Председатель комитета по градостроительной политике, строительству и землепользованию Улан-Удэнского городского Совета депутатов Василий Цыремпилов в интервью «МК в Бурятии» рассказал о том, как принимались ключевые решения, почему нельзя строить, не считая социальную нагрузку, и зачем депутаты лично ездят на пустыри.
«Это на нашем веку»
Для комитета по градостроительной политике 2025-й стал годом, когда стратегии начали обретать плоть. Главный символ этого прорыва — старт реализации мастер-плана.
— Год был по-настоящему интересным, — начинает разговор Василий Цыремпилов. — Мы наконец продавили стену между планами и реальностью. Один из самых ярких моментов этого года — реальное продвижение темы мастер-плана. Буквально на днях пройдут публичные слушания по созданию земельного участка для Межвузовского кампуса. Это, образно говоря, превращение острова в материк. Я буду участвовать и обязательно задам вопросы по технической части: каким образом планируется останавливать русло реки? Это же целый остров, «материк», который предстоит сформировать. Какие фракции грунта, какие технические мероприятия и экспертизы будут задействованы? Это же целая инженерная эпопея, и мы, депутаты, должны в эти детали погружаться, а не просто кивать.
Василий Цыремпилов с воодушевлением говорит о том, что этот проект для Улан-Удэ — историческая веха. «Это интересный факт, когда на нашем веку идет полностью перестройка центральной части исторического города».
Параллельно комитет провел титаническую работу по актуализации главного документа — Генерального плана.
— Было обязательное требование — внести все объекты регионального значения, — поясняет Цыремпилов. — Но мы пошли дальше. Заложили новые точки роста. Это не для галочки. Это для безопасности людей, которые строят и покупают там жилье, — подчеркивает депутат.
В итоге проектом утверждены новые территории комплексного развития (КРТ) на улицах Жуковского, Гвардейская, в 141, 143, 154 микрорайонах. Впервые на карте четко обозначили границы зон затопления у ключевых рек — от Байдонова Ключа до Уды.
Развязать узлы
Если мастер-план — стратегия, то транспортная программа — тактика выживания. В 2025 году комитет собрал разрозненные проекты в единую систему. Утвержденный комитетом список объектов — это не просто пункты в протоколе, а настоящая дорожная карта по разгрузке города. План масштабной операции включает в себя строительство автомобильного путепровода в микрорайоне Стеклозавод и нового проезда на Читинском переезде. Для улучшения транспортного каркаса также запланирован новый путепровод в микрорайоне Горький и комплексная реконструкция путепровода на проспекте Автомобилистов. Особое стратегическое значение имеют два ключевых путепровода через Транссибирскую магистраль — в микрорайонах Почтовый и Комушка, которые должны наконец решить давние проблемы разрыва городской среды железной дорогой.
— У нас открылся новый департамент дорожной и транспортной инфраструктуры, который станет нашим основным «локомотивом» в реализации программы путепроводов. Мы говорим о проектах на миллиарды рублей, которые должны наконец-то «сшить» город, разрезанный железной дорогой. Будем их детально заслушивать и вникать в каждую проектную документацию.
Некоторые амбициозные проекты столкнулись с реальностью экспертных процедур. Такие процедуры необходимы, чтобы стройка не встала из-за каких-либо проблем.
— Да, часть бюджетного финансирования по путепроводам перенесена. Причина, насколько я понимаю, объективная — сложные экспертизы, которые не позволяют уложиться в первоначальные сроки проектирования. Это не отмена, а взвешенное решение. Гораздо разумнее заложить временной запас на качественную подготовку, чем потом торопиться и ошибаться. Нам на комитете докладывали об этом, и мы поддерживаем такой подход. Мы за то, чтобы все было сделано на совесть.
Тем более что такие процедуры позволяют принимать более взвешенные решения по объектам и даже экономить.
— По некоторым объектам после изысканий с РЖД пришлось менять даже название и концепцию, — делится деталями Цыремпилов. — Моделирование показало: нужно строить не четыре полосы, а три. Вот она, реальная экономия, когда решения на данных, а не на энтузиазме. Перенос финансирования — это не отмена. Лучше взять запас времени на качественное проектирование, чем потом исправлять ошибки в бетоне.
«Точечная застройка — это тупик»
Параллельно с мегапроектами комитет каждый день решает сотни «маленьких» человеческих проблем. Именно здесь, по словам Цыремпилова, видна настоящая эффективность власти. «Мы с коллегами ездили в командировку, и видели, как в Московской области сроки согласований сократили с 36 месяцев до 6. Сейчас мы с таким посылом и работаем: помочь, а не создать препону».
Комитет по градостроительной политике ввел жесткое правило: по сложным обращениям об изменении вида разрешенного использования земли — обязательный выезд на место.
— Чтобы убедиться, насколько заявка соответствует действительности, — поясняет он. — Из 50 обращений мы выберем 5 самых спорных. Приезжаем, смотрим. И, знаете, это дало потрясающий эффект. Мы начали постоянно присутствовать на заседаниях архитектурной комиссии и теперь все вопросы решаем «на берегу». Заявитель знает, что к нему приедут и спросят по существу, а не по бумажке.
Чаще всего к ним приходят с, казалось бы, простой просьбой: изменить зону участка с «рекреационной» на «жилую».
— Человек живет в частном секторе, все по закону построил, но не может продать или заложить дом, потому что земля не та. Все критерии у него совпадают, границы соседей не нарушает. И ему отказывают из-за буквы в документе. Почему не помочь? — говорит Цыремпилов. — Грубо говоря, наша задача — решать земные вопросы людей. А они из этого и состоят.
В работе комитета есть и такие моменты, когда приходится отказывать, в первую очередь это вопросы, связанные со строительством больших объектов.
— Бывают обращения: «Хотим промзону в жилую перевести, построить многоэтажки». Мы смотрим: а социальная нагрузка? Школы, сады, поликлиники? Если их нет — вопрос снимаем.
И здесь Цыремпилов формулирует главный принцип, выстраданный городом. «Взгляните на застройку сотых кварталов. Если бы изначально шли по пути мастер-плана, где все учтено — школы, сады, социалка, было бы идеально. Но там была точечная застройка. И сегодня результат — не хватает детских центров, а еще раньше там не было даже поликлиник. Чувствуете разницу? Точечная застройка — это про сиюминутный бизнес. Комплексное развитие — это про жизнь людей на десятилетия.
Доверяй, но проверяй
Комитет Цыремпилова не только законотворческий, но и контрольный орган. В 2025 году депутаты рассмотрели несколько отчетов Контрольно-счетной палаты.
— Мы разбирали проверки по поступлению доходов от продажи земли, по использованию бюджетных миллионов на детский сад в Шишковке, по субсидиям спортивным учреждениям, — перечисляет он. — Где были нарушения, давали жесткие рекомендации администрации их устранить. Наша задача — чтобы каждый рубль работал на город.
Особое внимание уделялось национальным проектам. По «Безопасным качественным дорогам» перевыполнен план — приведено в нормативное состояние более 9 км дорог на 534 млн рублей. А с 2025 года стартовал новый проект — «Инфраструктура для жизни». «Критерии отбора те же: высокая интенсивность, маршруты общественного транспорта, подъезд к соцучреждениям. В прошлом году отобрано 11 участков общей длиной 5 км. Это точечная, но очень важная работа», — отмечает председатель.
Город без урн
Разговор об итогах года плавно перетекает в разговор о мечтах. Оказывается, самый яркий градостроительный образ для Цыремпилова не небоскреб, а... чистая улица без урн.
— Я был в Минске и остолбенел, — с улыбкой вспоминает он. — Чистота невероятная. И урн почти нет. Спрашиваю: «Как так? Люди, что, мусор в карманах носят?». Мне ответили: «Привычка». Это говорит о высочайшей культуре, о любви к своему месту. Вот о чем я мечтаю. Не о конкретной набережной (хотя и она нужна), а о том, чтобы наш город внушал такое же уважение к себе.
Но есть и абсолютно практические, технологические мечты. Главная из них — цифровизация всего градостроительного комплекса.
— На одном из заседаний мы ломали голову над бюджетом, — делится Цыремпилов. — Чтобы перевести комитет по архитектуре на полноценные цифровые карты, электронные документообороты, нужны колоссальные инвестиции. Порядка 300 млн рублей. Но это окупится сторицей. Это ускорит получение решений для людей в разы, упростит работу специалистам. В XXI веке ворочать бумажными картами — анахронизм. Мы будем эту тему продавливать на всех уровнях, вплоть до законодательных инициатив.
Планы на 2026 год, по его словам, строятся по той же двойной логике, где глобальные амбиции неотделимы от частных нужд. Во-первых, это завершение «цифровой революции» в градостроительстве — переход на электронные карты и документооборот. Во-вторых, углубление транспортной программы и пристальное внимание к первым реальным шагам по строительству путепроводов. В-третьих, важно не сбавлять темп по мастер-плану, постепенно переводя его из стадии красивых концепций в стадию конкретной стройки. И главное — не потерять связь с землей, продолжив практику выездов на участки, чтобы слышать людей и решать их самые что ни на есть «земные вопросы».
— Работа градостроителя — это постоянное чувство ответственности, — резюмирует Василий Цыремпилов. — Ты отвечаешь и за то, каким город будет через 50 лет, и за то, сможет ли семья в частном секторе сегодня оформить дом в наследство. И одно без другого невозможно. Красивый, продуманный город — это и есть сумма миллионов решенных человеческих проблем. Мы только в начале этого пути.