На патрулирование улиц в Улан-Удэ все чаще выходят только женщины

Корреспондент «МК» провел один вечер с мужественными дружинницами

Четыре часа в день, четыре дня в неделю, плюс сверхурочные. Вот такой он, график народных дружинниц. Забрать ребенка из детского сада, приготовить ужин, успеть сделать по дому мелкие дела, нарядиться в форму и бежать в отдел. Там уже ждет участковый для вечернего патрулирования улиц.

Корреспондент «МК» провел один вечер с мужественными дружинницами
Дружинница Юлия: «Без формы нас никто не воспринимал».

Дружина Вагжанова

Само явление народных дружин не ново, еще в Советском Союзе правоохранительные органы осознали, что без поддержки народа с преступностью бороться невозможно. И неважно, произошло убийство, кража или сосед-дебошир устроил веселую жизнь для обитателей подъезда. В наши дни задачи ДНД остались практически теми же и сосредоточены на профилактике уличной преступности и административных правонарушений. По данным МВД Бурятии, сейчас в республике действуют 269 дружин с 2500 дружинниками. То есть целый полк. Но как показывает практика, идут в дружину далеко не мужчины.

— Сейчас с красными повязками уже не ходят, — рассказывает корреспонденту «МК» дружинница Юлия. — Неэффективно. У нас на станции одно время громкоговорители работали. Так вот, объявят по громкой связи: «ГИБДД на Дивизионной»! — и все. Ни одной машины после этого. А представляете, если мы жилеты с повязками наденем? Все сразу по домам. Ловить нарушителей нужно тогда, когда они этого меньше всего ожидают.

Еще до создания муниципальной дружины Юлия и другие неравнодушные граждане помогали сотрудникам полиции, чем могли: сообщали о продаже алкоголя во внеурочные часы, о семейных дебоширах, о нарушениях «детского комендантского часа»...

А когда в пос. Вагжанова было создано ТОС, то и вопросов по организации дружины на базе товарищества ни у кого не возникло. Но именно после «официального признания» все у девушек и закрутилось. Ряды постепенно пополнялись, девчата стали выходить на официальные мероприятия, работать на охране правопорядка в городе. Порой приходилось сотрудничать с УЭБ и ПК.

— Когда создавалась наша дружина, ажиотажа не было, — говорит Юлия. — Серьезно нас никто не воспринимал — ни нарушители, ни сотрудники полиции. В органах нам говорили: «Куда же вы лезете, девушки? Опасно ведь, сидите дома». Но мы не слушали никого, работали в основном по продажам алкоголя в магазинах после девяти вечера. Результаты были, хозяев магазинов штрафовали, кто-то после нескольких таких штрафов перестал нарушать закон. Так что работу свою мы выполняем, и делаем это хорошо. И после этого к нам стали относиться серьезно не только сотрудники правопорядка, но и местные бандиты.

Рисковая девочка

— Пошла в дружину потому что было скучно, — говорит «МК» Полина, перебирая документы. — Мне на тот момент хотелось адреналина. Внутренний эмоциональный настрой был, что мне это надо. Втянулась и сейчас уже не представляю, чем бы я занималась дома, если бы не дружина. А страха как такового не было в принципе, я с детства рисковая девочка, так что все нормально.

Скучать в дружине Полине не приходится. Чего стоят только те приключения, которые довелось пережить. За девушкой следили, преследовали на машине, залазили в ограду на участок (Полина живет в частном доме), прокалывали шины. У дружинницы есть простой ответ:

— Этого и следовало ожидать, нас предупреждали. Мы готовы ко всему. Конечно, на тот момент это было неприятно, да и мужа дома не было, но, тем не менее, я до сих пор в строю.

Все участники дружины проходят специальную подготовку. Оказание первой помощи, знание законодательства, гражданская самооборона. Без базовой подготовки в дружину не возьмут. Если у кого-то есть разрешение на оружие, то можно носить с собой травматический пистолет. А так в обязательном порядке девушек снабжают газовым баллончиком и электрошокером. К счастью, воспользоваться ими пока не приходилось. Да и по правилам дружинницы ходят исключительно с сотрудниками полиции. Но иногда проявляют инициативу.

Первый республиканский слет добровольных народных дружин, 2016 г. Фото: 03.mvd.ru
Министр Олег Кудинов вручает грамоты. Фото: 03.mvd.ru
Фото: 03.mvd.ru

— Бывают такие моменты, когда мы звоним дежурному по 02, сообщаем ему, в каком районе будем проводить мероприятие, и выходим в рейд. Нас трое, а участковый один. В случае чего мы можем профессионально закричать, — рассказывает Кристина, но это она скромничает.

В боевых заслугах у дружинницы числится задержание двух мужчин при передаче наркотических веществ. Все произошло во время соревнования по национальной бурятской борьбе. Кристина, как и другие дружинники, помогала обеспечивать правопорядок на мероприятии. Ей на глаза попались двое подозрительных мужчин.

— Смотрю, они так плотно-плотно друг к дружке подходят и один другому пакет с темно-зеленой смесью передает. Я сама не поняла, когда успела к ним подскочить, схватить за руки и затем довести до ближайшего сотрудника полиции. Все как-то рефлекторно получилось.

Побывали дружинницы и в других переделках. Как рассказала Юлия, во время одного из рейдов по магазинам на них и на сотрудника отдела исполнения административного законодательства было совершено нападение.

— В тот день через 02 прошел вызов, что в одном из киосков продают суррогатный алкоголь. Мы с полицейским выехали на место. Когда зашли в магазин, дверь сзади закрылась, а перед нами оказались два здоровых мужика. Пришлось вызывать подмогу...

Стоит отметить, что дружина Вагжанова в прошлом году получила почетную грамоту как самая лучшая дружина. А с переводом в муниципальный статус им доплачивают по 60 рублей за час работы.

Но деньги это формальность. Девчонки говорят, что работают за идею, в чем уже успели убедить своих родных.

А жулики еще ходят?

Так или иначе работа в народной дружине накладывает отпечаток и на характер, и на повседневную жизнь. Когда Юлия забирает ребенка из детского садика и на ней форма, дети спрашивают: «Тетя Юля, вы в полиции работаете? А вы преступников всех поймали, а жулики еще ходят?».

Как рассказала Юлия, когда она устроилась в дружину, муж был категорически против, побаивался за нее.

— Муж мне как говорил: «Не дай бог, тебя ударят, ты попадешь в опасность, как быстро отреагируют сотрудники полиции?». Слава богу, меня не били ни разу, но были случаи, когда вызывать ребят из ППС приходилось, реагировали быстро. И только после этого супруг поверил, что полиция у нас все-таки работает.

Больше всего дел у дружины по административным нарушениям, нередко они выступают понятыми. Люди, как правило, боятся этой процедуры, а принудить их к сотрудничеству не позволяет закон. По словам дружинниц, людям приходится объяснять, что сотрудник полиции это не мультяшные Чип и Дейл, которые тут как тут. Это живые люди, выполняющие важную работу, но спешащие на помощь всякий раз, когда в ней нуждаются!

— Полиции нужна помощь. И мы оказываем ее, — говорит Полина.

Как вступить в дружину

Вступить в дружину можно с 18 лет. Для этого необходимо написать заявление на имя командира дружины, предоставить характеристику от участкового своего района, справку с наркологического и психоневрологического диспансеров, а также документ, подтверждающий отсутствие судимости. Решение о принятии в дружину рассматривается на собрании дружины.

Льготы и поощрения

Дружинникам предоставляются льготы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, бесплатный проезд в общественном транспорте. Активно стимулируется деятельность народных дружинников и в районах. Так, например, в Мухоршибирском районе у дружинника есть возможность со всей семьей раз в месяц бесплатно сходить на киносеанс в новом Доме культуры. В Еравнинском районе из средств местного бюджета для поддержания ДНД было выделено 30 тыс. рублей. Из них 15 тыс. рублей в январе 2017 года уже выплачено 15 дружинникам. А общий объем запланированных средств на развитие дружин составил более 2,5 миллиона рублей.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №16 от 12 апреля 2017

Заголовок в газете: В дружине только девушки

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру