Правительство Бурятии утвердило Концепцию развития дополнительного образования детей до 2030 года. Документ определяет стратегические цели, задачи и механизмы совершенствования этой сферы, координировать и контролировать которую поручено Министерству образования и науки региона.
Основная цель Концепции — создать условия для самореализации и развития талантов каждого ребенка, а также воспитать социально ответственную личность на основе традиционных ценностей. Документ констатирует, что за последние годы в Бурятии была проделана значительная работа: охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием вырос с 54% в 2015 году до 91,4% в 2024-м.
Инфраструктура системы за последние пять лет получила мощное развитие. В рамках нацпроекта «Образование» было создано более 122 тысяч новых мест, а 547 организаций обновили материально-техническую базу. В республике появились детский технопарк «Кванториум», мобильные и школьные кванториумы, IT-кубы, региональный центр выявления талантов «Асториум», экостанция и другие современные площадки. На эти цели было направлено свыше 957 миллионов рублей.
Несмотря на очевидные успехи, в Концепции откровенно обозначены и системные проблемы. Среди них — отставание темпов обновления материальной базы и содержания программ от скорости развития технологий, нехватка кадров, особенно в сельской местности, а также ограниченная доступность инфраструктуры для детей с особыми потребностями. Еще одной задачей является сохранение академических традиций в сфере искусства и решение проблемы устаревшего парка музыкальных инструментов в детских школах искусств.
Документ предполагает внедрение целевой модели управления и расширение системы персонифицированного финансирования. Это означает, что не менее 30% детей до 2030 года смогут получать образовательные услуги с использованием социальных сертификатов, которые можно будет направить в том числе и в негосударственные организации.
Одним из приоритетов станет ранняя профориентация. Планируется активнее привлекать вузы, колледжи и предприятия реального сектора экономики к разработке программ и организации стажировок для школьников. Особое внимание будет уделено созданию сети технологических кружков, школьных спортивных клубов, театров и медиацентров.
Планируется усовершенствовать механизмы привлечения и повышения квалификации кадров, особенно в сельских территориях, и реализовать меры поддержки для молодых специалистов. Система дополнительного образования должна стать неотъемлемой частью единого образовательного и воспитательного пространства Бурятии, способствующего раскрытию потенциала каждого ребенка.