Точечная застройка — про бизнес, комплексная — про жизнь: Улан-Удэ учится строить для людей

В 2025 году Улан-Удэ перестал догонять и начал планировать. За последние годы город изменил правила игры на десятилетия вперед, утвердив новую философию развития: от масштабного мастер-плана центра до правил для каждого частного участка.

Точечная застройка — про бизнес, комплексная — про жизнь: Улан-Удэ учится строить для людей
Фото: пресс-служба Горсовета Улан-Удэ.

Председатель комитета по градостроительной политике, строительству и землепользованию Улан-Удэнского городского Совета депутатов Василий Цыремпилов в интервью «МК в Бурятии» рассказал о том, как принимались ключевые решения, почему нельзя строить, не считая социальную нагрузку, и зачем депутаты лично ездят на пустыри.

«Это на нашем веку»

Для комитета по градостроительной политике 2025-й стал годом, когда стратегии начали обретать плоть. Главный символ этого прорыва — старт реализации мастер-плана.

— Год был по-настоящему интересным, — начинает разговор Василий Цыремпилов. — Мы наконец продавили стену между планами и реальностью. Один из самых ярких моментов этого года — реальное продвижение темы мастер-плана. Буквально на днях пройдут публичные слушания по созданию земельного участка для Межвузовского кампуса. Это, образно говоря, превращение острова в материк. Я буду участвовать и обязательно задам вопросы по технической части: каким образом планируется останавливать русло реки? Это же целый остров, «материк», который предстоит сформировать. Какие фракции грунта, какие технические мероприятия и экспертизы будут задействованы? Это же целая инженерная эпопея, и мы, депутаты, должны в эти детали погружаться, а не просто кивать.

Фото: пресс-служба Горсовета Улан-Удэ.

Василий Цыремпилов с воодушевлением говорит о том, что этот проект для Улан-Удэ — историческая веха. «Это интересный факт, когда на нашем веку идет полностью перестройка центральной части исторического города».

Параллельно комитет провел титаническую работу по актуализации главного документа — Генерального плана.

— Было обязательное требование — внести все объекты регионального значения, — поясняет Цыремпилов. — Но мы пошли дальше. Заложили новые точки роста. Это не для галочки. Это для безопасности людей, которые строят и покупают там жилье, — подчеркивает депутат.

В итоге проектом утверждены новые территории комплексного развития (КРТ) на улицах Жуковского, Гвардейская, в 141, 143, 154 микрорайонах. Впервые на карте четко обозначили границы зон затопления у ключевых рек — от Байдонова Ключа до Уды.

Развязать узлы

Если мастер-план — стратегия, то транспортная программа — тактика выживания. В 2025 году комитет собрал разрозненные проекты в единую систему. Утверж­денный комитетом список объектов — это не просто пункты в протоколе, а настоящая дорожная карта по разгрузке города. План масштабной операции включает в себя строительство автомобильного путепровода в микрорайоне Стеклозавод и нового проез­да на Читинском переезде. Для улучшения транспортного каркаса также запланирован новый путепровод в микрорайоне Горький и комплексная реконструкция путепровода на проспекте Автомобилистов. Особое стратегическое значение имеют два ключевых путепровода через Транссибирскую магистраль — в микрорайонах Почтовый и Комушка, которые должны наконец решить давние проблемы разрыва городской среды железной дорогой.

— У нас открылся новый департамент дорожной и транспортной инфраструктуры, который станет нашим основным «локомотивом» в реализации программы путепроводов. Мы говорим о проектах на миллиарды рублей, которые должны наконец-то «сшить» город, разрезанный железной дорогой. Будем их детально заслушивать и вникать в каждую проектную документацию.

Некоторые амбициозные проекты столкнулись с реальностью экспертных процедур. Такие процедуры необходимы, чтобы стройка не встала из-за каких-либо проблем.

— Да, часть бюджетного финансирования по путепроводам перенесена. Причина, насколько я понимаю, объективная — сложные экспертизы, которые не позволяют уложиться в первоначальные сроки проектирования. Это не отмена, а взвешенное решение. Гораздо разумнее заложить временной запас на качественную подготовку, чем потом торопиться и ошибаться. Нам на комитете докладывали об этом, и мы поддерживаем такой подход. Мы за то, чтобы все было сделано на совесть.

Тем более что такие процедуры позволяют принимать более взвешенные решения по объектам и даже экономить.

— По некоторым объектам после изыс­каний с РЖД пришлось менять даже название и концепцию, — делится деталями Цыремпилов. — Моделирование показало: нужно строить не четыре полосы, а три. Вот она, реальная экономия, когда решения на данных, а не на энтузиазме. Перенос финансирования — это не отмена. Лучше взять запас времени на качественное проектирование, чем потом исправлять ошибки в бетоне.

«Точечная застройка — это тупик»

Параллельно с мегапроектами комитет каждый день решает сотни «маленьких» человеческих проблем. Именно здесь, по словам Цыремпилова, видна настоящая эффективность власти. «Мы с коллегами ездили в командировку, и видели, как в Московской области сроки согласований сократили с 36 месяцев до 6. Сейчас мы с таким посылом и работаем: помочь, а не создать препону».

Комитет по градостроительной политике ввел жесткое правило: по сложным обращениям об изменении вида разрешенного использования земли — обязательный выезд на место.

— Чтобы убедиться, насколько заявка соответствует действительности, — поясняет он. — Из 50 обращений мы выберем 5 самых спорных. Приезжаем, смотрим. И, знаете, это дало потрясающий эффект. Мы начали постоянно присутствовать на заседаниях архитектурной комиссии и теперь все вопросы решаем «на берегу». Заявитель знает, что к нему приедут и спросят по существу, а не по бумажке.

Чаще всего к ним приходят с, казалось бы, простой просьбой: изменить зону участка с «рекреационной» на «жилую».

— Человек живет в частном секторе, все по закону построил, но не может продать или заложить дом, потому что земля не та. Все критерии у него совпадают, границы соседей не нарушает. И ему отказывают из-за буквы в документе. Почему не помочь? — говорит Цыремпилов. — Грубо говоря, наша задача — решать земные вопросы людей. А они из этого и состоят.

В работе комитета есть и такие моменты, когда приходится отказывать, в первую очередь это вопросы, связанные со строительством больших объектов.

— Бывают обращения: «Хотим промзону в жилую перевести, построить многоэтажки». Мы смотрим: а социальная нагрузка? Школы, сады, поликлиники? Если их нет — вопрос снимаем.

И здесь Цыремпилов формулирует главный принцип, выстраданный городом. «Взгляните на застройку сотых кварталов. Если бы изначально шли по пути мастер-плана, где все учтено — школы, сады, социалка, было бы идеально. Но там была точечная застройка. И сегодня результат — не хватает детских центров, а еще раньше там не было даже поликлиник. Чувствуете разницу? Точечная застройка — это про сиюминутный бизнес. Комплексное развитие — это про жизнь людей на десятилетия.

Доверяй, но проверяй

Комитет Цыремпилова не только законотворческий, но и контрольный орган. В 2025 году депутаты рассмотрели несколько отчетов Контрольно-счетной палаты.

— Мы разбирали проверки по поступлению доходов от продажи земли, по использованию бюджетных миллионов на детский сад в Шишковке, по субсидиям спортивным учреждениям, — перечисляет он. — Где были нарушения, давали жесткие рекомендации администрации их устранить. Наша задача — чтобы каждый рубль работал на город.

Фото: пресс-служба Горсовета Улан-Удэ.

Особое внимание уделялось национальным проектам. По «Безопасным качественным дорогам» перевыполнен план — приведено в нормативное состояние более 9 км дорог на 534 млн рублей. А с 2025 года стартовал новый проект — «Инфраструктура для жизни». «Критерии отбора те же: высокая интенсивность, маршруты общественного транспорта, подъезд к соцучреждениям. В прошлом году отобрано 11 участков общей длиной 5 км. Это точечная, но очень важная работа», — отмечает председатель.

Город без урн

Разговор об итогах года плавно перетекает в разговор о мечтах. Оказывается, самый яркий градостроительный образ для Цыремпилова не небоскреб, а... чистая улица без урн.

— Я был в Минске и остолбенел, — с улыбкой вспоминает он. — Чистота невероятная. И урн почти нет. Спрашиваю: «Как так? Люди, что, мусор в карманах носят?». Мне ответили: «Привычка». Это говорит о высочайшей культуре, о любви к своему месту. Вот о чем я мечтаю. Не о конкретной набережной (хотя и она нужна), а о том, чтобы наш город внушал такое же уважение к себе.

Но есть и абсолютно практические, технологические мечты. Главная из них — цифровизация всего градостроительного комплекса.

— На одном из заседаний мы ломали голову над бюджетом, — делится Цыремпилов. — Чтобы перевести комитет по архитектуре на полноценные цифровые карты, электронные документообороты, нужны колоссальные инвестиции. Порядка 300 млн рублей. Но это окупится сторицей. Это ускорит получение решений для людей в разы, упростит работу специалистам. В XXI веке ворочать бумажными картами — анахронизм. Мы будем эту тему продавливать на всех уровнях, вплоть до законодательных инициатив.

Фото: пресс-служба Горсовета Улан-Удэ.

Планы на 2026 год, по его словам, строятся по той же двойной логике, где глобальные амбиции неотделимы от частных нужд. Во-первых, это завершение «цифровой революции» в градостроительстве — переход на электронные карты и документооборот. Во-вторых, углубление транспортной программы и пристальное внимание к первым реальным шагам по строительству путепроводов. В-третьих, важно не сбавлять темп по мастер-плану, постепенно переводя его из стадии красивых концепций в стадию конкретной стройки. И главное — не потерять связь с землей, продолжив практику выездов на участки, чтобы слышать людей и решать их самые что ни на есть «земные вопросы».

— Работа градостроителя — это постоянное чувство ответственности, — резюмирует Василий Цыремпилов. — Ты отвечаешь и за то, каким город будет через 50 лет, и за то, сможет ли семья в частном секторе сегодня оформить дом в наследство. И одно без другого невозможно. Красивый, продуманный город — это и есть сумма миллионов решенных человеческих проблем. Мы только в начале этого пути.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 10 декабря 2025

Заголовок в газете: Точечная застройка — про бизнес, комплексная — про жизнь

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру