Ветераны труда Лариса и Борис Суворовы вот уже полвека живут в доме №16 в микрорайоне Аэропорт. в Улан-Удэ Но вместо уютного двора и благоустроенных улиц их вид из окна — огромная, зловонная лужа, которая стала символом многолетнего безразличия властей, надзорных органов и управляющих компаний.
Проблема начинается прямо у подъезда. Дом 1949 года постройки, где живут в основном пожилые люди, находится в плачевном состоянии: облезшая штукатурка, а еще — отсутствие козырька над входом. Во время дождя или таяния снега подъезд превращается в ледяную каток. В управляющей компании ООО «Дом-Сервис-2» на просьбы установить защиту годами дают один ответ: «Не положено».
Но настоящий кошмар начинается за порогом. Здесь уже много лет находится огромная лужа, которая не высыхает даже в жару. Она отрезает жителям нормальный подъезд к домам, заставляя водителей искать объездные, а жильцов - обходные пути, и распространяет неприятный запах. Вода смешивается с мусором, прямо рядом с этим болотцем расположена детская игровая площадка.
«Можно было бы хотя бы засыпать ямы щебнем и разровнять», — с горечью рассуждает Лариса Владимировна. Но на скромную просьбу нет ни средств, ни желания у ответственных лиц.
Программы благоустройства, о которых так любят рассказывать чиновники, этот уголок микрорайона будто обходят стороной. В то время как соседние дома сияют свежей краской и утопают в зелени, двор Суворовых больше напоминает свалку: старые ветки, поваленное во время бури дерево на их же гараж и вездесущая сажа от расположенной по соседству кочегарки.
Сама Лариса Суворова — ветеран телевидения и заслуженный работник культуры — годами пыталась достучаться до властей. Она писала в управляющую компанию, муниципалитет, даже в Общественную палату Народного Хурала. На общих собраниях ей и другим жителям лично обещали помочь и мэр Улан-Удэ Игорь Шутенков, и руководитель УК. Но воз и ныне там. Не обращают внимание ответственные лица и на публикации в СМИ.
Ежемесячно жители исправно платят по 1100 рублей за «содержание и ремонт жилья», но на что уходят эти деньги — загадка. Любое обращение в УК упирается в отсылку к другой инстанции: «Не в нашей компетенции».
Семья Суворовых - представители закаленного советского поколения, привыкшие к трудностям, оказалась бессильна перед системным равнодушием. Они просто хотят, чтобы страница истории их дома наконец перевернулась и чиновничьи рассказы о достойной жизни стали для них реальностью, а не картинкой с экрана.
Сегодня к проблеме подключилось бурятское отделение Народного фронта — эффективное средство воздействия на чиновников. В телеграм-канале организации опубликован пост, который привлек внимание общественности. «Тонем в грязи и равнодушии: Обещание восстановить асфальт после ремонта труб затянулось на 25 лет, — гласит заголовок. — Жители микрорайона Аэропорт, 16 в Улан-Удэ возмущены состоянием их придомовой территории и отсутствием обслуживания дома в целом».
В публикации кратко и емко изложена вся суть многолетнего конфликта: в ухоженном квартале из пяти домов один, №16, словно находится в параллельной реальности. Пока соседи живут с побеленными стенами, козырьками и асфальтом, его жители десятилетиями вынуждены бороться с «грязевыми озёрами, жуткой вонью и непролазными тропами». Авторы поста подчеркивают абсурдность ситуации — асфальт исчез после ремонта труб четверть века назад, а обещание восстановить его за неделю так и осталось пустым звуком.
Особый акцент сделан на безрезультатность обращений во все инстанции и на свежие последствия ливня, которые в очередной раз парализовали жизнь во дворе. Отчаянная цитата жителей — «Так и живём, как сироты. Никому до нас дела нет, помогите!» — придает материалу эмоциональный вес и человеческое измерение.
Но главное — это действие. Народный фронт не просто констатирует факты, а переводит историю в правовое поле. Организация официально обратилась в прокуратуру Советского района Улан-Удэ с требованием проверить действия (или бездействие) управляющей компании и иных ответственных лиц и, наконец, заставить их выполнить свои прямые обязанности.
Остается ждать, сможет ли давление общественности и надзорного ведомства переломить ход событий и положить конец четвертьвековому ожиданию.