В Бурятии восстанавливают технику исполнения бурятских народных песен

Бурятская песня может стать узнаваемой во всем мире благодаря мелизмам, эти техники можно привнести и в современные бурятские песни

21 ноября в Центре креативных индустрий «Хэб-Хаб» состоялась панельная дискуссия, в которой затронули тему мелизмов бурятской народной песни. Участники дискуссии поговорили о характере исполнения старинных бурятских песен и важности сохранения этой техники.

Бурятская песня может стать узнаваемой во всем мире благодаря мелизмам, эти техники можно привнести и в современные бурятские песни
Фото: Сергей Уланов.

Мелизмы — это украшение песни, приемы вокального исполнения, которые не меняют мелодию, но привносят в каждую песню что-то уникальное. Бурятские народные песни характеризуются мелизмами, в которых на один слог приходится несколько нот — так называемое протяжное пение. У каждого рода есть свои собственные приемы, техники и методы исполнения, поэтому важно сохранить все, являющееся наследием и нашей гордостью.

Мероприятие прошло в рамках социокультурного проекта ВЭБ.РФ «САЙНУУ! ГЭР (ДОМ)», посвященного обретению дома театром «Байкал». И проведение дискуссии о сохранении важного нематериального наследия бурятского народа в преддверии строительства здания театра «Байкал» становится символичным событием. Инициаторы проекта словно подчеркивают, что шаг в будущее возможен, если ты крепко стоишь на ногах, опираясь на корни.

Фото: Сергей Уланов.

В зале был аншлаг, несмотря на то, что, казалось бы, тема слишком специфичная, интересная, скорее, только профессионалам. Однако собрались не только специалисты, но и обычные люди, которые любят и ценят народные песни. Среди них много молодежи. Как отметила министр культуры Бурятии Соелма Дагаева, «участие столь широкого круга спикеров и высокий интерес аудитории подтверждают актуальность и важность сохранения и популяризации уникального нематериального наследия бурятской народной песни».

Сохранить и прославить

Фото: Сергей Уланов.

Директор театра «Байкал» Дандар Бадлуев несколько лет занимается поисками, реставрацией и возрождением народной бурятской песни. На дискуссии он представил доклад «Народная песня в современном мировом музыкальном пространстве», который сопровождался видеорядом мелизмов из разных культурных традиций: Грузии, Индии, Южной Кореи и других.

По его словам, бурятская песня может стать узнаваемой во всем мире благодаря мелизмам, эти техники можно привнести в современные бурятские песни.

— Мы должны сделать все, чтобы наша бурятская песня стала известна во всем мире, прогремела в мировом музыкальном пространстве. Должны возвратить технику исполнения старинного пения и передать его молодому поколению. Привнести в современное искусство, чтобы изменилась и бурятская современная песня. Какой характер, какой смысл, какой формат получит песня? Это очень важно, — отметил Бадлуев.

Также после его доклада выступили народные исполнители, которые продемонстрировали подлинное мастерство исполнения мелизмов.

Солист театра «Байкал» Бутидэй Дондок-Сэрэн поделился опытом сохранения мелизмов со своей малой родины. В докладе «Важность мелизматики в народной песне и опыт сохранения народных мелизмов на примере Внутренней Монголии» он представил реальные примеры сохранения техник исполнения. Именно молодые исполнители из Шэнэхэна в настоящее время в большинстве своем владеют техникой мелизмов и известны во всем мире. Примеры этому мы знаем: Бадма-Ханда, Уудам, Аянга.

Дандар Бадлуев отмечает, что важно возродить саму школу бурятского исполнения песен, так как это наследие невозможно сохранить в материальном виде:

— Если мы берем нотные записи старинных песен, которые расписаны в европейской школе, то мы не сможем понять всю красоту этих песен. Потому что там невозможно отразить все эти тончайшие нюансы, великолепные мелизмы. В старое время это все передавалось из уст в уста.

Фото: Сергей Уланов.

Задевая струны души

Лидия Дашиева, доктор искусствоведения Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, выступила с докладом, поясняющим научную сторону феномена. Она рассказала о воздействии мелизмов на психоэмоциональное состояние слушателей.

— Использование мелизмов в народной песне влияет на психоэмоциональное состояние слушателей. Безусловно, оно оказывает исключительно положительное влияние, вызывая различные эмоции человека, такие как радость, восторг, восхищение, счастье, грусть, печаль, душевную боль. И каждый слушатель индивидуально воспринимает одну и ту же протяжную песню, — рассказала Дашиева.

Директор театра «Байкал» также подчеркнул влияние мелизмов на состояние человека. И каждый концерт — это сотни живых примеров:

— Мы состоим из вибраций материальных. И когда особенные вибрации звуковые синхронизируются с вибрацией самого человека, то независимо от него, понимает или не понимает слова песни, он будет просто очарован мелодией. Этот звук, эта вибрация, она проникает в душу, и человек невольно начинает плакать. Как это бывает и на наших концертах.

Также участники дискуссии отмечали, что бурятская народная песня имеет свои отличительные особенности в зависимости от места рождения: песни восточных бурят, западных и южных. Бадма-Ханда говорит, что песня отражает самобытность народа: «Смотря, где живет народ: на равнинах или в горных местах, какой у них образ жизни: быстрый или медленный. Вот это отражается в песнях».

Хранители души народа

И сохранение этой особенности народных песен — практически сохранение души народа. И чтобы еще больше людей понимали значение этого, сумели даже дома спеть старинную народную песню, театр «Байкал» провел мастер-класс. Солистки театра Баярма Бургутова и Болдын Ганцэцэг учили зрителей народным мелизмам. По их словам, этой технике может научиться каждый, было бы желание.

Итогом дискуссии стало понимание, что уникальные мелизмы, украшающие бурятские песни, нужно сохранять, и возрождать технику исполнения необходимо. Мелизмы должны использоваться в современных бурятских песнях, благодаря синтезу старого и нового бурятские песни станут известны во всем мире.

Проект «САЙНУУ! ГЭР (ДОМ)», созданный по инициативе и при поддержке ВЭБ.РФ, реализуется Центром креативных индустрий «Хэб-Хаб», Национальным музеем Республики Бурятия, Бурятским национальным театром песни и танца «Байкал» с участием министерства культуры Республики Бурятия.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №49 от 27 ноября 2024

Заголовок в газете: Мелизмы — это украшение

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру