Бурятская филармония открыла новый сезон авангардным фестивалем «Инди-классика»

Фестиваль музыкальных жанров, независимых от коммерческой музыки и мейнстрима

Филармония открыла новый сезон авангардным фестивалем «Инди-классика», посвященным разным направлениям современной музыки. В городе, где слово «инди» у многих ассоциируется с индийской музыкой, а не с английским словом «independent» («независимый»), такой проект имеет особое значение.

Фестиваль музыкальных жанров, независимых от коммерческой музыки и мейнстрима
Фото: Елена Макарова.

«Он дает возможность получить новый опыт, познакомиться с новыми направлениями современной музыкальной культуры и самое главное — создает пространство для общения музыкальной общественности Бурятии с музыкантами и музыковедами зарубежных стран», — говорит художественный руководитель филармонии Наталья Уланова.

Такое стало возможно благодаря открытию в рамках фестиваля международного культурного центра, куратором которого является музыковед, директор Московского ансамбля современной музыки Виктория Коршунова.

«Международный культурный центр, — говорит Виктория, — это государственная программа, созданная в 2015 году для культурного взаимодействия регионов РФ с зарубежными странами. На этот раз МКЦ открылся в Бурятии благодаря инициативе Бурятской филармонии». По словам Виктории Коршуновой, последние несколько лет Бурятская филармония проводит уникальные международные фестивали и проекты, на которые приезжают именитые российские и зарубежные гости. Среди них — фестивали «Голос кочевников. Байкал-Бурятия», «Pizzicato», «Байкальский рождественский фестиваль» и другие. В области взаимодействия с творческими организациями, учебными заведениями, а также иностранными партнерами Бурятская филармония занимает одно из ведущих мест среди концертных организаций Сибири. Именно поэтому министерство культуры России поддержало открытие МКЦ в Улан-Удэ в рамках филармонического фестиваля «Инди-классика», а не в другом городе России.

С 21 по 25 сентября публика Улан-Удэ имела возможность услышать музыкантов из пяти стран — России, Швейцарии, Нидерландов, Германии и Польши. Открыли фестиваль Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) — неоднократный гость филармонических программ в Улан- Удэ — и солист Бурятской филармонии, альтист Владимир Ткаченко. В этот же день состоялась премьера сочинения «Тэнгэри» композитора из Бурятии Дениса Хорова для голоса и фортепиано. Текст пьесы был взят из сборника «Зерцало мудрости», а исполнила его на бурятском языке экстравагантная певица Наталья Пшеничникова, которая живет в Берлине. Завершился первый день фестиваля джазовой импровизацией от швейцарских музыкантов — Питера Цумтора и Веры Каппелер.

Важно, что пятидневная программа фестиваля «Инди-классика» включала не только концерты, но и мастер-классы, которые прошли на базе Восточно-Сибирского государственного института культуры. Студенты с большим интересом слушали и не хотели отпускать Наталью Пшеничникову, которая рассказывала им о редких вокальных техниках и принципах работы с современными сочинениями, а также Питера Цумтора и Веру Каппелер после виртуозного мастер-класса по импровизации на ударных.

Наталья Пшеничникова. Фото: Елена Макарова.
Питер Цумтор. Фото: Елена Макарова.
Каспер Теплиш. Фото: Елена Макарова.
Лудуб Очиров. Фото: Елена Макарова.

В рамках «Инди-классики» состоялась и конференция «На пересечении культур», где шел интересный разговор среди профессионалов и музыковедов о современной музыке и контексте, о роли глобализации и национальных особенностей региона. Иностранных гостей поразило, с каким искренним интересом студенты воспринимают информацию о современной музыкальной культуре Европы и как живо реагируют после концертов, долго не отпуская артистов. А удивиться было чему, например, в пьесе Райнера Рубберта «Мы победим» певица голосом изображает мяч и болельщиков, так как вдохновил композитора на сочинение чемпионат мира по футболу, который проходил в Берлине. А в пьесе другого участника «Инди-классики» Мартина Даске «Когда Джеймс Бонд был сопрано» певица Наталья Пшеничникова исполняла монолог от имени собаки-ищейки, которая работает в спецслужбах. Не остались без внимания публики и «Звуковые впечатления» о Байкале и Берлине, в которых воспевались характерные детали в очень современной непривычной для широкого слушателя манере. При этом очень органично вписались в программу «Инди-классики» бурятские исполнители. Улигершин Виктор Жалсанов поразил иностранцев мастерством и аутентичностью, а юный композитор Лудуб Очиров — талантом и нестандартностью мышления. На фестивале звучало несколько произведений Лудуба, но стоит выделить философский романс «Осень» из нового вокального цикла «Времена года», который впервые представили публике студентка ВСГИК Валентина Соломенникова и концертмейстер Анна Копылова.

Бурятские музыканты открывали и третий день фестиваля, на сцену после долгого перерыва вышла народная певица Дашима Соктоева, которая теперь является солисткой Бурятской филармонии. Вместе с этногруппой «Дэлзэн» она исполнила несколько песен, показав отличную вокальную форму и большой потенциал для будущего творчества. Публика, которая пришла на «Дэлзэн», осталась послушать и польского гостя — бас-гитариста, композитора Каспера Теплиша. И, несмотря на то, что сочинения, которые он исполнял с помощью своего уникального инструмента и компьютера, скорее шум, нежели музыка, зрители как зачарованные наблюдали получасовой перформанс музыканта, не покидая своих мест. Сочетание в одном концерте бурятской этномузыки и авангардного «нойза» не создавало диссонанса, а наоборот погрузило в атмосферу актуального контекста, где ясно понимаешь, что все самое современное, даже радикальное искусство в основе своей содержит традицию или звуки природы. Так, например, в шумовой музыке польского экспериментатора Каспера Теплиша можно было расслышать нечто похожее на землетрясение и горловое пение или чтение мантр.

Завершили фестиваль голландский перкуссионист-импровизатор Доминик Флейсхауверс и композиторы Бурятии. Прозвучали сочинения для ятаги Сарюны Башкеевой и Екатерины Олерской. Последняя поразила публику еще и очень эмоциональным произведением «Yastam puia» — памяти канувшим в войны, для электроники, фортепиано и голоса. Финальную точку в программе поставил композитор Виктор Усович, исполнив свою электронную симфонию «Реинкарнация» с участием перкуссиониста Евгения Селезнева и моринхуриста Эрдэма Дымбрылова.

Фестиваль «Инди-классика» оправдал название, включив в себя разные музыкальные жанры, для которых характерна независимость от коммерческой музыки и мейнстрима. Главная задача Бурятской филармонии знакомить жителей республики с мировой музыкальной культурой и давать возможность чувствовать себя ее частью. Мы живем далеко от столиц, и филармония стремится сделать столицу здесь, в Улан- Удэ, благодаря своим культурным проектам. И у нее это хорошо получается.

Осень в филармонии также обещает быть интересной. Впереди фестиваль джазовой музыки, фортепианные концерты, концерты камерной музыки и программы для детей.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №40 от 27 сентября 2017

Заголовок в газете: «Инди-классика» в филармонии

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру