В Бурятском театре оперы и балета зрительный зал сорвал вечер памяти, посвященный Дню Победы. Под обструкцию попала не только директор БГАТОиБ Эржена Жамбалова, но и московские музыканты, игравшие музыку Шостаковича.
В основу вечера были положены письма 19-летнего улан-удэнца Михаила Турошева, погибшего на войне в 1944 году. Он написал больше 80 писем своей матери Наталье Алексеевне. Некоторые из них должна была прочитать директор БГАТОиБ Эржена Жамбалова. Эта часть оказалась минималистична – художественное слово сопровождали только фотографии писем Турошева, их показывали на большом экране.
Часть зрителей не оценила читку и вскоре начала громко обсуждать то, что происходит. «Халтура», «Скукота», - слышалось в разных концах зала. Без конца звонили мобильные телефоны, их не выключали. Уже минут через 20 чтение писем начали прерывать аплодисменты. «Хватит!», - крикнул один из присутствующих.
Эржена Жамбалова была вынуждена сократить свое выступление. Она прочитала последнее письмо Турошева. И пригласила на сцену московских музыкантов, которые исполнили квартет Шостаковича N8 «Памяти жертв фашизма и войн».
Это была вторая часть вечера. Ее зрители тоже не смогли прослушать до конца. Кое-как зал «дожил» до кульминации. Но далее люди опять начали без конца хлопать, мешая музыкантам. Москвичи доиграли квартет в шуме, гаме, выкриках, хлопаньях. После окончания вечера многие зрители побежали к администраторам, требуя вернуть деньги за билеты.
Режиссер проекта Владимир Бочаров поделился в фейсбуке своими размышлениями по поводу сорванного концерта.
- Вместе с Музеем истории Бурятии мы сделали вечер памяти в театре оперы и балета Улан-Удэ, - пишет Бочаров. - Он был радикально тихим и минималистичным. Ни секунды пафоса. Все документально. Главные герои - письма и реальные объекты из коллекции музея.
Владимир рассказывает, что Михаил Турошев, чьи письма легли в основу первой части, не был писатель и поэт.
- Его слог не отличался высоким стилем, - отмечает режиссер. - Он искренне писал про все, что его окружало, а рядом с ним шла смерть. У него болел зуб, и рядом смерть; продавал кальсоны, ботинки, и рядом смерть; ел картошку, пил водку, и рядом смерть; освобождал города, и рядом смерть... И историю юноши освистали!
Бочаров подчеркивает, что освистали и вторую часть. «Этот квартет – тоже интимный, очень личный, автобиографичный, но одновременно пронизанный чувством общечеловеческой боли. И музыку Шостаковича освистали! Для меня совершенно невероятно, почти невозможно представить это в XXI веке. Но это так! И я благодарен безмерно музыкантам, сыгравшим квартет до конца под хлопки, свист и крики из зала.
Сейчас очень много мыслей. Мне ещё предстоит все обдумать. Но как же так, за считанные годы мы превратили День памяти в Диснейленд с «Катюшей», «Смуглянкой» и пластиковыми флажками за 100 руб.?».
Отметим, что далеко не все зрители решили, что проект - «халтурный» и «скучный».
- Я нахожусь в полном шоке от зрительской культуры Улан-Удэ, - написал в фейсбуке один из свидетелей происходившего. – В городе просто разучились смотреть и слушать серьезные вещи, которые требуют концентрации, внутренней работы. Наш зритель хочет только развлекаться, подпевать песням, смеяться шуткам. Даже на 9 мая – в день, когда надо скорбеть и плакать, а не радоваться и смеяться. Мне стыдно за зал».