Игра престолов по-бурятски

Удастся ли главе Бурятии получить ручной Народный Хурал

Все понимают, в республиканском парламенте шестого созыва больших изменений не предвидится — на манеже все те же с незначительным вкраплением новых персонажей. Народный Хурал вполне отвечает духу времени.

Удастся ли главе Бурятии получить  ручной Народный Хурал

Его задача, как и Госдумы, без долгих споров обеспечивать одобрение любым решениям исполнительной власти. Республиканский парламент последнего созыва особых препятствий исполнительной власти Бурятии тоже как будто и не чинил.

Большая зачистка

Но и на старуху бывает проруха. Уходящий состав Народного Хурала, по крайней мере, один раз взбрыкнул так, что мало никому не показалось. Бурятия очутилась на гребне политического кризиса, когда в одночасье депутаты разжаловали своего спикера Матвея Гершевича, призвавшего было коллег поддержать тогдашнего главу региона Вячеслава Наговицына. Политическая волна, ударив по Гершевичу, оголила печальную действительность, что в Бурятии Наговицына не жалуют. Это в дальнейшем и предопределило решение Кремля сделать ставку на другую лошадь.

Подобный исход станет теперь «кошмарным сном» и уроком для всех, решившихся на бразды правления в Бурятии. Понятно, что в так называемую «команду Цыденова» зачинщикам того парламентского переворота путь должен был быть заказан. Кого-то из фронды обезвредили уже на подходах к праймериз. Из видных «единороссов», к примеру, на них не был представлен Бато Семенов, которому обычно и приписывали роль серого кардинала. Ну а после зачистки вряд ли Народный Хурал сможет «сметь свое суждение иметь», по крайней мере — в ближайшие несколько лет.

Непримиримые друзья

Ключевыми игроками на политическом поле республики обычно выступали глава Бурятии и мэр Улан-Удэ. Во времена президента Леонида Потапова республика и город демонстрировали идиллию: Геннадий Айдаев был его креатурой и старался не разочаровывать непослушанием патрона: приказали, например, влезть в долги, чтобы расплатиться за население с энергетиками — влез!

Гармония была нарушена с назначением первого варяга — Вячеслава Наговицына. Геннадий Айдаев к тому времени уже примерял лавры политического тяжеловеса. Наговицын же, обнаружив, что почти все в Бурятии сосредоточено в ее столице и управляется независимым мэром, стал вынашивать планы по исправлению этого крена. Но, судя по всему, перестарался.

Александр Голков, призванный Вячеславом Наговицыным помочь нейтрализовать Геннадия Айдаева, в итоге сам ощутил в себе амбиции руководителя республики. Проведенная его людьми акция «нагвали» практически привела к цели, но тут вмешалась еще одна сила. Появление и.о. главы Бурятии Алексея Цыденова связали с лоббистскими возможностями известного бурятского скульптора Даши Намдакова и его друзей, включая нынешнего зампреда по экономике Игоря Зураева.

Пошатнувшиеся было в борьбе с этой группировкой позиции Александра Голкова сегодня вновь укрепляются. Не в последнюю очередь потому, что новая управленческая элита Бурятии делает ошибки, которые Александр Голков обращает в свою пользу.

Тем временем усиливается необходимость его ухода с поста мэра Улан-Удэ. Наработки команды администрации под руководством прежнего мэра сегодня почти исчерпаны. В 2019 году Улан-Удэ будет выглядеть как пороховая бочка, которая рванет или прогнившей канализацией, или авариями в тепло- и энергоснабжении. Проблемы в городской инфраструктуре множатся, и лучше других об этом знает действующий мэр. На нынешнем посту он может остаться после выборов 2019 года разве что по причине отсутствия альтернативы, хотя и с этой позицией некоторых наблюдателей можно было бы поспорить.

