Размышление о демографической ситуации в ДФО: где человеку жить хорошо?

Для начала необходимо разработать мероприятия по закреплению оставшегося в регионах Дальневосточного федерального округа населения

В региональном приложении к «Российской газете» от 14 июня 2024 года №128 опубликованы материалы к ежегодной Всероссийской конференции «Демографическое развитие Дальнего Востока». К сожалению, судя по этим материалам она в лучшем случае опять сведется к лозунгам типа «нам бы жителей побольше», без особого объяснения причин, которые влияют на конечный результат существующей демографической политики.

Для начала необходимо разработать мероприятия по закреплению оставшегося в регионах Дальневосточного федерального округа населения
Loon

Удивительно, что тренд сокращения численности населения на Дальнем Востоке возглавляет Приморский край, где расположена столица ДФО, а благоприятные природные условия позволяют отнести его ландшафты к холодным субтропикам, где даже растет виноград.

С этой точки зрения сложно объяснить, что единственным регионом с ощутимым ростом численности населения на Дальнем Востоке является Якутия, которая совсем не отличается комфортным климатом. Кроме Якутии небольшой прирост численности населения показывают Камчатский край и Чукотский автономный округ, где климат и логистика экстремальны по своим показателям. Таким образом, природные условия Дальнего Востока не следует принимать как основной фактор, объясняющий существующий отток населения.

Арнольд Тулохонов

Даже, в первом приближении можно убедится, что причины демографической ситуации и в России и на Дальнем Востоке имеют более глубокие корни. И вряд ли редкие положительные примеры прироста населения здесь относятся к заслугам федеральной и региональной власти. Проще объяснить рост численности населения в Якутии, в Камчатском крае, Чукотском автономном округе и минимальное снижение в Магаданской области тем, что здесь наиболее высокая оплата труда, сохранившаяся еще с времен плановой экономики.

На этом фоне будет объективным отметить и тот факт, что миграционный отток населения из дальневосточных регионов достиг своего пика и основная часть пришлого населения времен ударных комсомольских строек уже вернулась на историческую родину, а оставшиеся просто не имеют такой возможности.

Кроме того, необходимо отметить, что положительная демографическая ситуация характерная для национальных регионов Сибири и Дальнего Востока, где коренное население традиционно сохраняет свой жизненный уклад и связи с окружающей средой. К таким регионам, где относительна велика численность коренного населения, относятся Тува, Горный Алтай, Хакассия.

Таким образом, можно утверждать, что тренд уменьшения населения в Сибири и на Дальнем Востоке достиг своих пределов и не имеет особого отношения к демографическим усилиям государства и теперь определяется факторами естественной смертности и рождаемости.

На этом фоне отток населения из Республики Бурятия может объясняться сравнительно малой численностью бурят в общем составе населения региона и транспортной доступностью к центральным районам России. В отличие от других автономий, в Бурятии значительно меньше численность коренного населения, владеющего родным языком, а основная часть, по сравнению с той же Якутией, более русифицирована в культурном отношении и, соответственно, более мобильна.

Гибельная роль в этой демографической ситуации для российской периферии принадлежит внедрению болонской системы образования. В результате единого госэкзамена наиболее подготовленная часть абитуриентов, особенно из малых городов и сел поступает в центральные вузы и уже не вернется в родные места. Вслед за детьми на запад потянулись их родители, и эта тенденция возрастает.

Как член Совета Федерации, я на всех уровнях власти безуспешно говорил о губительности системы ЕГЭ для российского образования и ее периферии. Однако и сегодня в руководстве этой сферы есть люди, которые разрушили лучшую в мире советскую систему образования и все еще пытаются модифицировать ее на западный лад.

Для  решения демографической ситуации в Сибири и на Дальнем Востоке необходимо, прежде всего, разработать мероприятия по закреплению оставшегося населения. В этих целях нужно восстановить прогрессивную шкалу оплаты труда и социальных льгот в зависимости от стажа работы, хотя бы от 1 года до 10 лет.

При этом, преимущества проживания в районах Дальнего Востока и Севера должны быть «привязаны» к месту жительства. Не целесообразно напрямую конвертировать региональную часть оплаты труда в денежные выплаты. Это может быть бесплатное служебное жилье с правом передачи в собственность через 5-10 лет, льготные тарифы на ЖКХ или бензин на заправках. Еще много лет назад В. Жириновский предлагал отменить НДФЛ для жителей Дальнего Востока. Не может быть, чтобы сторож в здании Газпрома получать больше профессора на Сахалине, а в больнице алмазной столицы - городе Мирный не было средств на ремонт машин скорой помощи.

На фоне отрицательной демографической ситуации разворачивается модернизация Восточного полигона, который «заточен» только на увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба и нет ни одного пункта, ориентированного на повышение уровня жизни местного населения, как и документа стратегического планирования развития всей зоны БАМа.

В конечном итоге, эффективное экономическое развитие российских регионов должно быть обосновано их социально-географическим районированием, где в равной степени учитываются природные условия, транспортная удаленность от центра и мест отдыха, наличие трудовых ресурсов, приграничное положение, частота стихийных явлений, качество образования и другие факторы.

К сожалению, существующие федеральные округа, на которые «нарезана» Россия, не учитывают такую специфику и все государственные директивы, такие, как демографическая политика, материнский капитал, пенсионное обеспечение, налоговая система унифицированы для всей огромной территории страны и тем самым снижается их эффективность.

Для оценки эффективности социально-экономического развития дальневосточных регионов и демографической характеристики особый интерес представляет сравнение Чукотки и Аляски, имеющих близкие природные условия. На фоне сокращения общей численности населения Чукотки и его коренного населения, на Аляске с 1970 по 2000 годы численность аборигенов увеличилась вдвое. Для улучшения жизни коренного населения из бюджета ежегодно выплачивается около 1 млрд долл. Эскимосским общинам выплачивается от 3% до 5% прибыли местных нефтяных предприятий. Аляска является единственным штатом в США, где доходы бедной части населения, включая индейцев, растут быстрее, чем доходы богатых.

На Аляске земельная собственность разделяется на федеральные земли, земли штатов, частные земли и собственность коренных народов. Кроме того, законы здесь направлены на увеличение численности постоянного проживающего населения. Одним из факторов повышения уровня жизни местного населения является развитие авиационного транспорта, которое вполне компенсирует оторванность штата от материковой части страны.

На Аляске существует около 250 аэропортов и почти 270 авиакомпаний, на которых базируется около 11 тыс. самолетов, 85% из них легкие одномоторные. Авиабизнес Аляски это 3,5 млрд долларов и 47 тыс. рабочих мест. Столичный аэропорт Анкоридж обслуживает свыше 5 млн. пассажиров в год и в том числе транзитные рейсы из США в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Такое сравнение позволяет сделать вывод о необходимости приоритетного развития в дальневосточных регионах авиационного кластера, который должен быть не только основой социально-экономического развития российской периферии, а, прежде всего, связующим звеном с центральными регионами страны.

Как известно, одним из главных условий высоких жизненных стандартов общества является возможность свободного перемещения его членов, не ограниченное техническими или финансовыми факторами, то, чего нет ни в одном российском документе, определяющем территориальное и экономическое развитие его регионов.

Между тем, до настоящего времени нет «Стратегии социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа», которая должна коррелироваться с принятой ранее программой Сибирского федерального округа. Формально существует в архивах «Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока», утвержденная правительством еще до событий СВО, где даже нет упоминания о Восточном полигоне и других геополитических новациях сегодняшнего дня.

И это только часть задач, которые должны обсуждаться на ежегодной Всероссийской конференции «Демографическое развитие Дальнего Востока», претендующей на роль авторитетной экспертной платформы, как утверждают ее организаторы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру