Бурятские волонтеры создали мощную сеть помощи фронту с первых дней СВО

В Бурятии с самого начала специальной военной операции стали создаваться волонтерские организации, активно помогающие фронту пошивом амуниции и других необходимых бойцам вещей. Народное движение «Все для фронта! Все для Победы!» известно по всей России своим масштабом и эффективной помощью, которую оказывают военнослужащим в зоне СВО.

Бурятские волонтеры создали мощную сеть помощи фронту с первых дней СВО

Волонтеры базируются в Улан-Удэ, в компании «Бурятшинторг». Ее владельцы — братья Андрей и Григорий Халташкины — безвозмездно предоставили им часть помещения, где ремонтируют автомобили для военных и куда жители Бурятии приносят посылки для отправки на передовую. Отсюда грузы уходят на фурах, а при содействии правительства Республики Бурятия — и на военных самолетах. На сегодняшний день из родной республики доставлено нашим военнослужащим уже более 700 единиц техники, тонны адресных посылок и гуманитарной помощи.

В штабе волонтеров

Мы находимся в штабе народного движения. На столе — портрет погибшего бойца, общего друга волонтеров, рядом — рюмка водки. Руководитель движения Николай Иннокентьевич Воротников, который, вернувшись после ранения с передовой, основал это движение, был на поминках боевого товарища. На стене — грамоты.

Пьем чай (с домашним салом и голубичным вареньем) с волонтерами, работающими здесь с самого начала вместе с Николаем. Они сопровождают технику на военных самолетах, затем перегоняют ее бойцам, передают адресные посылки по линии фронта. Николай Новокрещенных, Александр Любовников, Светлана Копылова, Алдар Банзаров и еще несколько человек, занятых ремонтом машин, оживленно переговариваются. То и дело приходят люди с посылками для отправки.

— Мариуполь сейчас не узнать — ночью он весь в огнях, красота. И не скажешь, что город бомбили. В Донецке сделали четырехполосную дорогу, там теперь бурное движение. А раньше город был в развалинах, с разбитыми дорогами. Правда, частный сектор пока еще лежит в руинах. А ведь это красивый город на берегу Азовского моря, рядом — Урзуф, Белосарайская коса, все названия греческие, — рассказывают мужчины. — Нас, волонтеров, много, работаем постоянно. На что живем? Как получится.

— Раньше я работал на авторынке, дела шли хорошо, купил машины и передал бойцам. Сейчас практически все время провожу на базе народного движения, — делится Николай Новокрещенных, у которого два сына воюют в зоне СВО с 2022 года.

У волонтера Светланы Копыловой, воспитателя детского сада, тоже два брата с 2022 года находятся в зоне СВО. Старший, из 11-й ДШБ, после ранения лечится в госпитале Улан-Удэ, младшему, 25-летнему, тоже раненому, оказывают помощь в госпитале Ростова-на-Дону.

Когда девчонки — мужики

— Наши девчонки — мужики, огонь! Сейчас в Волновахе и Красной Поляне открыли точки. На базах мужиков толком нет, там одни женщины, ребята только приезжают и увозят груз. Волонтеры теперь живут в волонтерских домах, — говорят Николай и Александр.

И девчонкам, в основном, далеко не 20 лет.

Весь поток посылок, заказы, доставленные из Бурятии, Забайкальского края, Иркутской области, по налаженной логистике передают бойцам. В день волонтеры получают тысячи звонков от военнослужащих: они находят их, налаживают связь с отправителями, развозят на машинах и передают все, что прислали из дома. На их плечах — огромная нагрузка. И каждый боец для них — словно сын. У многих волонтеров свои сыновья сражаются в зоне СВО. Про них бойцы говорят: «Коня на скаку остановят».

На основной базе — в Таганроге — с самого начала боевых действий работает волонтер Оксана Нимбуевна Базарсадуева. Родом из Кижинги, жила в Москве, по профессии — медицинский работник.

С продвижением фронта открылись волонтерские пункты в Волновахе, Мариуполе, Красной Поляне, Курске. Вот имена тех, кто отдает сердце и душу ради будущей Победы: Галина Хасанова, Юлия Бородина, Дарима Доржиева, Светлана Трудовая, Марина (Наран) Лоскутникова, Екатерина Туркова (Бистрика), а еще Григорий Афанасьев, бывший военнослужащий из Бурятии.

В штабе народного движения корреспонденту «МК в Бурятии» показывают видео с памятником, установленным в Донбассе в честь погибших бойцов из Бурятии и Забайкальского края. На записи волонтер Долгора Гончикдоржиева окропляет памятник бурятским аршаном, рассыпает рис, бережно вытирает табличку с надписью:

«Вечная память воинам-забайкальцам, погибшим при выполнении боевых задач по защите Донбасса. Они отдали жизни за Россию, в гранит и бронзу превратив сердца».

В Донбасс девушка поехала, чтобы встретиться с младшим братом — боевым фельдшером ВДВ, который называет ее «няней». Так она и осталась в Джанкое, где в 2022 году организовала палатку для бойцов. Старший сын Долгоры тогда был студентом, младшему — 9 лет. С детьми помогают родители.

В интервью в соцсетях в 2023 году она рассказывала:

— Мы помогаем военным — возим на передовую гуманитарную помощь, в основном техническую: антидроновые ружья, квадрокоптеры, тепловизоры, прицелы, рации. Все, что спасает жизни парням. На постах понимают, что везем помощь, и отдают честь. У меня «Нива» — подарок от человека-инкогнито, на ней доставляю груз нашим ребятам. Однажды меня нашли парни, которым я привезла квадрокоптер, когда они были в засаде. Они выжили благодаря этой помощи.

Сейчас Долгора работает волонтером в Мариуполе.

В волонтерских пунктах военнослужащих встречают буузами, горячим чаем, вкусной домашней едой. В Улан-Удэ есть люди, которые возмущаются, что в зону СВО отправляют буузы, считая, что лучше бы закупали технику. Но боевые волонтеры, такие как Долгора, знают: чай, налитый парням, которые идут на передовую или вернулись оттуда, дорогого стоит.

— К нам в палатку зашли военнослужащие, им по 20 лет, для меня совсем малыши. Один парнишка сказал, что у него дома есть сестра, и захотел называть меня сестрой. Помню 37-ю кяхтинскую бригаду: они зашли с передовой впервые поесть, и один так обрадовался, что встретил «свою бурятку». Другой боец ел буузы, пил бульон, и у него текли слезы, — вспоминает Долгора.

Долгора Гончикдоржиева, волонтер СВО из Еравны, уверена: нет плохих наций, есть плохое воспитание. Она желает людям верить, любить, ждать, помогать друг другу в трудное время и ценить каждый миг.

Максимка

Летом 2024 года Николай Новокрещенных с младшим сыном Назаром и напарником Александром Любовниковым встретились в Донецкой республике с мальчиком, который постоянно стоит у дороги с российским флагом, приветствуя наших бойцов. Его зовут Максимка.

— Максимка успевает хорошо учиться. Мы с ним в машине чай попили, арбуз поели. Теперь Назар и Максимка переписываются, — рассказывает Николай Новокрещенных.

А самого Николая все называют «Николай Второй», потому что его помощника, который постоянно ремонтирует машины, тоже зовут Николаем.

В зоне СВО у волонтеров свои машины для доставки груза.

На вопрос, какое настроение у наших бойцов, отвечают: на передовой ребята в боевом духе, не падают духом, не унывают. Раньше, когда фронт стоял на месте, они удивлялись, увидев гражданских.

— Мы «залетаем» к ребятам на вторую линию, привозим посылки. Николай ориентируется там, как дома, отлично читает карты, всегда находит окоп, куда нужно передать груз. Добрейшей души человек, — говорит Александр.

У волонтеров в зоне СВО есть свои машины, на которых они доставляют адресные посылки.

— У нас самое крутое народное движение в России. Через нас отправляют все — из Забайкалья, Иркутска. В 29-й армии Борзинской бригады много ребят из Бурятии, которым везем помощь. Был случай: из Благовещенска пригнали две машины, мы их отправили. С Дальнего Востока пикапы пригоняли. Люди из других регионов сами выходят на нас, «сарафанное радио» работает. Парни с передовой звонят, говорят: «Машину сожгли, срочно нужна замена», — делятся в штабе.

25 февраля 2025 года впервые за историю волонтерского движения Бурятии двое добровольцев из Еравны подорвались на мине в Запорожской области. Сейчас они в больнице Улан-Удэ.

Трофеи от уничтоженной натовской техники

Николай и Александр показывают фото и видео: вот трофейный М113 (они видели много разбитой натовской техники, даже снимали с нее запчасти как трофеи), а вот — наш памятник-танк, установленный в честь Победы в Великой Отечественной войне и уцелевший в Волновахе.

Бывают памятные встречи — на одном фото экс-депутат Народного Хурала Намсарай Намсараев, на другом — врач из Бурятии Вячеслав Дондоков, участвующий в СВО. Показывают видео из Курска, где местный житель угощал их самогоном.

— Наш самогон лучше украинского!

Волонтеры рассказывают, что ламы из Бурятии регулярно ездят на передовую. И шаманы тоже помогают развозить посылки.

— Дядя Сережа из «Тэнгэри» постоянно в зоне СВО, у него там своя «Истана», на которой он доставляет грузы бойцам. На свои деньги купил пару машин для военных и сам помогает нашим ребятам.

Подарок бойцов — щенок по кличке «Трамп»

Волонтеры рассказывают, что в блиндажах на передовой вместе с бойцами живут их боевые товарищи — собаки и кошки. Недавно двое раненых военных из Херсона отправили домой своих кошек через волонтера из Иркутской области. Та привезла с собой подарок для Николая от бойцов — щенка немецкой овчарки. Николай ездил за ним в Тулун.

— Когда я был у ребят, пошутил: «Подарите мне щенка». А они всерьез отправили его мне. Мать у него — чистокровная немецкая овчарка, а отец — «хохол», — смеется Николай.

Бойцы назвали щенка Трампом. Его мать ездила на БМП с военными. Когда хозяин погиб, раненую собаку забрали саперы и выходили. Теперь у нее появилось потомство.

Николай Новокрещенных терпеть не может это имя и пытался дать щенку другую кличку. Но тот не отзывается, а как услышит «Трамп!» — сразу бежит. Николай воспитывает питомца, который по привычке реагирует только на строгий тон. А когда ему говорят: «Россия — мощь!», он отвечает: «Ав-ав!».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №14 от 2 апреля 2025

Заголовок в газете: Волонтерские истории

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру