Бурятия в чемодане: как сувениры стали главными хранителями воспоминаний о путешествиях по региону

В стародавние времена существовал обычай преподносить родственникам и друзьям защитные амулеты. Путешественники, посетившие чужие земли, старались привезти оттуда необычные и запоминающиеся вещи. Даже у варваров был принят ритуальный обмен подарками.

Бурятия в чемодане: как сувениры стали главными хранителями воспоминаний о путешествиях по региону

Со временем это эволюционировало в традицию дарить сувениры. В большинстве стран, и почти в каждой области, есть уникальные предметы, которые ассоциируются с этой местностью, и именно они чаще всего становятся сувенирами.

Сувенирная продукция отражает уникальность региона, где она была создана и куплена, будь то городская символика, государственный герб, флаг или фотографии местных достопримечательностей. Конечно, в каждом российском городе можно найти универсальную сувенирную продукцию. Это футболки с надписями «Россия», матрешки, советские шапки-ушанки, буденовки, значки, магниты и открытки с российской символикой. Иногда это изделия, которыми знаменито местное производство.

Но самые интересные сувениры это те, что связаны со спецификой регионов, отражающие локальную идентичность. Создатели сувениров вдохновляются культурной составляющей региона, индустриальным наследием, местными мифами, легендами и даже шутками, народными промыслами и многим другим.

Сувенирная продукция может быть простой, не имеющей художественной ценности (это открытки, магниты, брелоки, значки, монеты, жетоны, тарелки, кружки, ложки, колокольчики, фигурки, модели, «снежные шары» и поделки с изображениями), и оригинальной, хорошего качества, также сувенир может быть предметом искусства. К последним относятся картины с видами культурных достопримечательностей, статуэтки и изделия, выполненные вручную.

Бренд Ethno Panno, панно «8 драгоценностей». фото: соцсети бренда

Такие сувениры отличаются своей уникальностью и, как следствие, более высокой стоимостью. Но при этом они несут в себе гораздо больше смысла и эмоциональной ценности, чем обычные сувениры. Их покупают, чтобы сохранить теплые воспоминания о путешествии и связанных с ним эмоциях. Сувенир может напоминать о состоявшейся поездке и вызывать желание вернуться в регион, где приобретен сувенир.

Культурное богатство

Сувениры каждого конкретного региона — это отражение его культуры, этнических особенностей и традиций. Наиболее ценные из них это те, что отражают дух места. Бурятия, культурный код которой богат разнообразным наследием, также активно развивает сувенирный промысел, и сегодня линейка этой продукции представлена самыми разными коллекциями.

Бурятия — регион, в котором сплелось множество культур: русская, бурятская, семейская, эвенкийская. Более того, имея звание российского Востока и будучи воротами в Азию, Бурятия обладает гораздо большими преимуществами, чем другие регионы. У рес-публики, кроме общего для всех российских регионов советского прошлого, есть богатые купеческие и буддийские традиции — и все это представлено на туристическом рынке Бурятии в виде различных сувениров.

Растет поток туристов — растет и количество предпринимателей, производящих сувенирную продукцию. В Бурятии ежегодно по несколько раз за сезон проходят всевозможные выставки и ярмарки, где можно увидеть интересные оригинальные товары. Магазинов, где представлены уникальные вещи со спецификой региона, становится больше. В них торгуют не только сувенирами, произведенными в Китае, но и местными брендами.

В качестве сувениров, особенно в подарочном оформлении, туристы часто приобретают деликатесы, напитки и другие продукты питания. В Бурятии это традиционно — байкальский омуль, травяной чай, конфеты и шоколад, кедровые орешки, байкальская сера, мед, черемуховая мука, замба, облепиховые и брусничные сиропы и джемы.

бренд «Домбо», кувшин с рисунками художника Саяны Хомоновой. фото: сайт бренда

Все это, а также сувениры, представляющие культурные особенности субъекта, можно найти практически в каждом сувенирном магазине и бутиках аэропорта и вокзала. Среди них предметы и вещи с изображением головы Ленина, Байкала и бурятского орнамента, национальные костюмы и головные уборы, всевозможные магниты, открытки, кошельки, статуэтки, блокноты, ручки и так далее. Такими товарами местных не удивишь, зато на них есть спрос у туристов.

Местные бренды

Среди продукции, выставленной в сувенирных магазинах, можно найти вещи, представленные в единственном экземпляре. Это обычно картины, статуэтки, керамика, все то, что делают штучно местные мастера. Картины известных художников это все же именно предмет искусства, но бывает, что наиболее успешную на рынке продукцию тиражируют. Например, всем известен бренд «Домбо», который производит керамику и фарфор в коллаборации с местными художниками. На изделиях бренда можно увидеть картины и изображения известных бурятских живописцев и скульпторов. А мастер-керамист Марина Налетова создает керамику, которая не похожа на обычные сувениры. Это больше предмет искусства, поэтому каждая вещь уникальна и стоит немало. Хотя в ее коллекции можно найти и милые сувениры за средний ценник.

В Иволгинском дацане уже несколько лет работает художественная мастерская по изготовлению скульптур «Эрхим Дархан». Мастера изготавливают статуэтки и буддийскую атрибутику из бронзы. Также среди сувениров на тему буддийской атрибутики — благовония, курильницы, статуэтки, лампадки, изображения божеств и прочее. Популярным подарком для жителей Бурятии стала продукция студии Ethno Panno, это панели с традиционными этническими мотивами и национальным колоритом, оформленные в багеты. Также многие знают, что в республике есть мастерские, которые изготавливают традиционную бурятскую мебель и гунгарбаа (божницы), это бренды «Сундуки Бурятии» и мастерская Самбу Батонимаева.

В качестве подарка гостям или по приезду в гости в другой регион жители республики любят дарить шоколад «Улаанса» и «Байкальскую смолку». У этих же брендов есть и другая продукция: конфеты, сиропы, чаи. Известная в Бурятии иллюстратор Баярма Ешидоржиева основала собственный бренд ESHIDO, в линейку товаров бренда входят одежда, картины и футболки с изображениями художницы. Среди улан-удэнских модниц известен местный бренд ювелирных изделий «Дангина», это бурятские украшения с традиционным орнаментом в национальном стиле.

Не так давно появился еще один сувенирный продукт — жилеты под названием «хантуз» нового бренда «Дарсаг». Они же отшивают «сашико» — короткое кимоно из джинсов с оригинальной вышивкой. Причем вся продукция бренда производится из небольших лоскутков, остающихся после пошива одежды в ателье нашего города.

А в канун Нового года в Улан-Удэ прошла выставка мастера-художника Ирины Акинфеевой «Семейские узоры». На выставке мастерица представила свои картины и сувениры. Среди них бурятские матрешки, фигурки животных, казаков, магниты, брелоки, отражающие культуру старообрядцев. И таких мастеров в республике много, не все из них стремятся к славе и дают интервью, но изделия многих из них можно найти в сувенирных магазинах.

С развитием событийного туризма развивается и сувенирная продукция мерчендайз, или сокращенно мерч. В основном это футболки, бейсболки, магниты и открытки с изображением логотипа события или маскота мероприятия. Например, одно из самых интересных событий Бурятии «Байкальская открытка» проводится зимой, и у события есть свой мерч в виде варежек и перчаток. Ну и, конечно, у бренда есть магнитики и, собственно, сами открытки.

Самая известная уникальная игра Бурятии — шагай наадан. Поэтому неудивительно, что в Бурятии можно купить набор костей. Также в сувенирных магазинах нередко можно увидеть «Монополию» с предприятиями Бурятии и игры для изучения бурятского языка. К коллекционным сувенирам можно отнести резные шахматы в национальном стиле, морин хур, шаманскую атрибутику и кукол.

Чисто улан-удэнский мерч

Но среди всех этих сувениров бывают совершенно уникальные вещи, интересные и понятные только тем, кто родился и вырос в одной определенной местности. И задача таких сувениров — не только хранить воспоминания, но и нести локальную культуру в массы. Чтобы какое-то местное понятие стало узнаваемым и понятным не только жителям региона. В качестве примера можно привести «поребрик» из Санкт-Петербурга. Хотя поребрик и бордюр это два архитектурных понятия, обозначающих разный способ укладки каменного ограничителя тротуара, все россияне знают, что бордюр в Питере называют не иначе как поребрик. Или что в Питере не подъезды, а парадные. И это уже локальная идентичность, которая теперь отражается в сувенирном поребрике или магнитике с парадной.

В Бурятии пока таких сувениров мало. Но они есть. Это мерч, созданный в рамках проходящего в Улан-Удэ фестиваля «Типомания». Дизайнер и куратор фестиваля Дмитрий Галсан создал коллекцию, в которой собрал самые узнаваемые местные словосочетания, типа «гэжэ байжа», «пяс-няс», «ай-уй» и так далее. Открытки с этими надписями можно купить в Центре креативных индустрий «Хэб-Хаб».

Арт-сообщество «Бурятский андеграунд», продвигающее Бурятию через уличное искусство, уже несколько лет создает и продает собственный мерч. Главным героем мерча, конечно же, является логотип сообщества в виде изображения головы забавного бурятского мальчика с именем Бато (расшифровывается как Бурятский андеграунд творческое объединение). Это изображение в виде граффити и барельефов сейчас можно встретить по всему миру — во многих городах России и даже за рубежом. Но кроме него на одежде от сообщества можно увидеть яркие надписи, понятные только уроженцам Бурятии, изображение в виде маски из Мистерии Цам и прочее. Не так давно в линейке товаров появились носки с отдельными пальцами, произведенные в Тунке.

Также поводом для создания уникальных сувениров может стать политическое событие или цитата, ставшая мемом. Все жители Бурятии помнят, как в Улан-Удэ появился пряник с самым на тот момент известным мемом России. Так почему бы не появляться таким же сувенирам с цитатами от местных чиновников или с местными мемами. К примеру, тот же бренд «Байкальский пряник» мог бы сделать пряники с надписью: «У населения много денег».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №11 от 12 марта 2025

Заголовок в газете: Бурятия в чемодане

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру