Помимо самых популярных у россиян Пицунды и Гагры это Новый Афон, Багрипш, Сухум и еще более десятка других курортных городов, расположенных вдоль 210-километровой береговой линии от границы с Россией, примыкающей к Адлерскому району Сочи, до Грузии. С этой страной граница закрыта со времен грузино-абхазской войны 1992-1993 годов.
Мрачные времена
Многолетний конфликт перерос в вооруженное столкновение в 1992 году в связи с вводом на территорию Абхазии сил Национальной гвардии Грузии. Боевые действия, продолжавшиеся с переменным успехом больше года, унесли жизни около 10 тысяч человек и привели к опустошению обширных районов вследствие массового исхода грузин из Абхазии. Свои дома покинули порядка 250 тысяч человек, составлявших половину населения Абхазии, — места компактного проживания грузин теперь называются поселениями-призраками и являются объектами туристического показа. Следы пуль и снарядов как незаживающие раны до сих пор хранят на себе стены жилых и административных зданий в ряде населенных пунктов, включая столицу государства — Сухум. Местные жители объясняют это просто: «Чтобы помнить!».
В 1994 году представители Грузии и Абхазии подписали в Москве соглашение о прекращении огня. На основании этого документа и последующего решения совета глав государств СНГ в зоне конфликта с июня того же года были размещены коллективные силы СНГ по поддержанию мира, полностью укомплектованные российскими военнослужащими. Независимость Абхазии признали всего пять государств — членов ОНН из входящих в организацию на тот момент 193 государств. В абхазских школах знают их наизусть — это Российская Федерация, Никарагуа, Венесуэла, Науру и Сирия.
Особые отношения
С Россией у Абхазии сложились за эти годы особые отношения. Достаточно сказать, что русский наряду с абхазским является государственным языком, им прекрасно владеет местное население, особенно живущее в курортных городках, валютой является российский рубль, а львиную долю туристских посещений обеспечивают именно россияне. Наконец, в Абхазию можно приехать по обычному российскому паспорту и, учитывая все это — общую советскую историю, язык общения, платежное средство и российское (двойное) гражданство значительной части местного населения, — чувствовать себя в Абхазии как дома, но при этом не забывать, что в гостях.
Уважать традиции
В 2023 году постановлением правительства Абхазии штраф за появление в купальниках в общественных местах с 300 рублей вырос до 6 тысяч. И первое время мужчин с голым торсом и женщин в пляжном костюме вне зон отдыха показательно штрафовали. Инициатива штрафовать туристов за непотребный вид пошла снизу — от самих абхазов, посчитавших оскорбительным вид мужских пивных животов и возрастного женского целлюлита в магазинах, кафе, ресторанах, а, тем более, в местах туристического показа, имеющих сакральное значение. Традиции нужно уважать!
Сами абхазы предпочитают простую одежду темных цветов, мужчины и девушки носят свободные брюки. Женщины постарше — юбки, обязательно закрывающие колени. Если шорты, то максимально длинные, ниже колен. Поэтому и туристам рекомендуется учесть местный менталитет и не носить короткие шорты, юбки и платья, дабы не вызвать недовольство со стороны абхазов, от которых нет-нет, но можно случайно услышать: «Как надоели эти русские!». Судя по всему деньги, которые сюда привозят туристы, обеспечивая существование местных жителей, не являются индульгенцией на бесчинства.
Наличный расчет
Перед поездкой в Абхазию следует позаботиться о наличности — банковские карточки тут не в ходу, рассчитываться ими можно лишь в нескольких крупных магазинах, которые еще нужно отыскать, а уж найти банкоматы — миссия почти невыполнимая. Может оказаться, что за все время отдыха вы так и не воспользуетесь привычным для России платежным средством, но зато освежите в памяти навыки расчета бумажными деньгами, особенно на рынках, в павильонах или на экскурсионных тропах к ущелью Черниговка, что в горах за Сухумом, или по пути к легендарному озеру Рица.
Праздник круглый год
Пляжный сезон в Абхазии благодаря субтропическому климату продолжается с мая до октября, а курортный — круглый год. Зима в Абхазии недолгая, теплая и практически без снега. Январь — период созревания апельсинов, что само по себе является поводом сюда приехать. Весна ранняя, быстро переходящая в продолжительное лето, а осень — бархатный сезон, любимое время для пожилых, семей с маленькими детьми и поклонников познавательного туризма: в Абхазии с древнейшей историей есть на что посмотреть и чему удивляться. А к услугам российских туристов — сотни местных агентств и индивидуальных экскурсоводов с широким спектром цен и тарифов.
Самый теплый курорт на всем Черноморском побережье — это Гагры, а самая низкая влажность — в Пицунде. Температура воды в Черном море в июле-августе поднимается до 26-27 градусов, что привлекает ту часть россиян, которые на первое место ставят пляжный отдых.
Пик туристских прибытий приходится на июль-август и количество людей в курортных городках увеличивается в разы. В той же Пицунде официально зарегистрировано порядка 4,5 тыс. жителей. Но на центральных улицах и аллеях, ведущих к морю, в иные часы многолюдно как на Бродвее. И практически весь этот людской поток — россияне, приехавшие сюда, кто на личном автотранспорте, кто на поезде, а кто и самолетом, как мы, например. Такую возможность впервые для жителей Бурятии предоставила авиакомпания «Ай Флай», открывшая этим летом прямые беспересадочные рейсы по маршруту Улан-Удэ — Сочи и обратно. На маршруте задействован самолет Airbus А330-300. Предположительно, до середины октября перевозчик будет выполнять два вылета в неделю: из Улан-Удэ в Сочи — по понедельникам и пятницам, в обратном направлении — по четвергам и воскресеньям. А из Адлерского аэропорта города Сочи до границы с Абхазией — рукой подать.
Вдоль по Кипарисовой
— У нас, в Пицунде, вода чище, — рассказывает Инга, хозяйка двухкомнатной квартиры, которую она сдает отдыхающим всего за 33 тысячи рублей за десять дней. — В Гаграх крупногалечный пляж сейчас засыпают привозным песком, и вода там мутная, а еще понастроили мелких отелей без очистных и все какашки — прямо в море. Так что вам повезло.
От жилого микрорайона до бесплатного городского пляжа 30 минут ходу, если шагать быстрее — то и 20 минут. На пути — несколько мини-рынков и оптовок, открывающихся примерно в 7 часов утра. Там можно застрять надолго, если пробовать чачу, местные коньяки, вино, гранатовый сок, мандариновый напиток. Купить южные экзотические фрукты и ягоды и, наконец, узнать, как на самом деле выглядит созревший плод священного инжирного дерева. Крупные каплевидные плоды его настолько нежные, что хранятся не более двух-трех дней, поэтому в наши широты он поступает исключительно в сушеном виде.
Цены на фрукты и ягоды меняются едва ли не ежедневно, достигая пика в июле-августе. В оптовых магазинах, где затариваются местные бабушки и мелкие бизнесмены для перепродажи «за углом», они доступные, увеличиваются, достигая максимума в торговых павильонах вдоль аллей и улиц, ведущих к пляжам и объектам экскурсионного показа. Например, килограмм свежих персиков на оптовке стоит 100 рублей, а у побережья 200.
— Не берите ничего возле пляжей — без штанов останетесь! — предупреждает Инга. — Покупайте лучше здесь, на рынке. Треть бюджета сэкономите. Как минимум.
То же относится и к многочисленным кафе, ценники которых отпугивают бюджетных туристов и заставляют искать более скромные точки общепита, находящиеся за пределами пляжных зон. В них недостатка нет. Немного ходьбы вглубь городка — и вы экономите до 30 процентов предполагаемых затрат на обед, чек на который в расчете на четыре персоны начинается от 2,3 до 5 тысяч рублей — опять же в зависимости от того, какой вид открывается за окном: морской пляж или унылые многоэтажки, построенные в советское время. И это считается по-божески.
В том же российском Адлере или в Сочи один чебурек обходится туристу в 600-700 рублей. В Пицунде свежеиспеченный чебурек не превышает 200 рублей, но можно купить и за 150. А одно из самых популярных блюд — хачапури по-аджарски — за 300-350 рублей. Этой лепешкой из теста и сыра сулугуни, выполненной в виде лодочки и украшенной яичным желтком, бывает достаточно, чтобы надолго оставаться сытым.
— У нас в Пицунде дешевле отдых, чем в Сочи, — комментирует Инга. — Была я там! На дорогах — пробки, сервис сомнительный, а цены — конские.
Древняя история
Как бы ни тянуло к морю, как бы ни лелеять мысль об отдыхе на пляже — лежать подобно овощу и ни о чем не думать, долго находиться под жарким солнцем не только немыслимо, но и вредно для здоровья. Туристы заполняют перерывы между выходами на пляж поездками по знаковым местам Абхазии. История государства делится на несколько периодов, первый из них — греческий, ведет отсчет с VI века до нашей эры и связан с колонизацией греками ее побережья, о чем свидетельствуют находки греческой керамики архаического времени. Греками, в частности, были основаны портовые города-колонии на месте нынешнего Сухума, Очамчиры, Пицунды, говорится в Википедии.
С 64 года до нашей эры Абхазия перешла под контроль римлян. Под их властью оказались и сформировавшиеся к I веку нашей эры местные племена.
Так называемый византийский период ознаменовался крещением Абхазии, что произошло намного раньше, чем христианство пришло в Россию, — в VI веке нашей эры. С тех пор в Абхазии стали строиться церкви и монастыри. Одним из самых древнейших храмов, сохранившимся до наших дней, является Патриарший собор в Пицунде, где совершалось таинство крещения, выбирали патриархов и рукополагали епископов. В 1974 году было принято решение об организации в Патриаршем соборе концертного зала, после чего год спустя был установлен орган и оборудована сцена. Долгое время органный зал по своим размерам и качеству звучания занимал третье место в СССР.
И еще одна деталь из истории Патриаршего собора. В начале IV века Иоанна Златоуста изгнали в ссылку. Конечной точкой его путешествия была Пицунда, храм которой изъявил готовность приютить богослова. Но по пути в Абхазию Иоанн скончался. Под алтарем церкви установили гробницу и хранили в ней частицу мощей святителя, пока ее не забрали в Константинополь.
В VI веке началось формирование Абхазского царства со столицей в Лыхны. В его состав входила не только Абхазия, но и Западная Грузия. Столица сперва находилась в Анакопии (нынешний Новый Афон), а в начале IX века переместилась в Кутаиси (Грузия) и государство, по сути, стало грузинским. Но после нашествия Тамерлана грузинское царство начало распадаться, что спровоцировало обособление абхазских князей.
Во второй половине XVI века усилилась зависимость Абхазии от Османской империи, построившей на берегу Черного моря многочисленные укрепления. Значительная часть населения Абхазии была обращена в ислам, сопротивление абхазов уничтожению их духовных и материальных ценностей выражалось в нескольких антитурецких восстаниях. С конца XVIII века абхазские князья искали спасение от турецкого гнета — и нашли его в виде покровительства России. 1 марта 1810 года вышел манифест Александра I о присоединении Абхазского княжества к Российской империи.
Новый Афон
Новый Афон в Абхазии считается религиозным центром республики. Здесь находятся главный монастырь Абхазии — Новоафонский, грандиозный архитектурный комплекс, основанный в 1875 году русскими монахами при содействии российского императора Александра III; древнейший (X век) собор Успенья пресвятой Богородицы, главной реликвией которого является чудотворная икона «Знамение», подаренная храму российским императором Александром II; Новоафонский водопад, возникший в результате строительства в конце 19 века монахами плотины для обеспечения монастыря электроэнергией; церковь и грот святого апостола Симона Кананита, сына святого Иосифа, по плоти — брата самого Иисуса Христа. По преданиям, святой апостол проповедовал учение Христово в Иудее, Египте, Ливии, Киринее и Британии. В 50-х годах нашей эры он нашел приют в Абхазии. Здесь сохранился прижизненный наскальный отпечаток ноги апостола и келья, в которой он жил до тех пор, пока не был убит римскими язычниками. По одним сведениям, его распяли на кресте, по другим — живьем распилили на части и показывали голову новообращенным христианам.
Особое место занимает Новоафонская пещера, являющаяся одной из крупнейших в мире, но не самой крупной в самой Абхазии (другие просто недоступны для туристов). Ее открыл в 1961 году абхазский художник и скульптор Гиви Смыр и сообщил о находке спелеологам. Глубина Новоафонской пещеры составляет 183 метра, а ее протяженность достигает почти двух километров. Она состоит из девяти «залов», из которых в большинстве проводятся ежедневные экскурсии. В ней имеются два озера, в которых есть жизнь, растут сталактиты и сталагмиты. В пещеру, где постоянно держится температура плюс 14 градусов, туристов доставляет специальный поезд по специальному же метрополитену протяженностью 1,3 километра. Время в пути составляет не более 3 минут. В одном из «залов» благодаря особой акустике часто устраивают концерты.
«Дворников здесь нет»
На что обязательно обращает внимание любой турист, это отсутствие урн и общая запущенность. Ту же урну проще найти в ущелье Черниговка, чем на Кипарисовой аллее, ведущей к морю, или даже в жилом секторе Пицунды. Поэтому отдыхающие в лучшем случае носят пустую тару из-под напитков или упаковку от мороженого с собой до тех пор, пока не находят мусорный бак. В худшем — выбрасывают прямо на улице.
— Дворников здесь нет, — поясняет Инга. — Абхазы заняты исключительно своими делами — торговлей и туристами, а на уборку мусора или любые строительные работы власти нанимают мигрантов. Думаете, почему мэр Нового Афона считается самым успешным? Потому что он больше других нанимает мигрантов на городские работы.
Долгострой и заброшки
Двоих таких мигрантов, узбеков по национальности, нам посчастливилось увидеть на укладке тротуарной плитки в Пицунде. За два дня под палящим солнцем они выложили несколько метров тротуара и исчезли, оставив объект недоделанным. К слову, долгострой и заброшки — еще одна отличительная особенность Абхазии. С заброшками, щедро увитыми южной растительностью, вроде бы все ясно — полуразрушенные объекты рекреации советских времен постепенно ветшают из-за отсутствия денег на их демонтаж. Наш экскурсовод Инга объяснила, почему так много недостроенных зданий.
По ее словам, местные бизнесмены получают земельные участки и постепенно их осваивают. На строительство отеля порой уходит несколько лет. В течение каждого пляжного сезона они аккумулируют деньги, получаемые с действующих отелей, а часть средств вкладывают в продолжение строительства.
Курица, несущая золотые яйца
Смотришь на будущие дворцы и думаешь: Черное море, субтропический климат, целебный воздух — чем не курица, несущая золотые яйца? Но после обретения независимости республика увязала в экономических проблемах, как муха в меде. Потенциал Черного моря не используется на благо государства даже наполовину из-за отсутствия ресурсов, местное население полагается исключительно на себя, туристов и российское правительство. Бюджет Абхазии в 2023 году составлял всего 12,5 млрд рублей, из которых финансовая помощь России составляла порядка 5 млрд рублей. На минуточку: бюджет Бурятии в том же году превысил 100 млрд.
Как утверждает один из авторов Википедии, которую трудно уличить в симпатиях к России, «Абхазия находится в клиент-патронских взаимоотношениях с ее патроном — Россией». И что подобная конструкция «позволяет республике преследовать свои собственные интересы, а России — допускать подобное, например, нежелание Абхазии разрешить гражданам РФ покупать недвижимость в Абхазии».
Местный таксист по имени Лихас, также занимающийся торговлей вином, подтвердил нам этот тезис:
— Да, русским нельзя здесь покупать недвижимость и вести строительство. Но русские все равно пытаются вложить сюда деньги. Просто договариваются и оформляют доверенность на партнера из Абхазии, — рассказал он, подвозя нас на своем стареньком «Ипсуне» из Гагр в Пицунду.
На прощание он поинтересовался, понравилось ли нам в Абхазии. Не кривя душой, ответили: «Очень!».
Мы вновь вспомнили откровения Лихаса, когда пришло время возвращаться домой, в Россию. Последние километры по Абхазии до границы с РФ и первые же километры по Адлерскому району Сочи с его ровными дорогами, богатой инфраструктурой и роскошными отелями, коими, кажется, занят каждый квадратный метр земли, четко показали огромную разницу в развитии.
Ограничение россиян в приобретении земли и недвижимости — мудрое решение. Трудно сказать наверняка, удастся ли когда-нибудь российским лоббистам добиться обратного, но в одном можно быть уверенным — как только запрет будет снят, деньги состоятельных россиян хлынут в Абхазию рекой со всеми вытекающими из этого последствиями.