Улан-Удэ имеет самые значительные преимущества по созданию федерального выставочного комплекса, подобного ВВЦ в Москве

Юрий Кравцов: Нужно понять, что нам не хватает большой вдохновляющей цели»

Наша экономика — экономика ожидания с мелким текущим ремонтом на ходу, не решает главной цели — повышение качества жизни населения. Если с оптимизмом, жизнь становится лучше, с некоторым ухудшением, не расширяя, а, наоборот, сужая возможности людей по формированию своего будущего.

Юрий Кравцов: Нужно понять, что нам не хватает большой вдохновляющей цели»

И дело не столько в образовании, сколько в возможности себя реализовать.

Существующая стратегия СЭР РБ такой возможности не создает. Республика в замкнутом круге: уровень жизни низок, креативные люди и финансы покидают ее. Как только это происходит, уровень жизни падает еще более, увеличивается различие в качестве и объеме услуг (образования, здравоохранения), обуславливая межэтническую конфликтность.

Стратегия — это готовность к будущему. Она должна учитывать вызовы развития, которые наиболее вероятны в планируемый период. Опираясь на мировой опыт, можно говорить о серьезном социально-экономическом развитии только тогда, когда мы выстроим деловые, организационные связи процессов, имеющих глобальное, мировое, федеральное или хотя бы межрегиональное значение. К каким мировым процессам можно подключить реально территорию республики?

Два сектора экономики

Экономика республики состоит из двух секторов — услугопроизводящий и товаропроизводящий. Развитие услугопроизводящего сектора может решить проблему инвестиционной привлекательности территории, и это главное. В товаропроизводящем секторе в Бурятии нет ни одного субъекта, претендующего монопольно на федеральную значимость. Считать, что туризм основа услугопроизводящего сектора экономики республики — ошибка. Нет примеров в мировой практике туризма, чтобы климатический и природный аспекты сезонного характера, в транспортном удалении от источников массовых туристов могли стать основой занятости городского населения и решающей доходной частью бюджетов, тем более создать инвестиционную привлекательность территории. «Мотором» реализации формирования услугопроизводящей экономики может стать создание стратегического хозяйственного комплекса — федерального выставочного центра международного сотрудничества (ФВК «Азия России»).

Нужно понять, что первое и главное, чего нам не хватает — это большой вдохновляющей цели! Необходим уникальный проект, предприятие «мирового продукта», которые потеснят старые и создадут условия для перемещения ресурсов в новые сферы экономики. Для эффективного интегрирования в экономику России, Азиатско-Тихоокеанского макрорегиона с достижением эффекта предлагается создание в Бурятии стратегического хозяйственного комплекса международного сотрудничества. В его состав должны войти федеральный выставочный комплекс «Азия России» (ФВК «Азия России») на базе промплощадки неиспользованной первой очереди моторного завода ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод»; международный аэропорт «Байкал» с последующим формированием международного грузопассажирского авиатерминала «ХАБ» «Байкал-2», и, наконец, аэропорт деловой авиации на базе взлетно-посадочной полосы ОАО «У-УАЗ».

Юрий Кравцов

«Азия России»

Результаты зарубежных исследований показывают, что затраты предприятий путем заключения контрактов на экспорт, импорт товаров в 3-4 раза меньше на выставках, чем иными маркетинговыми средствами. Сибирский регион по своему экономическому потенциалу нуждается в постоянно действующем выставочном бизнесе. Выставки активно формируют рынок, обеспечивая участникам личный контакт с потенциальными покупателями и производителями. Косвенные услуги, осуществляемые на выставках, сервис (гостиничный, транспортный, связь, банковский, страховой) создают рабочие места. Значительно повышается инвестиционная привлекательность региона — месторасположение выставки. Например, в Германии три общегосударственных выставочных комплекса, в России — один: ВВЦ в Москве. Почему бы вторым не стать ФВК «Азия России» в Улан-Удэ?

Пока в республике нет постоянно действующего выставочного комплекса. Нет и инициативы со стороны правительства Бурятии и мэрии Улан-Удэ. Хотя среди всех столиц Сибирского и Дальневосточного федеральных округов именно Улан-Удэ имеет самые значительные преимущества по созданию ФВК «Азия России». Город способен обеспечить необходимые грузопассажирские перевозки. Главное — есть прекрасная промплощадка с готовой комплексной инфраструктурой. И условия для формирования транспортно-коммуникационной системы ФВК «Азия России», международного авиационного грузопассажирского терминала.

Исторически Улан-Удэ уже побывал местонахождением ставки командования МО СССР в АТР, а аэродром «Мухино» применялся для посадок американских самолетов «С-130» по программе реализации договора ОСВ-2 СССР — США. ВВП ОАО «У-УАЗ» — как запасная полоса посадки космического корабля «Буран» с ее эффективными характеристиками взлета-посадки. Технологические возможности города напрямую связаны с геополитическими интересами России в Азии. Фактором, сопутствующим росту и значимости создания ФВК «Азия России» в Улан-Удэ, являются также этнокультурные особенности Бурятии, ее близость к странам АТР. Бурятия — центр буддизма России, представляет собой мост между западной и восточной культурами. Данный культурно-национальный фактор успешно используется в течение всей российской истории при продвижении интересов России на восток.

Создание ФВК «Азия России» предлагается в Улан-Удэ на базе первой очереди неработающего моторного завода ОАО «У-УАЗ», промплощадка которого расположена на 4 км Никольского шоссе. Территория площадки — 89,65 га, в целом по генплану — 197,5 га. Для сравнения: основная территория «ГАО ВВЦ» в Москве — 238,5 га, Харбинского международного выставочного центра Китая — 170 га.

В республике расположены необходимые для развития ФВК «Азия России» предприятия по производству металлических конструкций, сульфатного и тампонажного цемента, штучных стеновых материалов, железобетонных конструкций и т.д.

Социальная инфраструктура Улан-Удэ динамично развивается в рамках СЭР РБ и может обеспечить стартовые условия формирования ФВК «Азия России». Умеренная трудоизбыточность Улан-Удэ, наличие вузов, ссузов с возможностью подготовки специалистов — удовлетворительный кадровый потенциал ФВК «Азия России».

«Байкал-2»

Теперь о международном грузопассажирском авиатерминале «ХАБ» «Байкал-2». Посмотрим на карту мира. По прогнозу 60% мирового ВВП будет производиться в странах АТР. На рынках Европы — 20%. Возможно будет исполнено предсказание Герцена: «Тихий океан — Средиземное море человечества».

По соседству с азиатской частью России складывается мировое экономическое технологическое сообщество. В этом сообществе азиатская часть России — Сибирь и Дальний Восток — еще долго будет оставаться колонией московской метрополии. По сути, на ближайший XXI век она обречена на экспорт энергии, сырьевых ресурсов и может служить транспортным коридором между востоком, западом, югом и севером.

Уже сформированы три полюса роста — Северная Америка, Объединенная Европа и Азия. Структура перевозок внешнеторгового оборота стран Европы, Азии и Тихоокеанского бассейна определяется в значительной мере географическим положением стран контрагентов и номенклатурой экспорта, импорта.

Невысокий удельный вес во внешнеторговых связях стран региона крупнотоннажных сырьевых товаров при значительной и постоянно растущей доле товаров с высокой удельной стоимостью обуславливает динамическое развитие воздушного транспорта, включая элементы наземной инфраструктуры. По грузовым регулярным авиаперевозкам на первом месте страны АТР, а по чартеру — Западная Европа. Половина из 20 крупнейших международных авиаперевозчиков действует на рынке АТР, обслуживает внутрирегиональные и межконтинентальные воздушные линии.

Рассредоточение производительных сил, их «перекрестное» грузовое обеспечение по всем частям света диктует строительство перегрузочных авиатерминалов. Приводит к необходимости авиаперевозок с промежуточными посадками с дозаправкой топливом, с эффективной загрузкой воздушных судов полезным грузом. Дешевая рабочая сила, наименьшие издержки производства — в Азии.

Основной воздушный коридор из Европы в Азию — воздушное пространство Ближнего Востока, Малой Азии — стал самым опасным из-за постоянного столкновения интересов стран в этой части света.

Восточная Сибирь — идеальная территория транспортного коридора. Безопасный и приемлемый по экономическим результатам Байкальский регион России представляет своеобразные «транспортно-коммуникационные ворота» РФ в страны АТР. При макрогеографическом рассмотрении востока России видно, что пути сообщения начинают веером расходиться с территории Бурятии на Центральную, Восточную, Юго-Восточную Азию, включая северо-восток России. К ним относятся железнодорожный Транссиб с примыкающей к нему железнодорожной магистралью «Улан-Удэ — Наушки — Улан-Батор — Пекин», автомобильные дороги и воздушные коридоры авиалиний, уходящие в Монголию, Китай и другие азиатские страны. Кратчайший путь из Сибири к самому большому грузовому терминалу на Тихом океане — Даоляну (Китай).

Географическая вершина этого веера — Улан-Удэ, как опорный транспортный узел, сочетающий транзитные, транспортные, торговые, выставочные, туристические функции. Важно, что он располагается на территории России с учетом исторической специализации — центра транзитных поставок из Китая в Европу. Также отчетливо формируется и ось межконтинентальных кроссполярных авиаперевозок на территории республики.

Заметим, что элитные авиарейсы первого класса для удобства пассажиров совершают промежуточные посадки на рассматриваемых направлениях через 4-5 тыс. км полета. К примеру, такие промежуточные посадки осуществляются на авиалиниях из Юго-Восточной Азии в аэропортах Токио, Саппоро (Япония). Обеспечение такой промежуточной посадки, к примеру, в г. Улан-Удэ сокращает продолжительность полета по данным направлениям на 3-5 часов, экономия топлива до 20 т. Но с экономическим эффектом для Бурятии. И хотя современные лайнеры могут летать без посадки до 13,5 тыс. км, вряд ли целесообразно не учитывать физиологию человека с оптимальной длительностью полета 4-5 часов. Не говоря уже о грузовых транзитных перевозках в перекрестных направлениях.

Значимость рассматриваемого фактора подтверждается чартерными рейсами запланированных промежуточных посадок в аэропорту «Байкал».

Временами интенсивно работают наши соседи — власти Иркутска, Красноярска. Но лучший вариант — Улан-Удэ. Согласно требованиям формирования международных авиатерминалов, определенных международной ассоциацией гражданской авиации (ИКАО), предусматривается обязательное отсутствие в радиусе 80-150 км от авиатерминала гидроплотин, гидроэлектростанций, предприятий переработки ядерных материалов, нефтехимии, цветной металлургии, военных спецобъектов и т.д.

Лишь Улан-Удэ с его окрестностями соответствует этим требованиям во всей Сибири. Все остальные города СФО имеют целый «букет» объектов, препятствующих созданию транспортно-коммуникационной системы ФВК «Азия России». Не говоря уже о лучших метеоусловиях, ландшафте и почвах под строительство ВПП. С выбросами сгорания отработанного топлива на территорию озера Байкал тоже нет проблем, поскольку благодаря розе ветров выбросы попадают в безлюдные районы Монголии.

Международный аэропорт «Байкал» ввиду ограниченного захода на посадку с востока и, главное, над городом, впоследствии может служить запасным аэродромом. Так же как и ВПП ОАО «У-УАЗ» с его технологическим потенциалом при необходимости аварийного ремонта авиатехники.

По данным ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропорт» (Хабаровск), возможно строительство авиатерминала «Байкал-2» на нескольких площадках. Наиболее эффективной представляется площадка парашютного клуба, аэродрома спортивных самолетов возле села Оронгой в пределах 40 км от Улан-Удэ.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 27 января 2016

Заголовок в газете: Вдохновляющая идея

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру