Так с вводом в постоянную эксплуатацию БАМа страна получит второй, более короткий путь к Тихому океану, доступ к богатейшим природным запасам Сибири и Дальнего Востока, возможность приступить к строительству железных дорог в приполярные районы северо-востока, но это будет потом...
Первый десант прибыл в Бурятию весной 1974 года.
И тот, кто начинал эту дорогу с нуля, кто прорубал первую просеку, кто занимался прокладкой пути и строительством мостов, кто прорубал тоннели, тот знает, что дорога это «не просто рельсы в два ряда», а сама жизнь со своими сложностями, потерями и радостями. БАМ стал делом их жизни.
Я стала собкором на БАМе в 1984 году, когда Виктор Измайлов, назначенный главным редактором БГТРК, передал мне свою БАМовскую эстафету.
На БАМе за десять лет выросли удивительной красоты поселки, а в глухом таежном краю, куда редко заглядывали даже охотники, вырос красавец-город Северобайкальск, ставший столицей бурятского участка БАМа. Его возвели ленинградские строители, и в том узнавании и сходстве нового БАМовского города со своим старшим собратом — Ленинградом, есть их прямая заслуга.
Особая гордость строителей — железнодорожный вокзал, напоминающий легендарный крейсер «Аврора».
Кичеру строили эстонцы в традиционном национальном стиле с остроконечными крышами и крытыми лоджиями.
Ангою возводили азербайджанские строители. Там удивительный вокзал — половина бурятская юрта, вторая половина — мечеть, украшенная неповторимой красоты мозаикой.
Моя первая поездка на БАМ была на десятилетний юбилей Азбамстроя в Ангою. Там произошел забавный случай. Праздник был на природе.
Секретарь Северобайкальского горкома партии В.Нехланов мне сказал: «Сейчас познакомлю тебя с отличным мужиком, его помощь тебе будет неоценима». И подводит ко мне настоящего богатыря, а я-то метр с кепкой на пеньке. Богатырь протягивает мне руку — Кутузов. Я ему — Суворова. Над поляной повисла прямо звенящая тишина, а потом — хохот до слез — Кутузов с Суворовым встретились на БАМе.
Надо сказать, что с Виктором Даниловичем у меня сложились теплые и дружеские отношения, и он, будучи начальником Северобайкальского отделения железной дороги, действительно помогал нашей съемочной группе в каждый наш приезд. Светлая ему память!
Тогда, в день десятилетия, в стену вокзала была замурована капсула с письмом потомкам. К большому сожалению, дальнейшую судьбу этой капсулы я не знаю.
Поселок Новый Уоян ничем особым не отличается — обычный типовой на трассе БАМа.
А вот Янчукан — это нечто! Мы в первый раз приехали туда зимой. Представьте — белый, как сахар, снег, зеленые, удивительной красоты огромные ели, а среди них возвышаются пятиэтажки из розового туфа, который привозили сюда из Армении.
Очень надеюсь, что жизнь в Янчукане не погасла.
Поселок Северомуйск был самым красивым на БАМе. Там не было многоэтажек, одноэтажные дома украшало деревянное кружево, вырезанное умелыми руками бамовцев, причем рисунок не повторялся — у каждого дома был свой колорит.
Особое место в истории строительства БАМа занимали бойцы отряда «Комсомолец Бурятии», сформированного из числа лучших молодых людей нашей республики. Основной костяк его обосновался в поселке Таксимо, где теперь живут первостроители, их дети и внуки.
Я благодарна судьбе и Вите Измайлову за то, что дали мне возможность познакомиться с теми девочками и ребятами, которые корчевали тайгу, строили мосты и поселки, вгрызались в скалы, прокладывая железнодорожную магистраль. Я все это видела. Я обо всем рассказывала.
И Виктор Измайлов, будучи собкором, рассказывал о них в течение десяти лет и вклад его в строительство БАМа огромен.
Это он с ребятами из отряда «Комсомолец Бурятии» поднял со дна Баранчеевского озера гидросамолет Сергея Курочкина, разыскал оставшихся в живых первопроходцев БАМа, встречался с их семьями. А позже нашли на горе Шаман второй гидросамолет, который был доставлен в Москву в музей авиации.
Виктор Измайлов, Михаил Кокорин, Лева Бороев, Баир Алексеев и еще десятки комсомольцев отряда поставили перед собой цель — добиться, чтобы в Таксимо был памятник первопроходцам БАМа. И добились. Провели субботник для сбора средств на строительство памятника. Макет самолета был изготовлен на Улан-Удэнском авиазаводе. С большими сложностями его доставили в Таксимо. Все ждали торжественного открытия памятника, но...
В одну из командировок в Таксимо мы увидели на складе СМП-670 валявшийся под открытым небом в разобранном виде макет самолета. От возмущения просто не было слов. Как такое стало возможным? Кто виноват?
Мы сделали очень острый сюжет. Состоялся серьезный разговор в Северобайкальском горкоме и Муйском райкоме партии.
…Я была на открытии памятника. Это был праздник. Настоящий.
На горе над трассой БАМа, над вокзалом гордо высился самолет — памятник мужеству первопроходцам.
А на пьедестале — фамилии тех, кто завершил свой жизненный путь в водах Баранчеевского озера: Бабошин, Пашков, Тарасов, Тихонов, Цуренков, Козьмин, Курочкин.
Самолет в Таксимо — единственный в мире памятник — самолет над железнодорожным вокзалом. И в этом огромная заслуга Виктора Измайлова — талантливейшего журналиста, поисковика, романтика. Как много он сделал в своей жизни доброго, и как рано ушел. Светлая ему память!
Много замечательных людей я встретила на БАМе.
Миша Кокорин — всеобщий любимец, безотказный, улыбчивый, умеющий держать слово, за что и уважали. Комиссар отряда «Комсомолец Бурятии».
Виктор Войналович — фотограф от Бога. Уже около тридцати лет прошло со дня его трагической гибели, но и сегодня его уникальные фотографии можно увидеть по всей трассе БАМа, его помнят.
Александр Бондарь, А.А.Мезенцев, Сергей Ефимов, Нина и Геннадий Чурины, Марианна и Константин Болдыревы, Галина и Баир Доржиевы, Сергей и Наталья Хуторные, Наталья Морозова и многие-многие другие, чьи имена золотом вписаны в летопись БАМа. И БАМ работает, вопреки утверждениям скептиков, заявлявшим, что это дорога в никуда.
У меня счастливая журналистская судьба. Я видела и рассказывала о том, как прорубают в тайге просеки, как вгрызаются в скалы, строят тоннели, поселки, как укладывают рельсы. Я гуляла на комсомольских свадьбах и новосельях, встречала в Северомуйском роддоме тройню бамовчат, в Ирокинде спускалась в шахту, в артеле «Витим» мыла золото.
За годы работы спецкором я с группой сделала сотни сюжетов, в моем активе 14 часовых фильмов. И очень горжусь тем, что на звание «Заслуженный работник культуры Республики Бурятия» меня представил Северобайкальский горком партии.
Бамовцы умели не только хорошо работать, но и хорошо отдыхать. Очень много талантливых людей собрал БАМ.
Замечательная самодеятельность была в Северобайкальске. Это легендарный театр «Молодая гвардия», ансамбли «Юность БАМа» и «Жемчужина Байкала», «Байкальский сувенир».
В каждом бамовском поселке была своя самодеятельность.
Я уверена, что в Северомуйске до сих пор помнят «трех мушкетеров» — проходчика Юрия Бурова, сварщика Александра Качала и горноспасателя Олега Чистякова. Юрий и Александр — самодеятельные композиторы, Олег писал стихи. И песни у них были замечательные, которые живут и сейчас.
В Таксимо главным очагом культуры был ДК «Верас». До сих пор помню удивительной красоты голос Сергея Шаманского, и никогда не забуду выступление одной крохи, которая пела, аккомпанируя себе на клавишных, из-за которых ее практически не было видно. Вы хорошо знаете ее — это оперная дива, гордость Бурятии Ольга Жигмитова.
Более 20 лет Муйский отдел культуры возглавляла выпускница академии культуры Евгения Хайрова, моя дочь. Возглавляя отдел культуры, она одновременно была художественным руководителем ДК «Верас», являясь сценаристом, режиссером-постановщиком и ведущей своих программ.
Привлекая жителей поселка, коллектив «Верас» устраивал грандиозные красочные праздники проводов зимы, Сагаалгана, праздники детства, 9 мая — митинги-концерты, всевозможные шоу, концерты-конкурсы, новогодние и профессиональные праздники, культурно-спортивные мероприятия на стадионе и озере Ульто. Евгения писала хорошие стихи, а ее песня «Что такое Таксимо» стала гимном поселка. Евгения была в Таксимо уважаемым человеком, а минкульт республики, по достоинству оценив ее работу, присвоил ей звание «Заслуженный работник культуры Республики Бурятия», чем я очень горжусь.
Известно, что бурятский участок БАМа был самым сложным и он составил 325 км. Это 1/6 часть всей дороги.
Было прорублено более 2000 км просеки, возведено 250 мостов, 700 км железнодорожных путей, 6 тоннелей. На нашем бурятском участке работали люди 77 нацио-нальностей. И они через всю свою жизнь пронесли самое главное — высокое чувство ответственности за порученное дело перед народом, перед страной.
Сложно рассказать в небольшой статье о масштабах великой стройки и ее людях, время бежит, многое уже стерлось из памяти. Главное — БАМ построен и о нем еще долго будут слагать песни.
А закончить свои воспоминания я хочу стихами Леонтия Мухитарова:
Живи и здравствуй вечно, магистраль,
Живи и здравствуй, бамовцев плеяда,
Храни всегда в душе своей печаль
О тех, кто не дожил до этой даты.
Кого лишила радости судьба
Пройти весь путь сквозь «лихорадку буден»,
Пускай им вечным памятником будет
Живущий и работающий БАМ!
30 марта 2024 года «Бамтоннельстрой» и РЖД подписали договор на строительство второго Северомуйского, второго Кадарского и второго Кузнецовского тоннелей и нового железнодорожного моста через Амур. Ввод в эксплуатацию этих объектов позволит увеличить провозную способность БАМа и Транссиба до 270 млн тонн. Жаль, что я уже не смогу рассказать об этом.
Слышишь, время гудит — БАМ!