Праймериз заставил многих усомниться в политическом потенциале Александра Голкова. Явные его антиподы — Михаил Степанов и Татьяна Мантатова заняли первые места, несмотря на то, что все силы мэрии были брошены в противовес их победе. Вбросы и карусели не только не помогли нейтрализовать его оппонентов, но и оказались неэффективными в проталкивании на первые места членов его команды. Глава Октябрьской администрации Андрей Сухоруков уступил, например, Ларисе Крутиян. Хотя, как говорят, ей пытались препятствовать даже в намерении просто посетить участки для голосования. Несмотря на беззастенчивое использование административного ресурса, практически никто из ставленников Александра Голкова не занял первое место на праймериз. Все они лишились права идти под знаменами «ЕР» по одномандатным округам. По опыту прошлых выборов в Улан-Удэ списочники от «Единой России» обычно имеют почти нулевую вероятность прохождения в Народный Хурал.

Некоторые эксперты откладывают оценку шансов Александра Голкова сохранить себя в кресле градоначальника в 2019 году на время после сентябрьских выборов в республиканский парламент. Мол, национальность председателя Народного Хурала будет влиять на то, какой национальности должен стать мэр Улан-Удэ. Хотя стремление к такому паритету может уже и потеряло свою актуальность. Бурятия без эксцессов существовала в формуле Наговицын-Гершевич-Голков. Но как знать, может, во внезапном смещении Матвея Гершевича с поста спикера Хурала и замене его на Цырен-Даши Доржиева пусковым механизмом послужило именно это обстоятельство.

Деградация элиты

Прошедшие праймериз дали повод для неутешительных выводов не только по Александру Голкову, но и в целом по политической элите республики. Ее деградация продолжается, свежие лица в лучшем случае не вызывают интереса, а в худшем — шокируют косноязычием и имиджем, не приемлемым для лидера.

На праймериз «ЕР» в который раз можно было наблюдать стремление к благообразной, но искусственной картинке. В первой пятерке называют Алексея Цыденова, Александра Варфоломеева, Леонида Белых, Владимира Павлова и как вишенку на торте — молодую и прославленную шахматистку Инну Ивахинову. В прошлый раз четверку политических зубров (примерно того же национального и полового состава) дополнила «молодогвардейка» Юлия Гыпылова (Жамбалова), впоследствии назначенная уполномоченным по правам человека и покинувшая НХ РБ.

Возможно, участие в праймериз и станет удачным трамплином для карьеры Инны Ивахиновой, хотя противоречий в ее персоналии, несмотря на молодость, уже хватает. Сначала она шла во власть как оппозиционный политик от партии «Гражданская платформа», теперь же, чтобы попасть туда наверняка, прибегла к покровительству «Единой России». Странно выглядит и ее готовность выступить символом единения Тунки, ведь она, как говорят тункинцы, там не родилась, не жила, не работала и, наверняка, весьма отдаленно представляет, какие проблемы волнуют ее жителей.

Но дело, скорее всего, не в беспринципности политической дебютантки, а в желании более опытных товарищей использовать Инну Ивахинову в своих целях.

Хитросплетения

Таким образом, в Бурятии к факторам, влияющим на политический процесс, могут быть отнесены весьма неожиданные вещи и явления. Нынешнему главе региона в хитросплетениях бурятской политики весьма непросто. Удастся ли ему получить ручной Народный Хурал в условиях слабого в кадровом плане правительства республики и при наличии крайне амбициозного мэра столицы Улан-Удэ?

В последние годы политическая формула Бурятии изменилась и за счет усиления влияния Буддийской традиционной Сангхи России. Если во времена Леонида Потапова после избиения хувараков, протестовавших против вывоза Атласа тибетской медицины, взаимоотношения Сангхи и региональных властей были сведены к нулю, то во времена Вячеслава Наговицына они возникали и утихали с переменным успехом. Теперь же БТСР еще одна сила, которая способна существенно влиять на политику региональных властей. Ни Алексей Цыденов, ни Александр Голков, ни какой-либо другой политик не рискнут сегодня пойти на разногласия с избранным пожизненно Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым.

Какие-то политические силы в Бурятии ослабевают и даже исчезают, какие-то возникают и крепнут, но в общем и целом политическая конфигурация год от года лишь усложняется. Игра престолов по-бурятски с вплетением экзотичных восточных традиций (о роли женщин в политике) остается развлечением занятным и даже пикантным, которое, правда, может не лучшим образом повлиять на уровень развития республики и качество жизни ее граждан.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 20 июня 2018

Заголовок в газете: Игра престолов по-бурятски

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру