Студент из Африки связывает свое будущее только с Бурятией

Эммануэль Поати Буссанзи, 25-летний гражданин Конго, перешел на третий курс медицинского института Бурятского государственного университета им. Доржи Банзарова. В интервью «МК в Бурятии» он рассказал о себе, об отношении к Бурятии и каким видит свое будущее.

Студент из Африки связывает свое будущее только с Бурятией
фото: МК в Бурятии

Эммануэль родился и вырос в экономической столице страны — в Пуэнт-Нуаре, расположенной на побережье Атлантического океана и являющейся главными морскими воротами Конго. Через Пуэнт-Нуар проходят национальные автотрассы и железная дорога «Конго-Океан», здесь действует крупнейший нефтеперерабатывающий завод и работают другие промышленные предприятия. Пуэнт-Нуар также знаменит своими пляжами и местом для серфинга.

«Здесь не чувствуешь себя иностранцем»

Когда Эммануэль в 2022 году собрался в Россию, родители обеспокоились, потому что знали о начале специальной военной операции. Эммануэль отправил заявки в разные российские вузы, и первым пришло приглашение из БГУ, после получения которого парень сразу решил приехать в Бурятию.

— Мне было очень приятно получить первое приглашение из России, — признается Эммануэль.

Первый год был годом обучения русскому языку. Родной язык Эммануэля — французский язык, он также владеет местными диалектами — лингала и киконго. Французский язык является официальным языком в Конго, по официальным данным, на нем общается 69% населения Конго из 6,1 миллиона человек. Обычно на нем разговаривают в высших социальных слоях общества и люди, вращающиеся в культурных, образовательных кругах. Напомним, что Конго была в историческое время колонией Бельгии, на бельгийское Конго влияли расположенные рядом французские колонии, поэтому в Конго распространен именно французский язык, а не нидерландский. Независимость Конго получила в 1885 г.

В Конго молодежь также общается на современном варианте лингала, а взрослое население — на более сложном наречии лингала. Русский язык Эммануэль начал самостоятельно изучать еще в Конго.

— В обучении русскому языку для иностранцев мне помогли в университете. У меня было много преподавателей, с которыми я общался, больше всех задавал им вопросы, если были ошибки, спрашивал. Преподаватели по грамматике, литературе, разговорной речи, чтению очень хорошо меня обучили, — рассказывает Эммануэль.

По советам преподавателей молодой человек выходил в общество — ходил в магазины, кино, кафе и старался как можно больше слушать русскую речь и произносить слова на русском.

Для молодого африканца такие выходы в народ стали закалкой его характера, да и сам приезд в иностранное государство на другом континенте был определенной смелостью. Темный цвет кожи, курчавые волосы, отличие его внешности от граждан Бурятии вызывали любопытные взгляды. Были люди, которые без особых церемоний подходили к юноше и просили с ним сфотографироваться. Сначала Эммануэль соглашался и вежливо исполнял подобные просьбы. Сейчас он в большинстве случаев старается отказываться, но так или иначе в столице Бурятии привыкли к темнокожим молодым людям, потому как знают, что это студенты из Африки, которые приехали обучаться по договору между Россией и Африкой.

После года обучения несколько африканских ребят, когда стоял выбор вузов в других городах, решили уехать в Новосибирск. Они также уговаривали Эммануэля, но он остался в Бурятии, а чуть позже те ребята, которые выбрали обучение в Новосибирске, написали Эммануэлю, что хотят вернуться обратно.

— В Бурятии я практически уже местный. Никаких проблем нет, за 3 года жизни здесь мне никто не угрожал, все спокойно, здесь доброе отношение и не чувствуешь себя иностранцем, — говорит Эммануэль.

Однако он остро почувствовал себя иностранцем, когда в этом году по делам, связанным с оформлением документов, отправился в Москву. В чем именно проявлялось это, он не уточнил, но, по всей видимости, в Москве он не ощущал себя комфортно.

Африканские студенты, обучающиеся в Бурятии, общаются между собой в социальных сетях. Там они создали группу, в которой стараются поддержать друг друга вдали от родины.

В общежитии Эммануэль живет вместе с другом из Нигерии — Валентином, который учится на один курс старше. Они общаются между собой на русском языке, поскольку Валентин говорит по-английски, а Эммануэль — по-французски. Вначале, когда только заселились в одну комнату, они общались с помощью жестов, так как еще не владели общим языком.

Кроме всего прочего, Эммануэль считает, что со временем будет учить бурятский язык: «Я всегда благодарю Бога, потому что мы ничего не сможем без Бога, и, если у меня такая способность к языкам, музыке, значит, он так решил».

Семья

Эммануэль за 3 года еще ни разу не был дома, потому что не может позволить поездку — цены билетов в один конец от Москвы взлетают до 100 тыс. руб. и выше. А он сразу предупредил родителей о том, что будет обеспечивать себя сам.

Дома, в Пуэнт-Нуаре, у него растет сын Эль Шадай, что на библейском означает «сильный бог». Эммануэль дружил с девушкой, она должна была переехать к нему после рождения ребенка, но этого не случилось — девушка решила остаться дома, рядом с родителями. Они расстались, но их объединяет любовь к сыну, которому в мае исполнилось 2 года.

Отец Эммануэля Поати Буссанзи преподает математику, биологию, французский язык в школе. У мамы — небольшой магазин. Его старшая сестра замужем, она социальный работник. Одна из младших сестер после окончания школы готовит документы для обучения в России. Младшая сестренка учится в начальных классах. Чтобы облегчить заботы родителей, Эммануэль хочет, чтобы сестра была рядом с ним, но считает, что выбор она должна сделать сама.

Родители обещают обязательно приехать на вручение диплома, говорят, что всегда поддержат сына.

— Папа, мама у меня не миллионеры, но у нас свое жилье и мы, их дети, все могли себе позволить. Они никогда не ограничивали нас в чем-либо, — говорит Эммануэль.

А ностальгия по родине угасает при общении на французском с преподавателями, студентами.

Музыка и заработок

Эммануэль ищет разные варианты для подработки, хотел пробовать себя репетитором по французскому языку, но пока желающих обучиться нет. Этим летом Эммануэль подрабатывает администратором в кинотеатре.

Еще будучи дома, он научился играть на пианино, может сыграть некоторые вещи из Шекспира, Бетховена. Эммануэль — верующий, протестант по вероисповеданию, но играет в православном ансамбле: на бас-гитаре, барабанах, клавишных инструментах. В Улан-Удэ с друзьями они создали кавер-группу «Вечера бенд», их приглашают на юбилеи, свадьбы. Эммануэль может спеть и на русском, и на французском. Особенно ему нравится песня про лучший город земли.

Подработка в свободное от учебы время помогает ему содержать себя. По договору между Россией и Конго за обучение оплачивает российская сторона, также и стипендию. Хотя проживание должна оплачивать сторона Конго, за 3 года обучения студент за общежитие оплачивает сам.

Об океане, крабе и бананах

Эммануэль еще не выбрал область медицины, которой он хотел бы посвятить жизнь в дальнейшем. Раньше ему нравилась нейрохирургия, но чем глубже он начинает изучать медицину, тем шире становится выбор.

Медицина — как океан, в который поначалу страшно войти, но чем глубже в него погружаешься — тем понятнее он становится. Эммануэль с детства боялся больших и сильных волн океана. Выросший на берегу Атлантического океана, он не умеет плавать и моряком никогда не мечтал стать. Ему нравится, когда семья рядом и никуда от нее не надо уезжать. Но за время жизни в Бурятии Эммануэль много раз был на Байкале и на Щучьем озере. И этим летом он поставил себе цель научиться плавать. Сейчас, изучая медицину, он понимает: научиться плавать — совсем не сложно.

Дома Эммануэль никогда не готовил, сейчас готовит себе сам. Из бурятской кухни ему нравятся буузы, но наши супы, где много жидкости, ему немного непонятны, потому что суп в Конго — густой. И в Конго любимый суп — мадесу, который выглядит как суп-рагу, его готовят из отваренных в воде бобов, затем обжаривают на пальмовом масле с добавлением томатного соуса. После добавляют говядину, ветчину, курицу или же сушеную рыбу. Такой суп едят с рисом, приготовленным на пару, или маниокой — тропическим клубнеплодом. Хотя, казалось бы, в республике есть и рыба, и фасоль, и морепродукты, все же морепродуктов, в сравнении с Конго, мало. Есть люди, которые привозят из Африки продукты и продают их, но они стоят очень дорого.

Эммануэль иногда скучает по сорту бананов, которые можно и жарить, и варить, и подавать с курицей, запеченной в духовке. И еще — по крабу, его целиком можно тоже запечь в духовке. В Конго распространен сорт бананов «Янгамби Км5», но из-за тонкой кожуры такой банан является непригодным для транспортировки.

Эммануэль Поати Буссанзи свое будущее связывает с Бурятией, где у него появятся своя семья, дом. Какой национальности будет жена (позиции обязательно жениться на девушке из Конго у него нет), ему неважно, главное, чтобы она была доброй и понимающей.

Напоследок по просьбе корреспондента Эммануэль исполнил гимн французской революции — Марсельезу на французском, и на электросамокате помчался домой, в общежитие.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29 от 16 июля 2025

Заголовок в газете: Лучший город земли для Эммануэля

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру