Останется ли Бурятия Центром российского буддизма?

Республике пора беспокоится или спор ни о чем?

За неделю до старта II Международного буддийского форума в Улан-Удэ в «Независимой газете» вышла статья с говорящим названием: «Буддисты переходят под духовное управление Москвы». В публикации говорится, что Буддийская Сангха России, похоже, от состояния раздробленности переходит к «четко выстроенной двуполярности» и что «формируется новое административное средоточие общин — Центральное духовное управление буддистов (ЦДУБ)».

Республике пора беспокоится или спор ни о чем?

Автор публикации замечает, что «после многих лет стараний превратить Буддийскую традиционную Сангху России (БТСР) в главную буддийскую организацию страны, определяющую жизнь последователей дхармы в нескольких регионах, кажется, ставка теперь делается на ЦДУБ, преимущество которого заключается в том, что штаб-квартира этой централизованной организации находится в Москве, а не в далеком Улан-Удэ, как у БТСР».

Несмотря на некую неуверенность в тезисах («похоже», «кажется»), журналист, тем не менее, настойчиво говорит о «новом центре силы», которой кем-то отдается приоритет и что «там сразу взяли курс на объединение общин самых разных направлений и школ, а не только тибетского буддизма Махаяны, и даже еще конкретнее — школы Гелуг, которая преобладает в Бурятии». ЦДУБ также ориентировано на приобщение к единой иерархии представителей разных народов, традиционно исповедующих буддизм. Эту централизованную организацию в начале 2024 года возглавил выходец из Калмыкии геше Йонтен (Сергей Киришов), отмечается в публикации.

Журналист «Независимой газеты» утверждает, что якобы долгое время несколько регионов (Бурятия, Тыва, Калмыкия, отчасти Алтай) спорили о статусе «главной» буддийской территории России. И будто бы ламы Калмыкии были не очень довольны, что не они, а бурятские духовные лидеры представляют эту традиционную религию на общероссийском уровне, в том числе перед властями страны. «Административный вес Киришова пока кажется не таким солидным, как у руководителя БТСР Хамбо ламы Дамбы Аюшеева, который состоит в совете при президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями, — рассуждает автор. — Киришов же представляет буддистов в Общественной палате РФ. Зато ЦДУБ демонстрирует динамику роста».

Реальное существование «спора» и причин для «недовольства» газета пытается подтвердить высказыванием самого Киришова: «Все буддийские организации не конкурируют между собой, а довольно успешно сотрудничают, — сказал он, вероятно, в ответ на просьбу журналистов описать отношения ЦДУБ с другим крупнейшим объединением — БТСР. При этом на официальном сайте организации точного списка всех участников объединения нет» (конец цитаты). Однако здесь, в Бурятии, ни о каком споре, а уж тем более о недовольстве калмыцких лам никогда и не слыхивали.

«Намек на общие корни ЦДУБ и БТСР, берущие начало во временах всесоюзной централизации религиозной жизни, вероятно, должен подчеркнуть целеустремленность, равновеликость и серьезные намерения руководства обеих структур, а также тех, кто обеспечивает переформатирование отечественной Сангхи на федеральном политическом уровне», — заключает автор статьи.

«Где Хамбо лама Итигэлов, там Центр российского буддизма»

«Статья в уважаемом мною издании по стилю изложения похожа на «протокол о намерениях», применяемых при заключении сделок в бизнесе, — комментирует публикацию бывший заместитель председателя Народного Хурала Бурятии Цыденжап Батуев. — Почему такое сравнение? Это напрашивается из вывода статьи о том, «что намек на общие корни ЦДУБ и БТСР, берущие начало во временах всесоюзной централизации религиозной жизни, вероятно, должен подчеркнуть целеустремленность, равновеликость и серьезные намерения руководства обеих структур, а также тех, кто обеспечивает переформатирование отечественной Сангхи на федеральном политическом уровне». «Серьезные намерения» в чем и как далеко эти серьезные намерения у этих структур могут пойти? Насколько я знаю, ни БТСР, ни Хамбо лама Дамба Аюшеев никогда открыто не претендовали на всеобщее руководство. О какой равновеликости двух буддийских объединений пишется, если в самой статье говорится, что у ЦДУБ пока на официальном сайте даже точного списка числа участников нет? Далее, кто это, «обеспечивающие переформатирование отечественной Сангхи на федеральном политическом уровне». Последнее вообще как-то «упаковано», что остается гадать о ком или о чем идет речь! Есть также вопросы к выводам автора статьи по поводу нескольких лет стараний объединить все буддийские организации страны. Кто «старался» и почему этого не случилось? Кто или что этому помешало? Интересен посыл и о том, что ЦДУБ изначально нацелен на объединение всех буддийских общин. Возможно, в РФ много разных буддийских школ, что настало время их объединить. Вот только зачем? Чтобы придать им еще большую динамику на их дальнейшее распространение? Как известно, исторически в нашей стране развивалась школа Гелугпа. Выдающиеся отечественные буддийские священнослужители развили и обогатили ее содержание! В традиционных религиях РФ, исламе и иудаизме есть «многоначалие» в виде двух верховных муфтиев и раввинов, как цент-ров принятия решения. У кого-то возникает желание что-то подобное сделать в российском буддизме? Какую реакцию это вызовет в этнической Бурятии? Скорее всего, по-буддийски спокойную. Тем более, что приход XII Пандито Хамбо ламы Даши-Доржо Итигэлова не оставляет сомнений в вопросе о нахождении Центра российского буддизма. Где Хамбо лама Итигэлов, там Центр российского буддизма».

Буддийские святыни

О Центре российского буддизма говорил и глава Бурятии Алексей Цыденов на пресс-конференции в ТАСС, посвященной II Международному буддийскому форуму, стартовавшему в Улан-Удэ 12 августа. И не исключено, что он уже был знаком с публикацией в «Независимой газете». Цыденов особо остановился на символах.

— У нас находится статуя Зандан Жуу, одна из трех, сделанных при жизни Будды, — мировая буддийская реликвия, — сообщил на брифинге глава республики. — У нас расположен Институт монголоведения, буддологии и тибетологии (ИМБТ СО РАН), который более 100 лет занимается научной деятельностью в этой сфере, изучением старых восточных буддийских рукописей. Их число больше, чем даже в Эрмитаже. У нас, в Бурятии, с 19-го века находится Атлас тибетской медицины — 76 листов. Их всего два в мире. Другой, находящийся в Тибете, Лхасе, недоступен. Поэтому во всем мире о содержании Атласа тибетской медицины знают из нашего, бурятского. Он давно изучается, многие вещи из него легли в основу классической медицины. На основании трактата сделано 300 научных работ, зарегистрированы 80 патентов медицинских. И Бурятия — единственный регион, где методы восточной медицины доступны любому гражданину по обычному полису ОМС. Мы являемся аккредитационным центром России по иглорефлексотерапии. Это имплементировано в нашу повседневную жизнь — восточная медицина развивается как историческое наследие буддийской традиции, буддийских методов врачевания. И сейчас мы раненых бойцов СВО быстрее поднимаем на ноги благодаря восточной медицине. Здесь, в Бурятии, все плотно переплетено — традиция, история религии, текущая жизнь.

История профессора из Японии

Рассказал глава Бурятии и о феномене Пандито Хамбо ламы Даши-Доржо Итигэлова, нетленное тело которого находится в Иволгинском дацане. «С ним много мистических вещей связано, которые звучат фантастически, а некоторым был сам свидетелем», — сказал Алексей Цыденов.

Ведущая, заинтересовавшись, попросила поделиться хотя бы одним таким фактом, свидетелем которых Алексей Цыденов являлся сам.

— Я расскажу не про себя, а про известного японского ученого. Мы искали технологию очистки отходов на озере Байкал, и нашли лучшую в мире, оказавшуюся в Японии. В 2019 году пригласили японского профессора — автора разработки — к нам, он приехал, и мы повезли его в наш в храм (Иволгинский дацан. — Ред.). Он подошел к нетленному телу Хамбо ламы Итигэлова. И если до этого момента профессор с нами немного через переводчика, но общался, а когда вышли из храма, перестал что-либо говорить. Он уехал, а через три месяца поехали к нему в Японию. И я его не узнал, — повествует Алексей Цыденов. — Был такой профессор-профессор, весь погруженный в себя, а тут такой франт, в костюме, прическа, и помолодевший лет на 10. Я его не узнал и мог бы с ним минут 30 разговаривать и не узнать.

Как отметил глава Бурятии, японский профессор, пока шли с ним переговоры о сотрудничестве, несколько раз переспрашивал, позволят ли ему вновь съездить в «тот храм».

— Раз пять об этом переспросил. Потом он поведал, что как только оказался возле Хамбо ламы, услышал, как Итигэлов «сказал» ему: «Как долго вы до меня добирались». Сказал по-японски. Он растерялся и больше не мог в тот визит ни с кем общаться. А когда приехал домой, в Японию, его жизнь кардинально изменилась — дела пошли в гору. Он стал востребованным, его изобретения стали востребованными и в Японии, и в Китае.

Заметим, что III Международный буддийский форум пройдет в Калмыкии. Об этом тоже сообщил глава Бурятии.

— Мы готовы принимать форум каждый год, у нас для этого есть желание, возможности и настрой. Но мы понимаем, что буддизм есть не только в Бурятии, хотя Бурятия является Центром российского буддизма и его историческим родоначальником.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 14 августа 2024

Заголовок в газете: ДА ПРИБУДЕТ С НАМИ СИЛА

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру