Мэр Улан-Удэ рассказал о главных достижениях, проблемах и планах по развитию столицы Бурятии

Игорь Шутенков: «Центр должен быть лицом города»

В большом интервью телеканалу «Тивиком» мэр Улан-Удэ Игорь Шутенков объяснил, куда движется развитие города. Мы решили выделить самые главные моменты, на которых остановился градоначальник.

Игорь Шутенков: «Центр должен быть лицом города»
Фото: пресс-служба мэрии Улан-Удэ.

Что сделано главного?

— Когда мы начинали, у нас дороги были совершенно плохими — за пять лет отремонтировали 129 километров городских дорог.

Инженерные сети на тот момент тоже пришли в упадок. Мы разрывали яму, доставали трубы, и они в руках рассыпались. Бетон в коллекторах — поднимаешь, и он сыпется, как песок. То, что было проложено в 60-70-80-е годы прошлого столетия, — это уже труха. Еще буквально немного, и последствия были бы необратимы. За 5 лет мы заменили все тепломагистрали в городе. Сейчас работаем по водоснабжению, канализации, электроснабжению.

Не хватало школ и детских садов. Дети учились в три смены — до 8-9 вечера. Вспомните, как происходило распределение по детским садам. В администрации очередь собиралась из родителей, бабушек, дедушек. Ночевали там, не уходили из здания. Записывались в очередь по бумажке, как по талонам. За 5 лет мы построили 9 новых школ и 22 детских сада.

Без решения этих сложных, острых социальных проблем было бы невозможно говорить про развитие Улан-Удэ. И еще мы создали прочный фундамент для последующих поколений по этим направлениям.

Про электроснабжение города

— Тяжелейший вопрос. Я просто хочу напомнить структуру нашего города. Наш город состоит из 52 поселков, полутора десятков микрорайонов и кварталов, 102 дачных СНТ и ДНТ.

А что такое дачи? Какими они были раньше в 70-80-х годах? Лампочка и чайник. Поэтому в этих районах ставили небольшую трансформаторную подстанцию, на столбах вешали провода тонкого сечения. А теперь на дачах разрешили жить и строиться. Там и телевизор, и компьютер, и холодильник, и морозильник, и стиральная машинка, и где-то уже электроотопление.

Кроме того, там же — магазины, хлебопекарни маленькие, общепит, СТО и мастерские — где-то кузовные работы, где-то сварочные работы, железные двери варят и так далее. Совершенно другое потребление электроэнергии.

И наша инфраструктура уже не выдерживает такие нагрузки, кроме того, она обветшала. В результате отключения, аварии и проблемы с пожарной безопасностью.

Как менять ситуацию с энергоснабжением?

— Надо заменять трансформаторные подстанции, сети и опоры. Надо было всеми заинтересованными сторонами в один кулак собраться и начинать решать проблему. Обосновать это решение перед федеральным бюджетом, потому что деньги немаленькие. Разработать проектную документацию, войти в программу, защититься. Госпрограммы в правительстве России не резиновые. Там конкуренция, мы пытаемся попасть в эту программу наравне с остальными — более чем 80 субъектами Российской Федерации.

Но лоббистские возможности, настойчивость и контроль Алексея Самбуевича Цыденова приносят свои плоды. Он все наше правительство заставляет работать в Москве. Входить в эти программы, добиваться результата. Сам работает, наши министры работают, мы работаем. И в конце концов нам это удается.

Замена электросетей и оборудования в Улан-Удэ и дальнейший переход частного сектора на электроотопление решают сразу несколько задач. Это обновит систему электроснабжения, за которой следует энергетическая безопасность и чистый воздух в городе.

Про благоустройство и ТГК-14

— К сожалению, ТГК-14 проводит такие мероприятия, которые на результативность работ по благоустройству города повлияли негативно. И это не просто спорный момент, но действительно конфликтная ситуация. И мы готовы конфликтовать, пока не добьемся своего — своевременных и правильных работ от ТГК-14. Этот год был показательный, уроки извлекаем. Я уже дал поручение, чтобы ордера на земляные работы выдавали только в том случае, если материалы есть уже на складе. Есть материал на складе — значит, ты раскопаешь, быстро сделаешь и восстановишь.

О пробках на дорогах

— У нас город сформирован так, что практически 70% территории занимает частный сектор. Это значит «рыхлый» город, то есть расстроен широко и далеко. И чтобы добраться с окраин или со спальных районов в центр города, люди вынуждены использовать свой частный транспорт. Не секрет, что в некоторых семьях есть одна-две машины. Те улицы, которые у нас существовали изначально, такое большое количество машин выдержать не могут. Конечно, мы принимаем меры и расширяем дороги, меняем схему движения и устанавливаем светофоры. Строим третий мост. По мастер-плану возведем несколько путепроводов, включая читинский и стеклозаводской переезды.  

Кроме того, детсады и школы в отдаленных микрорайонах мы строили еще для того, чтобы детишки с родителями как можно меньше времени проводили в дорогах. Ведь если нет школы в микрорайоне, значит, едут в центр по самым оживленным магистралям — на учебу и обратно. Решали проблемы третьей смены и нехватки мест в детсадах, и одновременно чтобы разгрузить дороги.

Но и, конечно, в любом правильном организованном городе должен хорошо работать общественный транспорт. И над этим мы тоже работаем — закуплены сотни автобусов и десятки трамваев за пять лет. Горожане ими пользуются.

Про мастер-план и центр Улан-Удэ

— Центр должен быть лицом города. Но у нас за 100 лет развивались окраины, кварталы, микрорайоны. При этом центр города, построенный более ста лет назад, остался в том же состоянии. Теперь здесь будет современное жилье. Мы планируем построить там 190 тысяч квадратных метров жилья. Уже сейчас строится школа на 760 мест.

Также идет строительство современных зданий Национального музея и театра «Байкал». Причем строительство музея, театра, школы, жилых кварталов в комплексе будет формировать, в том числе, и нашу набережную. То что мы называем «набережной», это на самом деле гидротехническое сооружение. Это дамба города Улан-Удэ, защищающая горожан от рек Уды и Селенги. И вот, реализуя комплексную застройку центра, мы в том числе займемся набережной. Здесь все будет открыто, не будет никаких заборов. Это будет прогулочная зона.

Про культурное наследие

— В центре города есть объекты культурного наследия. Но большая часть центра города — это не деревянные кружева. Старые разваливающиеся дома, в которых нет ни воды, ни отопления. Есть на улице туалет и место, куда выливают использованную воду. Но разве можно в центре города так жить? Инвестор, который зашел сюда строить жилье, взял на себя обязательства по договору, который подписан правительством республики и городом. Согласно им «ПИК Байкал» отреставрирует объекты культурного наследия. Он проведет расселение, реставрацию и передает нам обратно уже готовые дома. Официально признанные объекты культурного наследия остаются на своих местах. Они органично впишутся в новый центр города.

Про расширение города

— Еще в советские времена было принято решение, что город развивается в юго-восточном и юго-западном направлениях. Это правильное решение. Мы не отходили от существующих планов. Для этого туда проложена транспортная и инженерная инфраструктура. Включая ТЭЦ-2, которая достроится и будет работать круглогодично, как полноценная теплоэнергостанция.

Но основная наша задача все-таки возвращать горожан в город. То есть не расстраивать окраины до бесконечности, не расползаться вширь. Чем больше мы идем вширь, тем больше затрат на содержание. Надо строить туда дороги, проводить сети, запускать общественный транспорт, людей вывозить оттуда к городской экономике в ежедневном режиме. При этом в черте города много старых одно- и двухэтажных домов. Есть хорошая развитая инфраструктура, автобусные маршруты и трамвайные линии, где уже создана экономика, там люди могут и жить, и отдыхать, и работать. Надо заполнять это городское пространство современными объектами вместо физически устаревших зданий и территорий.  

Про объединение усилий

— За пять лет город не построить, но можно сделать другое. Не секрет, что еще пять лет назад правительство Бурятии и Народный Хурал не жили в мире и дружбе с администрацией города Улан-Удэ и горсоветом, честно говоря. Были по разные стороны барьера. Свою задачу я видел в том, чтобы изменить эту ситуацию и объединить усилия для развития города. И я считаю, нам это удалось. Как результат — за эти пять лет общими усилиями мы решили несколько фундаментальных задач. Решили проблемы, которые на протяжении десятилетий мешали жить людям и развиваться городу.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №45 от 30 октября 2024

Заголовок в газете: Игорь Шутенков: «Центр должен быть лицом города»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру