Редкие фото дацанов Бурятии впервые представили широкой публике

В Улан-Удэ открылась уличная выставка «Мандала гармонии. Буддийское зодчество Бурятии» (12+), приуроченная к строительству нового Национального музея Республики Бурятия

Редкие фото дацанов Бурятии впервые представили широкой публике
фото: Хэшэгто Дансарунов

Церемония открытия состоялась 28 апреля на площади Революции в рамках социокультурного проекта «САЙНУУ! ГЭР (ДОМ)», который реализуется при поддержке ВЭБ.РФ.

На выставке представлены редкие фотографии и архитектурные планы буддийских монастырей, датируемые концом XIX — первой половиной XX века. Посетители смогут увидеть изображения Хилгантуйского, Янгажинского и Загустайского дацанов — ярких примеров бурятской архитектуры, сформировавшейся под влиянием тибетских, монгольских и китайских традиций. Эти дацаны не только служили религиозными центрами, но и были важными очагами образования, медицины и науки. Крупнейшие из них, такие как Тамчинский, Анинский и Агинский дацаны, сыграли значительную роль в культурной жизни региона.

Музей — храм искусства

Директор Национального музея Бурятии Татьяна Бороноева подчеркнула важность представленных материалов как живых свидетельств богатой истории и духовной культуры региона. Она отметила уникальность каждого дацана как архитектурного ансамбля, отражающего философские и эстетические принципы буддизма, а также мастерство местных строителей и художников.

фото: Хэшэгто Дансарунов

Строительство нового Национального музея является ключевым элементом мастер-плана Улан-Удэ и символом сохранения культурных ценностей Бурятии. ВЭБ.РФ выступает спонсором этого проекта, который обещает стать важным культурным центром для жителей республики и гостей города. Выставка «Мандала гармонии» не только знакомит с историей буддийской архитектуры Бурятии, но и подчеркивает значимость культурного наследия региона в современном обществе.

О значимости проекта рассказала директор Национального музея Республики Бурятия Татьяна Бороноева. Она подчеркнула важность доступности культурного наследия для широкой аудитории и глубокий смысл названия выставки:

— Я считаю глубоко символичным, что выставка «Буддийское зодчество Бурятии» разместилась в открытых городских пространствах. Теперь она доступна всем жителям нашей солнечной республики и ее гостям. В экспозиции — уникальные материалы из фондов Национального музея: старинные фотографии и архивные чертежи, которые редко показывают широкой публике. Название «Мандала гармонии» выбрано не случайно. Мандала — это духовный дом божества, особая вселенная. Когда человек рассматривает изображения древних буддийских храмов, он внутренне умиротворяется, обретает покой — и в этом состоянии может глубже прочувствовать наследие бурятского зодчества. Сегодня для нас особенно важно возрождение традиций: строятся новые храмы. Эта выставка символически связывает прошлое с будущим — со зданием нового музея. Его архитектура отсылает к образам древних городов монгольских народов. Кто-то увидит в нем храмовые мотивы — ведь музей тоже своего рода храм. Открывая эту выставку, мы делаем шаг к новому музею, к новому духовному центру. Здравствуй, дом!

Также Татьяна Бороноева выразила особую благодарность Центру креативных индустрий «Хэб-Хаб» и ВЭБ.РФ за поддержку проекта, который станет еще одним важным шагом на пути сохранения и возрождения духовных традиций Бурятии через призму современного музейного пространства.

Архитектура и декор бурятских дацанов

фото: Хэшэгто Дансарунов

Еще один участник мероприятия — Жаргал лама поделился своими мыслями о том, как зодчество отражает внутреннее состояние человека и служит напоминанием о важности работы над собой.

— Любое зодчество имеет свои символики. И эта символика нужна, чтобы напоминать нам о том или ином событии. Как пример возьмем дацан. При строительстве дацана астрологически вычисляют, в какой день его строить, и затем хороший астролог может, зайдя в дуган, сразу понять, когда его поставили. По определенным столбам он может вычислить. Это некие напоминания о том, когда и что было построено. И крыша дацана также выполняет функцию защиты от негативных эмоций — это напоминание о том, что мы должны бороться с ними самостоятельно. Никто за нас не будет бороться: ни Будда, ни кто-либо другой не придет и не подавит наши эмоции. Только мы сами можем с ними справиться. Будда Шакьямуни произнес четыре важных предложения: «Не совершай никаких недобродетелей; полноценно накапливай добродетели; обуздай свое сознание — это и есть мое вероучение». Мы должны стать нужными обществу и сами работать над собой, — сказал Жаргал лама.

фото: Хэшэгто Дансарунов

После открытия выставки в Центре креативных индустрий «Хэб-Хаб» прошла лекция кандидата искусствоведения Туяны Жамбаевой о декоре бурятских буддийских храмов. Она подробно рассказала о формировании художественного облика бурятского храма, различных видах украшений, технологиях их создания и символическом значении. По ее словам, бурятская буддийская архитектура имеет свои уникальные, присущие только ей черты. Туяна Жамбаева убеждена, что декор буддийских храмов в Бурятии стал развиваться вслед за появлением ювелирного и кузнечного ремесла бурят. Художественная чеканка, гравировка, серебрение, декорирование костью, кораллом и самоцветами — это даже неполный перечень способов украшения бурятских ножей и ювелирных изделий. Поэтому и при строительстве дацанов используются разные способы декорирования. Это и искусная резьба по дереву на опорных конструкциях, обрамление проемов, чеканные и скульптурные композиции символов веры на крыше, роспись стен охранными и благопожелательными мотивами.

Лекция вызвала интерес у слушателей, которые задавали вопросы о практическом применении буддийского декора в современной архитектуре, разнице архитектурных стилей в дацанах Бурятии, Калмыкии и Тывы.

Туяна Жамбаева отметила, что в Бурятии смогли сохранить большую часть наследия, и теперь оно доступно всем, в том числе и через такие проекты, как уличная выставка «Мандала гармонии. Буддийское зодчество Бурятии». Выставка, приуроченная к строительству нового Национального музея Республики Бурятия, будет доступна на площади Революции около трех месяцев. (12+)

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №18 от 30 апреля 2025

Заголовок в газете: МАНДАЛА — ДУХОВНЫЙ ДОМ БОЖЕСТВА

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру