Улан-Удэ побратается с немецким городом Фрайбург

Немецкий барон из Фрайбурга предложил Улан-Удэ стать городами-побратимами

В этом городе не учился Ломоносов, как хотелось бы некоторым гидам, но зато жила Марина Цветаева. «Все людские помыслы так мелки, В этом царстве доброй полумглы» - это строки из стихотворения Цветаевой о Фрайбурге, том самом, который в в-Брайсгау, а не на-Эльбе, как у Михаила Васильевича.

Немецкий барон из Фрайбурга предложил Улан-Удэ стать городами-побратимами
Николаус фон Гайлинг-Вестфаль и Симона Харре.

Еще немецкий город знаменит своими винами, музыкой, старейшим медицинским университетом в Европе и не менее старым рестораном «У красного медведя», который, если верить истории, стоял еще в те времена, когда строилась Москва. Казалось, что может объединять этот райский уголок немецкого мира с Бурятией? На первый взгляд, ничего, если бы не барон. О почетном титуле, любви к России и о том, почему именно «мы», корреспондент «МК» в Бурятии» беседовал с немецким послом Николаусом фон Гайлинг-Вестфалем и его очаровательной спутницей, писательницей Симоной Харре.

— Николаус, как получилось, что из всех городов России выбрали именно Улан-Удэ?

— Вы такой же небольшой город, как и Фрайбург. У нас было много вариантов — Владивосток, Томск, Королев, Симферополь, Москва и другие. Но знаете, между некоторыми из них уже установлены партнерские соглашения с Германией, а вот у Улан-Удэ нет, точно так же, как и у Фрайбурга нет городов-братьев в России. Ваш ближайший сосед Иркутск уже 10 лет работает вместе с Баден-Вюртембергом, городом, что неподалеку от Фрайбурга. Можно было направиться и туда, но лучше не создавать конкуренции, к тому же не думаю, что найдется хотя бы еще один город, так сильно подходящий нам, нежели столица Бурятии.

— Были конкретные критерии?

— Не то чтобы были. Наш город уже имеет связи на западе и востоке, хотелось найти такое место, где две эти культуры переплетаются, дополняют друг друга.

— Вы носите титул барона, во Фрайбурге вас считают покровителем культуры, меценатом, политиком с пророссийскими взглядами. Что из этого правда, а что нет?

— Все, как вы и сказали. Я барон, у меня есть небольшой замок в моем небольшом городке (это такая фигура речи, город не принадлежит Николаусу, но он о нем очень заботится. — Авт.), я люблю музыку, с 20 лет занимаюсь общественной работой в городе. А что вы имели в виду, когда говорили о пророссийских взглядах?

— Ну знаете, в газетах пишут «разное», да и по новостям среди политиков наших стран отношения не лучше. Вот вас кто-нибудь отговаривал от поездки в Россию?

— Дорогой мой, перестаньте так думать. Немцы не думают плохо о России и о русских. Несмотря на вторую мировую войну, немцы любят русскую литературу, и мы знаем, что русские любят немецкую музыку. То, что вы сказали о неприязни, то да, она есть в высших слоях общества с точки зрения политики, но между народами ее нет и никогда не было. С того момента как Крым стал снова русским, в политической среде Германии есть много тех, кто думает, что это было зря. К моему сожалению, да и, наверное, к сожалению многих простых людей, крупные информагентства и газеты Германии публикуют очень много негативного материала о России. Но, думаю, вместе с вами мы все изменим. Главное — это дружба наших народов, и ее нужно укреплять. Через театры, музыку, литературу, через студентов наших институтов, через туристов. Для этого я здесь. Для этого же сюда приехала и Симона.

— Вы сказали, что с 20 лет занимаетесь общественной жизнью города, а кем работали до того, как пойти в городской совет?

— Я пошел туда сразу. Мои родители были учеными и я должен были идти по их стопам, но не пошел. Мне нравился мой город, я любил его и хотел сделать как можно больше для благополучия жителей. Понимаю, что для вас это звучит несколько странно, но у баронов есть свои привилегии, и они не ограничиваются одними замками. К слову, несколько помещений своего замка я предоставляю молодым музыкантам для их концертов. Сейчас мне 75 лет, у меня пятеро детей и я хочу сделать еще очень много вещей. Договориться о сотрудничестве между нашими городами — одна из них.

— Что вы уже увидели в Бурятии и что вас впечатлило?

— Гостеприимство. Как только мы приехали, то попали на незапланированный день рождения, потом посетили театр оперы и балета. Тридцать музыкантов, двадцать танцовщиков, 5 минут балета, 5 минут спектакля, драма и опера, из маленьких кусочков для нас создали невероятное чудо. Вы знаете, и все это только для нас двоих. Думаю, что об остальном вам расскажет Симона, без нее мои поездки не были бы такими веселыми и продуктивными.

Симона: — За четыре дня мы уже побывали на Байкале, посетили Ацагат, на Дне город нас пригласили в мэрию, где вечером был банкет. Еще встречались с разными людьми в деревнях, разговаривали с политиками, чиновниками, обычными жителями. У вас красивая и девственная природа, чистый воздух, пейзажи без вида на город, чего не так много в Европе. Если бы мне пришлось выразить свои чувства одним словом, это было бы умиротворение.

Немецкий город Фрайбург.
Немецкий город Фрайбург.

— А что скажете о людях? Изменилось ли ваше представление о русских, о бурятах, знали ли вы куда отправляетесь?

— Конечно. Перед тем как поехать, я прочитала несколько книг о Бурятии, чтобы иметь какие-то знания. Сейчас я не могу сказать точно, изменилось ли мое представление о России, для этого нужно время, но в одном я не ошиблась — у вас очень широкая душа. Это то, о чем говорят и пишут ваши классики. Какие у вас большие и чистые просторы, такие же и ваши души — глубокие и открытые, этого не замечаешь в других народах. Понимание, жалость, близость к другим, не знаю, как сказать правильно, но именно эти чувства.

— Что запомнилось больше всего?

— Понравились религиозные символы, шаманизм, духи, в которых верят буддисты, мистическая атмосфера. Это наталкивает на размышления. А еще ехор у костра, очень красиво. Также запомнилось, как празднуют русские. В Европе это не так ярко и менее обширно, все в основном для туристов.

— После своих путешествий вы пишете книги о местах, где побывали. Ждать ли нам в ближайшее время чего-то подобного о Бурятии?

— Сейчас очень сложно сказать, о чем конкретно я буду писать — об Улан-Удэ и Бурятии или о России. Все мои книги это своего рода сборники откровенных интервью, записанных с самыми разными людьми, независимо от их происхождения и статуса. Например, первая моя книга этой серии называлась «Об удаче во Фрайбурге», есть еще «Об удаче в Кельне, Германии», сейчас пишу про удачу в Китае. Я не ставлю своей целью написать о том, как все хорошо и позитивно, это просто книги о жизни, главные герои которых живые люди. Мы можем обменяться с вами контактами, и вы первый узнаете, когда появятся первые страницы о России, опубликуете у себя в газете.

— Как стали писательницей?

— Скорее всего, еще в студенчестве, я оканчивала институт культуры во Фрайбурге. Одиннадцать лет назад написала свой первый роман. Про счастье я начала писать из-за своей подруги, это была ее идея. Мы сидели у меня дома и обсуждали, что все люди в какой-то мере считают себя несчастливыми. А что им мешает быть счастливыми и в чем они видят свое счастье? С этого все и началось. Эту книгу оплачивала сама, одному газетному изданию понравилась моя книга и ее стали печатать массовым тиражом. Вот и вся история.

— Вы сказали, что в самом начале ваши произведения по частям печатались в газетах. Читают ли их вообще в Германии?

— Печатные издания достаточно популярны в стране. Молодые люди предпочитают электронные онлайн-версии на своих смартфонах, а вот люди постарше покупают газеты. Во Фрайбурге они очень популярны. Но даже идет спад, какие-то издания медленно угасают, а вот знаменитые титаны еще держатся на плаву.

— Николаус, кто-нибудь из вашего города уже бывал в Бурятии?

— Думаю, что нет. Я первый фрайбуржец, который открыл Улан-Удэ.

— На встрече с журналистами вы говорили, что первым шагом к нашему диалогу станет неделя азиатской культуры, которая пройдет в следующем году во Фрайбурге. Скажите несколько слов об этом.

— Да, действительно, это будет очень масштабное мероприятие. 6 дней недели мы посвятим знакомству с азиатской культурой. Японию будет представлять Мацуяма, Израиль — Тель-Авив, Иран — Исфахан, Россию — Улан-Удэ и другие. Будет большая концертная программа и множество развлечений, но главное это знакомство с новыми культурами и поддержка дружественных отношений.

— Чем славится Фрайбург?

— Лесами, вином, музыкой и футболом. Еще его называют «дачей» немецких миллионеров. Мы самый южный город страны и самый теплый, летом здесь особенно хорошо. Приезжайте и советуйте друзьям. Завтра нам предстоит пережить премьеру (для нас) «Кармен» в оперном театре, а уже потом вернуться во Фрайбург. Так как я решительно настроен на то, чтобы наши города сотрудничали, то думаю вернуться сюда уже в следующем году. Поскольку это наш первый приезд, то наше знакомство с Бурятией было спланировано людьми со стороны, мы им благодарны, но обещаем вам, что в следующий раз все осмотрим сами, и, надеемся, что кто-то из жителей захочет побывать и у нас в гостях.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 20 сентября 2017

Заголовок в газете: Красный медведь Фрайбурга

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру