди читают. Я, может быть, хотел писать какие-нибудь порнографические хоррор-романы с погружением в историю и дарк фэнтези. Но это никто не будет читать.

Здесь же особенность сериального интернет-написания в том, что мы очень сильно отличаемся от писателей прежних. Джордж Мартин до сих пор пятую книгу родить не может. А я пишу 45 тысяч знаков каждый день — три главы к трем разным книжкам. Конечно, у меня там и ошибки, и бывают нестыковки сюжета, и так далее. И если бы у меня было время вычитать, пробежаться еще раз, выверить сюжет, но это не тот продукт. Здесь надо выбирать, зачем ты здесь.

Я здесь для того, чтобы, во-первых, научить людей вокруг меня очень многим вещам. К примеру, я пишу фанфик про Тейлор Рой (по веб-роману «Червь» Джона Маккрея), и мне многие говорят: вот здесь у тебя выверт, он же отрицательный персонаж, а ты показал это не так. Но ни один человек на свете не считает себя злым. Есть разве злодеи ради злодейства: вышел из дома, собаку пнул, у ребенка шарик лопнул, леденец у младенца отнял? На самом деле это штампы и стереотипы. Не бывает так. Он снаружи кажется злодеем, а внутри он какуюто миссию несет. И я несу какую-то миссию: говорю людям, что мир сложнее, чем кажется, ярлыки снимаю, помогаю людям мыслить шире (ведь вся фантастика помогает людям мыслить шире). Вот это моя миссия. And for fun — мне это весело, и, конечно, зарабатываю этим деньги.

- Почему попаданец именно в японского школьника?

— На меня большое впечатление оказал Николай Метельский (один из основателей жанра бояръ-аниме. — Ред.). Но на 6-м или 7 томе я с ним очень сильно не согласился. Есть такая история с бояркой в области психологии. Возрождается тысячелетний демон, и ведет себя как 14-летний подросток: обижонки детские, я вам всем буду мстить! Вот мне всего 50 и я никому не хочу мстить. И разводить из этого истерику на пустом месте — это не тысячелетний демон, это 14-летний подросток. И мне определенные реакции его не понравились, и я такой: хочу по-своему написать, и написал.

— Вот вы пишете в жанре исекай (попаданец. — Ред.), сейчас у вас в работе серия в жанре уся (боевые искусства. — Ред.). А откуда вы знаете все эти жанры, ведь даже среди окружающих нас людей не каждый знает, что это такое?

— Когда я сказал коллегам-юристам, что я завязываю с этим делом, а они: а что такое? А я им: да вот, пишу. А они: а что пишешь? И я им говорю: вот я вам скажу, а вы не поймете. А они: а почему? А я: потому что вы не знаете, что это такое — исекай.

Но все очень просто: я очень много читаю. Читаю, смотрю аниме, играю в игры. Я в потоке жизни со всеми, и то, что мне нравится, я с удовольствием перехватываю. Первое — я написал боярку, а потом один из моих любимых читателей написал, что ему нравится повседневность, а магия не нравится, и он говорит: а ты мог бы такое же написать, но без магии. И я написал «Новую жизнь», вообще без магии, там психология, проработка детских травм, умение поставить себя в коллективе. И она тоже людям понравилась. И потом подумал, надо что-то про Россию, и написал боярку про гусара Уварова. И еще одна серия в жанре уся «Сяо Тай», там у меня эксперимент с девушкой, мне очень нравится.

Сколько зарабатывают авторы самиздата

— Как быстро серия завоевала популярность? После которой вы стали коммерческим автором (чтобы стать коммерческим автором на АТ, автору необходимо набрать определенное количество прочтений. — Ред.).

— После первой. Когда я писал первую книгу, она была без обложки, без ничего, невычитанная совершенно, и люди мне помогали: обложку сделай — у тебя рейтинг повыше будет, то сделай, се сделай. Она еще написана была страниц на 20, не больше, и уже довольно популярная была. И я смотрел на количество прочтений, мысленно умножал на 100 рублей, и я уже считал себя миллионером, честно говоря. Потому что там: ого! Если каждый, кто прочитал, заплатил бы мне деньги, я бы действительно стал миллионером. Я и сейчас не жалуюсь, но из всего количества прочитавших реально деньги платят только 0,2%. Причем это только у нас, в России. Я вот сейчас работаю над тем, чтобы переводить на английский язык, потому что там совершенно другие масштабы.

Вот я пишу фанфик про Тейлор Рой, я считаю, у меня достойный фанфик. А есть еще отличный фанфик, называется Амелия. Его написала девочка из Штатов, учится в колледже в Вирджинии, ей 21 год. Я читаю ее фанфик на английском языке, он мне очень нравится. И вот под Новый год, как раз, когда ковид был, она выпустила одну главу и к ней она написала: «Мы закрываем донаты, за месяц собрали сумму 650 тысяч долларов». 650 тысяч долларов за месяц! Я сомневаюсь, что такие гонорары есть у писателей, которые пишут и издают бумажные книги. Даже близко нет. А это донаты. Вот куда надо выходить. А вот у нас привыкли не платить. По сравнению с тем, сколько читает первую книгу, и, когда уже вторая книга вышла, она уже платная, и она уже везде у пиратов. И я думаю: ну и ладно. Если хоть так читают, то пусть читают. Это замечательно, я же не только деньги здесь зарабатываю, а по крупицам ум вкладываю в голову.

И когда я начал писать, и увидел, что это пользуется популярностью, это меня очень вдохновляло. И я считал и думал: «Однако моя первая зарплата будет ого!». И действительно, моя первая зарплата была «ого!», но не такая «ого!», как я думал. В сто раз меньше, чем я рассчитывал. Но в десять раз больше, чем я зарабатывал юристом.

Фото: из личного архива Виталия Хонихоева

— У вас вышла бумажная книга — это для вас достижение?

— Я, кстати, раньше присылал свои книги в издательство АСТ, но каждый раз они мне отказывали. А сейчас на меня вышли, попросили, напечатали. Однако я понял, что бумажные издательства — прошлый век. Но для моих близких это важно: «бумажная книга — это значит, что ты действительно писатель». И с этой точки зрения я первый профессиональный писатель в роду, потому что я за издание не платил ни копейки, а они напечатали и еще мне сами деньги заплатили. Но я четко понимал, что там деньги не заработаю. Там реально копейки. А мне и статус не нужен. Я всегда считал себя писателем, но профессиональным — с того момента, как получил деньги на руки. С первого раза, как мне пришли деньги на карту, и я пошел их снимать, сразу сказал: все, я профессионал. Чем отличается профессионал от графомана — тем, что он зарабатывает этим деньги и на это живет.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру