Экосистема Байкала стоит на пороге техногенной и экологической катастрофы

Причина - стремление развязать руки иркутским энергетикам

Недавно на сайте правительства РФ выставлен текст проекта и пояснительной записки по вопросу регулирования уровня озера Байкал в связи с деятельностью Иркутской ГЭС. В нем определены параметры уровня Байкала, регулируемые деятельностью гидроэлектростанции, а Общественная палата РФ обратилась ко мне с предложением прокомментировать данный документ.

Причина - стремление развязать руки иркутским энергетикам

В связи с этим я, как один из авторов отчета, принятого заказчиком – министерством науки и образования РФ в декабре 2023 года, должен высказать следующие предложения и замечания:

  1. Прежде всего, в отчете предлагалось сохранять уровень оз. Байкал в соответствии с режимом средних многолетних природных колебаний озера, существовавшим до строительства Иркутской ГЭС и после, и не превышавшим метрового диапазона от 455,00 до 456,00 м.
  2. Только в многоводный и маловодный периоды допускалась возможность краткосрочного увеличения или уменьшения пропуска воды через Иркутскую ГЭС и колебаний уровня озера не более чем на 20 см от указанного диапазона.
  3. Для сдерживания уровенного режима в природном метровом диапазоне предлагалось разработать новые Правила использования водных ресурсов оз. Байкал, предусматривающие возможность предварительного сбрасывания водной массы озера в период перед наступлением многоводья или накапливать необходимый объем воды перед маловодьем и тем самым не допускать экстремального повышения или понижения уровня Байкала, грозящих катастрофическими последствиями для экосис-темы озера и хозяйственной деятельности населения прибрежных территорий.
  4. Все иные предложения повышения или понижения уровня оз. Байкал и в том числе указанные в обсуждаемом проекте и достигающие диапазона в 2 м 31 см не имеют под собой никакого научного обос-нования или есть собственные дополнения чиновников, не согласованные с авторским коллективом отчета.

При этом возможность достижения отметки 457,85 м при любой водности в постановлении правительства РФ быть не должна по следующим причинам:

  • за весь более чем столетний период наблюдений такой отметки уровня оз. Байкал ни до строительства и ни после строительства Иркутской ГЭС не фиксировалось и почти на полметра превышает все ранее достигнутые максимальные уровни;
  • даже при достижении уровня оз. Байкал отметки 457,35 м неизбежно произойдет размыв островов Ярки, отделяющего озеро от дельты рек Кичера и Верхняя Ангара с катастрофическими последствиями разрушения экосистемы всего Северного Байкала;
  • для тех, кто не представляет, где расположены эти острова и их роль в экосистеме озера, должен отметить, что даже превышение отметки 457,20 с такой же неизбежностью вызовет размыв всех прибрежных участков Восточно-Сибирской железной дороги на Южном Байкале, федеральной трассы Улан-Удэ – Баргузин, визит-центра Байкальского заповедника, кладбищ приб-режных населенных пунктов и другие отрицательные последствия;
  • при достижении уровня озера отметки 457,85 м можно реально предположить, что плотина Иркутской ГЭС не выдержит такой нагрузки, а в сочетании с неизбежным подтоплением со стороны р. Иркут вся нижняя часть ангарского побережья г. Иркутска будет под водой;
  • следует отметить, что при отметках уровня оз. Байкал 457,85 м неизбежно потребуется пропуск водной массы через Иркутскую ГЭС в объеме более 5 тыс. м3/сек., последствия которого труднопрогнозируемы и не изучены.

5. При минимальных отметках озера ниже 455,80 м разрушаются все прибрежные нерестилища и места обитания ихтиофауны в дельте р. Селенги, в мелководных заливах оз. Байкал и других особо охраняемых природных территориях. Отметка 455,54 м — это практически «уровень мертвого объема», при достижении которого достигает минимума выработка Иркутской ГЭС, а ниже ее плотины обнажаются водоводы и лишаются воды все прибрежные населенные пункты по Ангаре и в том числе стратегические объекты атомной промышленности г. Ангарска.

6. В упомянутом отчете особое внимание уделено экономическому ущербу, который наносится хозяйственной деятельности населения в результате превышения природных колебаний озера. Компенсировать такой ущерб можно за счет введения энергетической ренты. Кроме того, льготный тариф на электроэнергию мог бы полностью элект-рифицировать центральную экологическую зону и тем самым минимизировать здесь загрязнение воздушной среды. Введение такого механизма регулирования уровня оз. Байкал есть необходимое условие финансового самоконтроля со стороны Иркутской ГЭС, а в соответствии со статьей 42 Конституции РФ «каждый гражданин имеет право на компенсацию ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

7. Кроме того, установлено, что кроме экологических последствий резкие сезонные колебания даже существующего объе-ма водной массы оз. Байкал провоцируют возникновение техногенных сейсмических колебаний в фундаменте Байкальской впадины. Поэтому можно уверенно прогнозировать, что превышение уровня озера выше средних многолетних наблюдений неизбежно вызовет дополнительные напряжения в сейсмически активной Байкальской рифтовой зоне и в первую очередь в ложе Иркутского водохранилища с катастрофическими последствиями для плотины Иркутской ГЭС и г. Иркутска.

Таким образом, можно сделать вывод, что обсуждаемый проект постановления по данному вопросу не имеет никакого отношения к регулированию уровня оз. Байкал, а просто «развязывает руки» энергетикам для достижения неограниченной максимальной выработки, ибо указанные (разрешенные) параметры не могут быть достигнуты при любых режимах водопользования в обозримом отрезке исторического времени.

Как известно, до настоящего времени в споре с «зелеными» не приняты изменения в законе «Об охране оз. Байкал», где речь идет только о рубках двух сотен деревьев на его побережье. С этой точки зрения принятие постановления правительства в редакции МПР РФ есть неизбежная техногенная и экологическая катастрофа для всей экосистемы оз. Байкал, отрицательные последствия которой несопоставимо грандиознее, чем все рубки на Байкале.

В контексте обсуждения этого документа должен еще раз отметить, что сегодня в результате неквалифицированного обсуждения экологические проблемы сохранения экосистемы оз. Байкал зашли в тупик и требуют системного научного обсуждения на уровне специалистов, которые не только видели с берега его красоты, а более всего десятилетиями имели возможность его изучения и над водой, и под водой. И в том числе они смогли бы дать ответы по каждому пункту моих предложений и замечаний, которые полностью исключают возможность принятия документа, предложенного МПР РФ по данному вопросу. При этом ключевой проблемой решения проблемы регулирования уровня оз. Байкал является компенсация ущерба, наносимого его экосистеме и хозяйственной деятельности местного населения.

В заключение вынужден вновь повторить, что в соответствии с Конституцией РФ (ст. 2) «Человек и его права и свободы являются высшей ценностью и соблюдение и защита этих прав и свобод – обязанность государства» и никакие природоохранные мероприятия и интересы энергетиков не могут ограничивать уровень жизни местного населения.

Кроме того, в статье 72 Конституции РФ указано, что вопросы владения, пользования и распоряжения всеми природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, что исключает возможность принятия любых природоохранных директив без согласования с регионами.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 26 июня 2024

Заголовок в газете: Новый уровень угрозы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру