Тарбагатайский район Бурятии: история, культура и современность

Сегодня, в рамках образовательного марафона «Краеведческие недели» «МК в Бурятии» расскажет о Тарбагатайском районе, в котором компактно проживают семейские.

Тарбагатайский район Бурятии: история, культура и современность

Тарбагатайский район — без преувеличения уникальное муниципальное образование в Бурятии, известное как один из центров компактного проживания семейских — особой группы старообрядцев Забайкалья. Их самобытная духовная культура получила мировое признание: в мае 2001 года ЮНЕСКО включила её в список шедевров устного и нематериального наследия человечества.

История семейских

Географическое положение района удобное. Располагаясь в центральной части Бурятии, район занимает территорию площадью 3,3 тысячи квадратных километров. Благодаря близости к столице Бурятии, с которой граничит с севера, входит в Улан-Удэнскую агломерацию. На востоке соседствует с Заиграевским, на юге — с Мухоршибирским, на западе — с Селенгинским, а на северо-западе по реке Селенге — с Иволгинским районами. Климатические условия отличаются суровостью: резко-континентальный климат с экстремальными температурами — от -45°C зимой до +40°C летом.

Этнографический состав населения Тарбагатайского района представлял собой уникальное сочетание семейских старообрядцев и сибиряков.

История семейских в Забайкалье началась в XVIII веке, когда по повелению императрицы Екатерины II произошло принудительное переселение старообрядцев из европейской части страны. Первые массовые переселения начались в 1735 году, а наиболее крупная партия прибыла в 1764 году. Из 23 партий старообрядцев 14 осели именно в Западном Забайкалье. Уже в 1765 году первые 824 человека (233 семьи) были расселены в Тарбагатайской слободе, Бурнашевой, Десятниковой, Надеиной, Куналейской деревнях и других поселениях.

Название "семейские" закрепилось за этой группой не случайно - переселенцы прибывали целыми семьями, что отличало их от других миграционных потоков. Правительство обеспечивало их минимальным набором для обустройства: каждой семье выдавали подводу, а при численности более 3 человек - две. Также предоставлялись лошадь, корова, сошник и семена для посева.

Целью переселения было земледельческое освоение малозаселенных территорий Сибири. С этой задачей семейские справились успешно - именно они заложили основы устойчивого хлебопашества в Забайкалье. Старообрядцы селились общинами, строили храмы и вели относительно замкнутый образ жизни, что позволило им сохранить многие традиции, песни и обычаи допетровской Руси.

В 2001 году ЮНЕСКО признало культурное пространство и устную культуру семейских староверов Забайкалья шедевром устного и нематериального наследия человечества. Это была первая российская традиция, удостоенная такого высокого статуса.

Сегодня в Бурятии регулярно проводятся мероприятия по сохранению уникального наследия семейских, включая международные встречи старообрядцев мира "Путь Аввакума". Потомки переселенцев XVIII века продолжают хранить традиции предков, оставаясь важной частью культурного ландшафта современной Бурятии.

Семейские характеризовались как физически крепкие люди, отличавшиеся чистоплотностью — практически в каждом дворе имелась баня «по-черному», где мылись раз в неделю. Сибирское население отмечалось как более культурное, охотно принимавшее достижения медицины.

Административным центром является село Тарбагатай, расположенное в 43 километрах от столицы республики.

В 1826 году Тарбагатайская волость насчитывала 13 селений с развитой инфраструктурой для жизни и труда: здесь действовали церкви, мельницы, кузницы и другие хозяйственные постройки. В волость входили такие населённые пункты, как Тарбагатай, Жирим, Бурнашево, Десятниково, Барское, Куналей, Пестерево, Надеино, Куйтун, Старая и Новая Брянь, Тальцы, Саянтуй.

Современный этап в истории этих земель начался 1 октября 1933 года, когда был официально образован Тарбагатайский район. Новая административная единица объединила семь сельских Советов: Тарбагатайский, Большекуналейский, Надеинский, Нижнежиримский, Десятниковский, Барыкино-Ключевской и Куйтунский.

В это же время создается Больше-Куналейский хор, который впоследствии выступал на праздновании 10-летия Бурят-Монгольской АССР, перед Верховным Советом республики, записывался на радио в Улан-Удэ, а в 1940 году участвовал в Декаде бурятского искусства в Москве.

В 1939 году часть территории передали Иволгинскому аймаку, в 1960-м присоединили Ганзурино, в 1963-м район упразднили, включив в Улан-Удэнский аймак, и лишь в 1985 году восстановили в прежних границах. Последнее изменение произошло в 1991 году, когда поселок Забайкальский перешел в ведение Улан-Удэ.

Экономика

Сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность являются ключевыми отраслями экономики Тарбагатайского района. В аграрном секторе зарегистрировано 79 хозяйствующих субъектов, среди которых выделяются несколько крупных предприятий. В структуре валовой продукции района сельскохозяйственное производство составляет 18,4%.

ООО «Куйтунское», основанное в 2012 году в селе Куйтун, специализируется на выращивании зерновых и зернобобовых культур. Важным направлением деятельности является племенное животноводство. По итогам 2024 года выручка компании достигла 50,8 млн рублей при чистой прибыли 15,4 млн рублей. Предприятие занимает шестое место в республике по объёму выручки.

ООО «Куналей Агро», созданное в 2018 году в селе Большой Куналей, также специализируется на выращивании зерновых культур. ООО «ПЗ Николаевский» с 2011 года развивает свиноводство, занимает третье место в Бурятии по объёму выручки.

В целом, на начало 2025 года в районе действует 690 хозяйствующих субъектов, включая 530 индивидуальных предпринимателей, 159 малых и микропредприятий и одно среднее предприятие.

Живые островки старообрядческой культуры в Бурятии

В сердце Бурятии сохранились уникальные села, где время будто остановилось несколько веков назад. Музей истории и культуры старообрядцев в селе Тарбагатай хранит бесценные свидетельства прошлого: дореформенные книги и иконы, сарафаны XVIII–XIX веков из китайского и индийского шёлка, старинную домашнюю утварь, мебель и сельскохозяйственные орудия. Каждый экспонат рассказывает свою историю о жизни семейских — потомков старообрядцев, сосланных в Забайкалье при Екатерине II.

Всего в нескольких километрах от Тарбагатая раскинулось село Большой Куналей, основанное в 1765 году. Это настоящий музей под открытым небом: вдоль улиц выстроились расписанные яркими орнаментами дома с затейливыми резными наличниками. Местные мастера веками сохраняют традиции деревянного зодчества, превращая каждое строение в произведение искусства.

Не менее интересно село Десятниково, где полностью сохранилась историческая застройка. Здесь можно увидеть характерную для старообрядцев архитектуру — ухоженные избы с расписными воротами и наличниками, украшенными символическими изображениями. В местном музее воссоздана типичная обстановка дома семейских: от русской печи с полатями до старинной мебели и традиционной утвари.

Эти села образуют уникальный культурный кластер, позволяющий познакомиться с богатым наследием старообрядцев Забайкалья. Сохраняя традиции предков, местные жители продолжают жить в гармонии с историей, демонстрируя удивительный пример преемственности поколений.

Туристический потенциал района

За последние пять лет Тарбагатайский район принял около 100 тысяч туристов, привлеченных уникальным сочетанием культурных и природных достопримечательностей. Неподдельный интерес представляет музейно-исторический комплекс «Старообрядцы за Байкалом», знакомящий с бытом и традициями семейских – потомков древлеправославных христиан, сохранивших свою самобытность в забайкальских землях до наших дней.

Среди природных памятников выделяется гора «Спящий лев», также известная в народе как «Омулевая». Ее очертания действительно напоминают отдыхающего царя зверей: голова с гривой покоится на лапах, ясно видна мощная спина, а горная тропа у подножия создает иллюзию львиного хвоста. С вершины открывается панорамный вид на долину Селенги – крупнейшей реки, впадающей в Байкал. Склоны горы покрыты редкими почвопокровными растениями, многие из которых занесены в Красную книгу.

В 10 километрах от Тарбагатая находится пещера Святого Афанасия – место с уникальной историей. В советские годы местные жители тайно сохраняли здесь церковные реликвии: богослужебные книги и иконы. Вход в пещеру был искусно замаскирован камнями. Обнаружил тайник в 1950-х годах охотник Демьян из села Кордон, заметивший свежие газеты у скал. Найденные ценности заняли две грузовые машины – часть артефактов передали в запасники исторического музея в Улан-Удэ, другие реликвии разошлись по местным жителям.

Природный памятник Бухэ-Батор – каменное изваяние, напоминающее сидящего богатыря. Согласно преданиям, это один из 13 хатов (божеств), хозяин реки Селенги, обладавший шаманским даром. Считается, что он являлся сыном неба и одним из полководцев Чингисхана, обладавшим не только военной, но и духовной силой. Ежегодно у подножия скалы проводятся обряды поклонения этому мифологическому защитнику долины.

Археологическое наследие района представлено памятниками разных эпох. В урочище Хайласын сохранился комплекс «Меркитская крепость» – естественная каменная гряда, где в XII-XIII веках располагалась ставка одного из могущественных народов Центральной Азии. В скалах выбиты чаши для сбора дождевой воды, сохранились пещеры для проживания и наскальные рисунки. В 2022 году на территории Меркитской крепости состоялся фестиваль «Степной ветер», собравший более 6000 участников со всей Бурятии. Это событие подтвердило статус Тарбагатайского района как важного центра сохранения культурной самобытности народов республики, где гармонично переплетаются наследие старообрядцев, древние археологические памятники и уникальные природные ландшафты.

Не менее интересны керексуры – плиточные могилы эпохи бронзы (II тыс. до н.э.), которые можно обнаружить у подножия многих сопок. Крупные каменные комплексы сохранились в местностях Баргай и Хайласын, а недалеко от села Надеино находится целый комплекс археологических памятников, включая наскальные писаницы на Павловой горе.

Лужковый камень — живописный природный комплекс, сочетающий в себе лесные поляны, луговые ландшафты и величественные скалы-останцы. Главная достопримечательность — массив монолитов, поддерживающих друг друга. С вершины открывается потрясающий вид на долину реки Куналейки и село Большой Куналей.

Недалеко от Лужкового камня находятся знаменитые «Ворота» и ещё около двадцати крупных каменных останцев причудливых форм, напоминающих перья, пальцы и даже картофелины. Это место стало одной из главных туристических достопримечательностей района, привлекающей любителей природы и истории.

Герои и созидатели

Пётр Радикальцев

Пётр Капитонович Радикальцев родился в 1912 году в селе Пестерево. До войны он трудился слесарем на Улан-Удэнском стекольном заводе. В августе 1942 года был призван в ряды Красной Армии. Военный путь разведчика Радикальцева начался от Старой Руссы и завершился у стен Кенигсберга. В первых же боях проявился его сибирский характер — стойкость, мужество и находчивость. Командуя остатками роты, он сумел так расположить бойцов, что противник, столкнувшись с их решительным сопротивлением, отступил, понеся большие потери.

Пётр Капитонович неоднократно выполнял опасные задания по захвату «языков» в тылу врага. За свои подвиги он был награждён орденами Славы всех трёх степеней, став полным кавалером этого высокого солдатского ордена. Пять раз был ранен, один раз — тяжело.

После демобилизации в 1945 году вернулся на родной стекольный завод. Память о герое увековечена в названии улицы в посёлке Стеклозавода, которая носит его имя.

Георгий Гусляков

Уроженец села Большой Куналей Георгий Иванович Гусляков рос в многодетной семье. С детства проявлял тягу к знаниям и технике. Война прервала его планы на учёбу в Ленинграде, и он встал на защиту Родины.

Танковый ас Гусляков за годы войны сменил 12 боевых машин. Его военная судьба была полна опасных моментов, но благодаря смелости, решительности и выдержке он всегда выходил победителем. Особенно примечательно, что высокое звание Героя Российской Федерации было присвоено ему лишь спустя полвека после совершённых подвигов – в 1994 году.

Послевоенное время Георгий Иванович посвятил развитию родного края. Он внёс значительный вклад в возрождение знаменитого Большекуналейского хора, который прославил семейских певцов на всю страну. Работал председателем колхоза «Коммунизм» («Авангард»), директором Тарбагатайского быткомбината. Его имя носит Большекуналейская средняя школа, а в 2005 году в родном селе был установлен памятник герою.

Афанасий Думнов

В селе Тарбагатай Бурятии стоит бронзовый бюст человека удивительной судьбы — Афанасия Перфильевича Думнова, полного кавалера Георгиевского креста. Уроженец этих мест, потомок первых поселенцев-староверов, он стал легендой еще при жизни. Думнов вернулся со срочной службы в царской армии с фельдфебельскими нашивками — редкое достижение для солдата-срочника. Командир полка уговаривал его остаться на сверхсрочную службу, но Афанасий предпочел вернуться к земле и семье. Однако мирной жизни помешала Первая мировая война.

В июле 1914 года Думнов, оставив молодую жену с ребенком, одним из первых явился на призывной пункт. Вместе с другими тарбагатайскими мужиками он влился в ряды 14-го Сибирского стрелкового полка. Уже в первых боях под Варшавой сибиряки остановили отборные немецкие дивизии, заставив врага отступить.

Могучий старовер богатырского телосложения быстро проявил себя в боях. За полтора года он заслужил все четыре степени Георгиевского креста. По воспоминаниям односельчан, Думнов обладал невероятной силой — в рукопашных схватках он мог перебросить вражеского солдата через штык своей винтовки.

После войны и революции Думнов пытался остаться в стороне от Гражданской войны, но судьба распорядилась иначе. В январе 1920 года он возглавил ополчение тарбагатайцев и помог партизанам отбить атаку карателей генерала Левицкого, спася село от уничтожения.

В советское время героя ждала трагическая участь многих георгиевских кавалеров. Несмотря на заслуги перед революцией, он был репрессирован, работал на строительстве Беломорканала. Реабилитирован лишь в 1964 году.

Военная доблесть рода Думновых продолжилась в детях: сын Леонид стал кавалером ордена Славы за освобождение Бреста, другой сын Евгений также достойно сражался в Великую Отечественную. История Афанасия Думнова — это пример трагической, но славной судьбы русского солдата, прошедшего через войны, революции и репрессии, но сохранившего честь и достоинство.

Георгий Мордвинов

Георгий Иванович Мордвинов родился 5 мая 1896 года в селе Бурнашево Тарбагатайского района в простой крестьянской семье. Уже в 12 лет он начал свой трудовой путь на заводе, а затем работал рассыльным в читинском магазине. Военная служба началась для Георгия Ивановича в 1915 году. Благодаря мастерству наездника он попал в команду конных разведчиков на Юго-Западном фронте. Революционные события 1917 года привели его на сторону большевиков.

Чекистская карьера стартовала в 1918 году с работы в Забайкальской ЧК. Его первые успехи — раскрытие белогвардейского заговора в Чите совместно с Д. Ждановым. После вторжения японцев Мордвинов возглавил партизанский отряд. Командир и разведчик проявил себя в 1920 году, командуя 1-й Амурской кавалерийской бригадой. Проникнув в тыл врага, он сумел подчинить себе гарнизон Нерчинска, что способствовало освобождению Забайкалья от интервентов.

Пограничная служба в 1922–1929 годах принесла Мордвинову три награды боевым оружием. Он служил на командных должностях в погранотрядах и органах ГПУ, участвовал в ликвидации белогвардейских отрядов.

После учёбы в Институте востоковедения Мордвинов работал в Монголии и Китае. Владея восточными языками, он проявил себя как талантливый разведчик. Великая Отечественная война застала Мордвинова в органах госбезопасности. Его направили формировать партизанские отряды. В 1941 году он был командирован в Турцию, где провёл два года в тюрьме.

Операция «Березино» стала одним из последних его значимых заданий. Как один из руководителей этой контрразведывательной операции, он внёс существенный вклад в победу над фашистской Германией. Дальневосточная миссия завершилась назначением Мордвинова начальником разведывательного отдела МГБ по Читинской области. После войны он работал на Китайско-Чунцинской железной дороге.

За свои заслуги перед Отечеством Георгий Иванович был награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденами Монгольской Народной Республики, многочисленными медалями.

Георгий Иванович Мордвинов ушёл из жизни 7 апреля 1966 года в Москве. Его похоронили на Новодевичьем кладбище, где сегодня находится его могила как дань уважения выдающемуся сыну Отечества.

Фирс Болонев

Фирс Федосович Болонев 12 февраля 1935 года в Большом Куналее, в старообрядческой семье. Его детские годы пришлись на суровое военное время. Образование Фирс Федосович начал получать в сельской школе. После семилетки работал медником в МТС, совмещая труд с учёбой. Завершив среднее образование в Улан-Удэ, поступил на историко-филологический факультет БГПИ им. Д. Банзарова, который окончил в 1960 году.

Первые шаги в науке начались с работы в республиканской молодёжной газете и научно-исследовательском институте. По приглашению академика А. П. Окладникова стал аспирантом Института истории, филологии и философии СО АН СССР. Кандидатская диссертация, защищённая в 1974 году, была посвящена народному календарю семейских Забайкалья. Учёный впервые реконструировал календарную систему, описал аграрные праздники, приметы и обычаи старообрядцев.

Полевые работы стали важной частью научной деятельности Болонева. Он провёл 30 этнографических экспедиций, 16 из которых возглавлял лично. Исследователь посетил семейские сёла, записал рассказы сотен людей об обрядах, обычаях, сказках и песнях. Уникальные находки были сделаны учёным в архивах. Он обнаружил документы о насильственном переселении староверов из Польши, списки первых поселенцев, материалы о колонизации Сибири.

Научный вклад Фирса Федосовича был высоко оценён. Он стал Заслуженным деятелем науки Республики Бурятия, Заслуженным деятелем науки РФ, Заслуженным работником культуры Республики Бурятия, Членом-корреспондентом Петровской Академии наук и искусств.

Михаил Асташов

В маленьком селе Верхний Жирим Тарбагатайского района родился человек, доказавший, что сила духа важнее физических возможностей. Михаил Асташов появился на свет в 1988 году с тяжелой патологией — недоразвитыми конечностями. Врачи сомневались, что ребенок выживет, а родителям советовали оставить его в детском доме.

До четырех лет мальчик воспитывался в улан-удэнском доме малютки, затем был переведен в реабилитационный центр в Челябинской области, где провел почти все детство. Именно там началось его становление как спортсмена: первые занятия бадминтоном, плаванием, настольным теннисом. В последнем он добился впечатляющего успеха — стал чемпионом России среди юниоров.

В 18 лет Михаил вернулся в Бурятию, где с помощью председателя республиканской организации ВОИ Владимира Брыкова получил возможность учиться в колледже и поселиться в Доме колясочников. Это стало началом его самостоятельной жизни и стремительной спортивной карьеры.

Асташов освоил паратриатлон — дисциплину, объединяющую плавание, велогонку и бег. Уже в 2016 году он завоевал серебро на чемпионате мира, а через три года взял Кубок мира в Турции. В 2020 году добавил в копилку бронзу австралийского чемпионата и звание чемпиона России по велоспорту.

Вершиной его карьеры стали Паралимпийские игры 2020 в Токио. Здесь Михаил установил мировой рекорд в предварительном заезде на 3000 метров, а в финале на круг опередил канадца Тристена Чернове. Второе золото он завоевал в шоссейной гонке с раздельным стартом, став двукратным паралимпийским чемпионом. В 2021 году ему было присвоено звание заслуженного мастера спорта России.

Константин Болотников

Константин Болотников. Выпускник Бурятского пединститута 1956 года, он посвятил жизнь Тарбагатайской школе, пройдя путь от учителя физики и математики до директора вечерней школы и инспектора районного отдела образования.

Его уроки отличались научной глубиной и методическим совершенством: демонстрационные опыты, четкие объяснения, рациональное использование времени. Ученики Константина Ивановича регулярно занимали призовые места на олимпиадах, а сам он руководил методобъединением учителей физики.

Общественная деятельность педагога была не менее насыщенной: лектор общества «Знание», депутат сельского Совета, участник художественной самодеятельности. В 2004 году он получил звание «Заслуженный учитель Республики Бурятия», а в 2013-м стал первым почетным гражданином Тарбагатайского района.

Галина Чебунина

Галина Ермолаевна Чебунина — педагог и общественный деятель, посвятившая жизнь сохранению уникального наследия забайкальских старообрядцев. Уроженка села Тарбагатай Бурятской АССР, она на протяжении десятилетий ведет системную работу по сбору и популяризации нематериальной культуры семейских.

В 1980-1990-х годах Галина Ермолаевна провела масштабную работу по фиксации сохранившихся в семейских селах объектов культурного наследия. Результатом этой деятельности стало создание в 1990 году этнографического ансамбля «Судьбинушка», который впоследствии получил звание народного любительского художественного коллектива.

Профессиональные заслуги Чебуниной получили признание на самом высоком уровне. В 2003 году она была удостоена звания почетного профессора Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств. Среди ее наград — звания заслуженного работника культуры Республики Бурятия (1996) и Российской Федерации (2003). В 2015 году она была признана лучшим работником культуры Бурятии, а в 2023 году стала лауреатом премии Министерства культуры РФ «Душа России» в номинации «Традиционная народная культура».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру