«Стратегия-2030»: проблема не в новых идеях, а в том, чтобы отойти от старых

Юрий Кравцов: «Почему мы заблудились в своей экономике»

В Бурятии продолжается публичное обсуждение проектов программы социально-экономического развития региона на период до 2030 года, получившее название «Стратегия-2030».

Юрий Кравцов: «Почему мы заблудились в своей экономике»
Юрий Кравцов

Постоянные авторы «МК» не остаются в стороне от этого процесса, предлагая вниманию читателей свой взгляд на настоящее и будущее Бурятии и «Стратегию-2030», которую республика собирается обсуждать в течение всего 2016 года. Сегодня мы начинаем публикацию статей известного в республике экономиста, эксперта, бывшего директора Улан-Удэнского авиационного завода Юрия Николаевича Кравцова.

В развитии регионов России сложились три стандартных приоритета.

Первый — выравнивающий, перераспределение ресурсов для выравнивания качества жизни регионов. Второй — стимулирующий, создание льготных условий социально-экономического развития в регионах с конкурентными преимуществами. Третий — геополитический, обеспечение безопасности страны путем затратного финансирования развития стратегических территорий Россия.

В итоге ни на одном из приоритетов мы не достигли решающих успехов. Сегодня и надолго остался один приоритет — геополитика. Финансовая поддержка развития Дальнего Востока, Крыма. Завтра, возможно, другие территории бывшего СССР. Это очень затратная экономическая модель развития, по сути, мобилизационная экономика. Каково при этом будет устойчивое единство федерального центра и регионов? Ведь денег для них  будет все меньше. Их общий долг более 2,3 триллиона — одна треть всех их расходов.

Такого никогда не было. Регионы залезают в долги. Нарастает экономический сепаратизм. Создается колониальная структура федерации.

Нам надо понимать: при большой территории России и малочисленном населении различия между Западом и Востоком, между регионами будут только расти.

Напрашивается вывод: раз мы не можем управлять интересами всех социальных групп регионов, то необходимо управлять интересами только продвинутых регионов. Бурятия не в их числе. Экономический рост будет поддерживаться в отдельных точках, зонах опережающего развития.

Для экономики России территория нашей республики является хозяйственно нерентабельной. Она как бы ячейка современного венчурного регионального предприятия, рискованного для хозяйственной деятельности. Экологические ограничения, высокие энергетические, транспортные тарифы, отсутствие необходимой инфраструктуры, удаление от рынков сбыта и центра принятия решений. И все это при невысоком качестве государственного управления. Республика не готова соревноваться с другими регионами за федеральные ресурсы, предпочитая реальной конкуренции банальное лоббирование.

Мы создали автономизированную экономику натурального хозяйства и от соседних регионов, и от центра в целом. Крушение надежд на быстрое преобразование республики из высокодотационной на бездотационный уровень развития уже к 2017 году привело Бурятию от развития к выживанию. Стабильный поток дотаций, основной доход бюджета, законсервировал депрессивность ее развития. И никто нас не обдирает — более 90% налогов остаются в республике. Просто их нет на достаточном уровне. Решаются задачи работы социальной инфраструктуры, минимально обеспечивая текущие затраты, ретушируя оценку эффективности управления республикой.

Похоже, правительство РБ пока это устраивает. Но население — не всегда. Сейчас каждый регион в одиночку идет за наживой, и рассыпанное общее плетется за ними. Просто мы заблудились в своей экономике. Надо выбираться на твердый путь изменений. Ответить на три вопроса: что изменить? на что изменить? каким образом достичь изменений?

Насколько точно понимает Правительство РФ РБ глубину и масштабы этих проблем, оценить трудно. Уж очень непрозрачно в последние годы принимаются решения. Населению не нравится, когда власть чего-то скрывает на фоне зачастую ложного оптимизма. Яркий пример — обсуждение проекта бюджета республики на 2016 год. Констатируются позитивные результаты доходов бюджета за девять месяцев 2015 года. Но это не «зеркало эффективности экономической политики властей», как утверждает министр экономического развития. Очистим показатели налоговых доходов, прежде всего, налога на прибыль предприятий, от ценового фактора и влияния курса рубля. Значительный рост производственных и мировых цен нашего товаропроизводства экспортного направления — вертолетов, угля, девальвация рубля свыше 40%, только в 2015 — 25%.

В результате мы стоим на месте в своем развитии. Не говоря уже об итогах сельскохозяйственного года. Падение розничной торговли свыше 9%. Затаившийся рынок труда, с опозданием тяготеющий к росту безработицы. Доля прибывающих в бизнес меньше выбывающих. Правительство Бурятии во многом следует за событиями и постоянно от них отстает, что приводит к пессимизму населения и бизнеса. У них занижена планка ответственности на базе замороженных проблем.

Особенность кризисной ситуации в том, что, опаздывая с нужной мерой на шаг от темпа развития событий, вдвое снижается эффект от принимаемых решений, на два шага — делает их бесполезными, на три — вредными. Эффективностью власти в такой период, критерием ее успешности выступает ее способность действовать на опережение. Меняться быстрее, чем, казалось бы, требуют обстоятельства. Жить по-прежнему не получается и не получится. Поиск смысла, стратегии и тактики СЭР РБ уже начинает проявляться. Но, как это у нас часто бывает, прежде всего, в сфере расходов — куда и как потратить деньги, какие приоритеты и цели финансировать. А не на сферу доходов, как и где зарабатывать деньги с обеспечением оптимальной занятости населения. Вряд ли можно считать целесообразным начало работы совета по разработке стратегии развития «Бурятия-2030» с частных проектов развития субъектов отраслей экономики ее социальной направленности — образование, здравоохранение и т.д. Стратегия развития — продукт личности главы РБ. Общие приоритеты развития с выделением главных. Затем частное их развитие.

Думается, бизнес, население республики пока не понимают что они совместно строят. С сомнением относятся к выбору властями приоритетов стратегии СЭР РБ, не отвечающих современным тенденциям развития. Власть постоянно корректирует, варьирует, уточняет позитивные результаты реализации десятков различных программ, доказывая свою результативность. Это напоминает стрелка, который не может попасть в цель и все время поправляет мишень. Главное для нее не процесс достижения цели, а постоянное обсуждение процесса достижения цели.

Проблема сейчас не столько в новых идеях, а в том, чтобы отойти от старых, которые проникли и в кровь, и в плоть. Но люди и кабинеты остаются. Так что же должно меняться?

Ведь хочешь изменений, поменяй людей. С новым смыслом стратегии и тактики действий, чтобы в нее поверили люди. Как сделать это так, чтобы, как утверждает академик Гранберг, «если первые пуговицы застегнуть неверно, нельзя рассчитывать, что, застегнув другие, вы исправите положение».

Республика лишь один из «жилетов» в «костюме» федеральной России.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №3 от 13 января 2016

Заголовок в газете: О стрелках и мишенях

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру