И в теплое время года, и сейчас, в холода, в многолюдных местах Улан-Удэ можно увидеть немолодых людей, просящих подаяние. Это и мужчины, и женщины, бурятской и славянской внешности. У каждого из них своя история, своя судьба.
Над переходом Центрального рынка, у лестницы, ведущей вверх, часто можно встретить мужчину. Вот и в это субботнее утро он сидел, как обычно, с одноразовым бумажным стаканом. Мимо проходило много людей, кто-то бросал в емкость, которую он держал в правой руке, копейки. Женщина пенсионного возраста долго копалась в сумке, наконец, нашла, и положила в стакан 1 рубль монетой.
58-летний мужчина оказался немногословным: а кому охота делиться своими бедами-горестями, прося подаяние?
Николай Троянов родом из Краснодара. Приехал на БАМ за длинным рублем в 1992 году. Ему тогда было 25 лет, он был женат, сыну было 2 годика. Николай отправлял семье деньги. Год трудился на БАМе, решил вернуться домой, но узнал об измене жены: «Деньги получил, а семью потерял». Больше так и не обзавелся семьей. «Сожительствовал», были две женщины, но они из-за болезни ушли в мир иной. Видимо, Николай был однолюбом: «У меня одна жена. Здравствует. Две были сожительницами. Штамп в паспорте? Зачем он нужен?». После ухода женщины, у которой был взрослый сын, Николай вынужден был уйти из городской квартиры.
У родителей — он единственный ребенок. Их теперь нет в живых. Его родному сыну должно быть 35 лет. Николай не знает, где он, и сыну неведомо, где его отец.
«С Усть-Кута до Тынды я работал, тогда достраивали БАМ. А сегодня живу да живу, то один, то не один. Далеко от Бурятии не уезжал никогда, разве что от Тынды до Читы, когда бродячая жизнь пошла. Жил где попало — по приютам, по «аллилуйкам» — сейчас же много таких религиозных центров», — говорит он. Во время работы на столярке ему оторвало четыре пальца левой руки.
Николай сидит на небольшой подушке, в теплых рукавицах и в зимних сапогах. Рассказывает: «Недели две назад одна русская женщина дала мне 5 тысяч рублей. На них я купил зимнюю обувь».
У него изможденный вид, угрюмый взгляд. Но смеется, когда слышит неуместный вопрос: «Часто подают крупную сумму денег?». «Люди подают, благословляют во славие Божию. Хватает на хлеб с чаем». Где ночует? Да где придется.
Троянов иногда ходит обедать в социальную столовую по улице Соборной, где представители протестантской церкви кормят по субботам. Часто ходит поесть в православный храм напротив железнодорожного вокзала, где каждый день, кроме воскресенья, кормят кашей всех нуждающихся.
Угрюмость Николая исходила от того, что ему было что скрывать. Оказалось, что весной 2025 года, в Успенской церкви в Кяхте, Николаю Троянову помогли собраться в дорогу домой, в Краснодар. Но он доехал до Улан-Удэ, где и остался, видимо, пропил собранные для него деньги. Об этом по телефону с «МК в Бурятии» поделился протоиерей Олег Владимирович Матвеев.
Николай год жил в приходе церкви, работал кочегаром, затем охранником. Охранником в магазин ему помогли устроиться сотрудники УФСИН. Когда Николай совершил небольшую кражу, получил уголовное наказание. Но также оставался жить при приюте.
— Приют при Успенской церкви мы открыли с 2008 года. С тех пор через него прошли более 300 человек, — рассказывает отец Олег. — Среди них больше мужчин. Специальной помощи нет, люди живут на приходские средства, если есть пенсионеры, часть пенсий отдают на пожертвования. Бывает, что некоторые подрабатывают.
В приходе Успенской церкви побывали люди, география которых представлена, по словам отца Олега, от Калининграда до Магадана, заносит и зарубежных постояльцев. Гражданам, имеющим русские корни, в Успенской церкви помогают оформить временную прописку. Монголы с монгольскими корнями, придя в себя, уезжают обратно в свою страну.
В приходе Успенской церкви занимаются помощью алкозависимым людям. Помогают в церкви и людям без жилья — устраиваться в пансионаты, подлечиться в больницах. Бывает, что провожают в последний путь.
Судьба давала Николаю Троянову шансы на обустройство жизни: он получал профессию каменщика-монтажника при Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге, а затем служил в радиотехнических войсках ПВО. Сегодня у него, возможно, есть место, куда можно вернуться — приход Успенской церкви в Кяхте, где отец Олег не отказывает в помощи нуждающимся православным братьям.