Тяжелая ноша, а бросить жалко

Главы пригородных районов не хотят делиться землей с Улан-Удэ

К началу мая три пригородных района Бурятии – Заиграевский, Иволгинский и Тарбагатайский – должны были представить в правительство республики соображения по изменению границ своих муниципальных образований в пользу Улан-Удэ.

Главы пригородных районов не хотят делиться землей с Улан-Удэ

Не успели. По сведениям «МК», главы районных администраций, которым было предложено ужаться, делать этого не хотят, мотивируя большими налоговыми потерями, включающими упущенную выгоду от продажи земельных участков под жилищное и производственное строительство.

Местные органы власти, конечно, лукавят: граничащие с городом земли не будут востребованы потенциальными инвесторами в той мере, в какой они были бы востребованы в случае их присоединения к столице Бурятии. Кому хочется менять городскую прописку на сельскую? Это во-первых.

Во-вторых, передав часть территории Улан-Удэ, муниципальные власти, напротив, оказали бы своим бюджетам неоценимую услугу, избавившись от затратной социальной сферы пригородных поселков. Таких, как Сотниково, Сосновый бор, Дабаты и ряд других, население которых преимущественно работает на предприятиях и организациях Улан-Удэ, а, стало быть, выплачивает налоги на доходы физических лиц (НДФЛ) в бюджет столицы Бурятии.

Пригородные земли – как отрезанный ломоть, бессмысленная и тяжелая ноша, которую жалко бросить. И почему-то особенно жалко главам Иволгинского и Заиграевского районов Бимбе Дымбрылову и Надежде Блиновской.

Но если иволгинские поселения, граничащие с Улан-Удэ, буквально вросли корнями в столицу Бурятии, и присоединение их к городу – лишь вопрос времени, то с заиграевскими поселениями ситуация складывается принципиально иначе. Дай волю жителям этого района, они уже завтра все как один добровольно перешли бы под лоно городской власти. На том простом основании, что смертельно устали от своей.

«Равнодушное отношение со стороны руководства администрации к жителям района, своим избирателям, просматривается во всем, – обреченно констатировал чуть более года назад независимый сайт «Заиграевское время». – За два с половиной года я не слышал и не видел ни одного выступления главы, в котором бы она (Надежда Блиновская. – Ред.) просто и доступно объяснила народу, в каком направлении движется район, что делается, чтобы существующие проблемы решались эффективно. Между властью и населением огромная пропасть – отгородившись от людей красивыми окнами и дверьми, обитатели администрации живут в своем мире, далеком от чаяний и проблем рядовых жителей района».

Возможно, это мнение субъективно, спорно и в ответ на него районное начальство готово продемонстрировать показатели социально-экономического развития. И в самом деле, по итогам 2011 года индекс промышленного производства – 119 процентов, оборот торговли – 114 процентов, сельского хозяйства – 106. В 2,7 раза выросли инвестиции, уменьшилась безработица…

Таким бодрячком воспринимать ситуацию в районе можно только из окон отремонтированных чиновничьих кабинетов.
А потому даже эти радужные цифры не способны заслонить главное – неизбывные ощущения тревоги и дискомфорта, вызванные чередой криминальных и околокриминальных событий, происходящих здесь с регулярным постоянством. Депрессия случается не только в экономике, но и в головах, включая головы районного начальства. А, значит, район нуждается в свежей крови, чем может стать наступление на его окраины городской культуры.

В конце минувшего года на том же сайте появилось любопытное исследование, посвященное имиджу Заиграевского района, не последнюю роль в котором сыграли республиканские СМИ. Ее автор Светлана Федотова задалась не праздным вопросом: какой он, этот имидж? И вынужденно констатировала: «Описываемые в прессе события формируют восприятие Заиграевского района как социально неблагополучной территории».

Хотя, конечно, пресса здесь ни при чем.

«Заиграевский район один из крупнейших по экономическому, трудовому, инфраструктурному потенциалу в Бурятии. Его преимущества – запасы общераспространенных полезных ископаемых (доломит, известняк, перлит, флюорит), которые создают предпосылки для развития в районе производства строительных материалов (утеплители, гипсокартон, цемент, краски). Свободные сельскохозяйственные территории и приспособленные земельные участки могут служить основой для инвестиций в животноводство...

Один из самых знаменитых людей Заиграевского района Анатолий Михаханов, или Орора Мицури, – самый тяжелый на сегодня борец сумо. Михаил Тупицын – двукратный чемпион мира и Европы по кикбоксингу, Светлана Теслева – многократная чемпионка России, Европы и мира по пауэрлифтингу, единственная спортсменка из Бурятии, занесенная в Книгу рекордов Гиннесса за выдающиеся результаты».

Сплошные сослагательные наклонения (могли бы, были бы) и давно покинувшие район самые его светлые головы.

С другой стороны прославившийся на всю Россию Онохой-2, где была поставлена на поток регистрация нелегальных иномарок-конструкторов. Темная история «самоубийства» участкового полицейского, чью смерть сейчас связывают с незаконной рубкой древесины на территории Заиграевского района и разборками «черных» лесорубов. Криминальный поселок Шабур с «бесчинствующими бандами», попавший во все информационные ленты республики. Рукоприкладство высокого муниципального чиновника, избившего своего водителя. Ставший образцом закрытости судебный процесс против неудобного журналиста, опубликовавшего сведения о размере заработной платы главы районной администрации Надежды Блиновской.

Об этом – подробнее.

Надежда Блиновская не просто посчитала, что журналист распространил ее персональные данные, чем, по ее мнению, грубо нарушил действующее законодательство. Она пожаловалась в прокуратуру, довела дело до суда и выиграла процесс! Хотя, на наш взгляд, любой глава, пришедший к власти народным голосованием, просто обязан быть для своих избирателей открытой книгой, не иметь тайн, связанных с исполнением служебных обязанностей. А уж тем более не скрывать размер своей заработной платы от населения, которое фактически наняло ее на работу главой администрации. В правительстве Бурятии, например, о своих доходах отчитываются не только президент, спикер парламента, министры, но и их заместители и начальники отделов, живущие на средства налогоплательщиков.

К слову, газета, которая посмела опубликовать сведения о зарплате районного начальника, прекратила свое существование в декабре 2011 года. Вот лишь цитата (в сокращении) из последнего слова редактора: «Что мы имеем на сегодняшний день? Район, который топчется на месте? Главу, которая не смогла или не захотела создать работоспособной команды?

Администрацию, которую раздирают внутренние конфликты и где подавляющее большинство людей не работают, а только ждут марта 2013 года? (выборы нового главы. – Ред.). А время идет, нормальная молодежь из района уезжает, поскольку никому здесь не нужна, перспектив для бизнеса и развития практически никаких...». Другими словами, верхи уже не могут, а низы давно не хотят.

Здесь – суть. Если Улан-Удэ получит новые земли, а местные жители – городскую прописку и адекватную власть (со всеми вытекающими из этого позитивными последствиями), выиграют все – и люди, и район. А потому стоит ли в решении вопроса о расширении границ Улан-Удэ полагаться на мнение глав районных администраций, тем более таких, которые держат в тайне от избирателей размер своей зарплаты? Не лучше ли провести референдум? Пусть люди скажут…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру