В эти дни Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод отмечает свое 80-летие. 1 августа в Русском драмтеатре собрались первые лица республики, гости, ветераны завода, представители нынешнего коллектива ЛВРЗ, чтобы вспомнить героические страницы завода, республики и целой страны, имена и даты, по сей день бережно хранимые в заводском музее.
Неизвестны имена тех, кто доказывал, убеждал и добился того, чтобы одна из приоритетных новостроек страны — локомотивовагоноремонтный завод, рассчитанный на ремонт 1200 паровозов и выпуск 14000 вагонов в год, был построен именно в Верхнеудинске. 2 июня 1932 года Совет труда и обороны СССР принял это знаменательное решение, изменившее судьбу целой республики. В условиях острой нехватки рабочей силы, квалифицированных кадров, строительных материалов, когда не было ни кранов, ни экскаваторов, ни машин, а только невероятный по нынешним представлениям трудовой энтузиазм, Коммунистической партии и советскому народу удалось посреди тайги всего за два года построить и сдать в эксплуатацию основной цех ПВЗ. Уже 22 июня 1934 года здесь из капитального ремонта был выпущен первый паровоз.
Потом были 30-е героические годы, война и тяжелое послевоенное время, когда план был равнозначен боевому приказу. Годы «застоя», когда ордена Ленина локомотивовагоноремонтный завод для лучших своих сотрудников мог строить по 200 квартир в год, обеспечить инфраструктурой целый поселок. Годы перестройки, кризиса, отчаяния, наше нестабильное экономическое время — ЛВРЗ пережил все.
Зачитывались приветственные адреса от главы Бурятии Вячеслава Наговицына, представителей Улан-Удэ, союза промышленников и предпринимателей, звучали искренние признания в любви и слова благодарности родному заводу, воспоминания ветеранов, чья ветеранская организация объединяет около 3 тысяч человек и является самой крупной в городе. Кому-то ЛВРЗ дал путевку в профессию, квартиру, у кого-то на заводе прошла вся его жизнь и жизнь его семьи. Трудовые династии, коих на заводе десятки, — традиция, которой может похвастаться далеко не каждое предприятие. Несколько улан-удэнских улиц названы в честь заводчан, прославивших родину и завод своими подвигами. Более 400 заводчан за всю 80-летнюю историю ЛВРЗ удостоены звания «Почетный железнодорожник».
Сегодня ЛВРЗ — крупнейший завод, входящий в ОАО «Желдорреммаш», и единственный завод такого рода в азиатской части страны. Сегодня здесь трудятся около 6 тысяч человек, средний возраст которых 37 лет. Доля работников до 30 лет составляет более 30 процентов от общей численности коллектива, а это значит, завод делает ставку на молодежь. С 2001 года на ЛВРЗ происходит новый этап технического перевооружения, планомерно увеличиваются технические мощности, осваивается выпуск новых видов продукции и новые технологии, реализуется ряд проектов, которые призваны повысить качество выпускаемой продукции, эффективность производства, обеспечить хорошие финансовые результаты.
Исполняющий обязанности директора завода Сергей Заборских сообщил о хороших изменениях: в конце прошлого года завод был выбран в качестве пилотной площадки для масштабного технологического проекта «Locomotion 2015», цель которого — сокращение срока ремонта локомотива серии ВЛ в/и и 2/3ЭС5К «Ермак» с 21 до 7 дней, а также повышение эффективности производственного процесса и повышение надежности подвижного состава.
За прошедшее время многое удалось сделать, но еще больше предстоит реализовать. После вхождения ОАО «Желдорреммаш» в сервисный локомотивный холдинг под управлением ООО «Локомотивные технологии» для Улан-Удэнского локомотивовагоноремонтного завода была определена особая роль – на его базе реализуются ключевые обучающие программы и проекты усовершенствования ремонтного процесса. Полученный позитивный опыт затем распространяется на другие предприятия холдинга.
Свою долю оптимизма в грядущие перспективы родного завода добавил первый пре-зидент Бурятии Леонид Потапов, прошедший на ЛВРЗ путь от мастера цеха до главного инженера.
— У меня будет к вам один наказ, — обратился к заводчанам Леонид Васильевич. — Коллектив не сокращать, а наращивать. Я уверен, что это будет происходить именно так. ЛВРЗ — уникальный завод, равного которому в мире нет, и это не плод моих научных исследований. Нигде в мире нет такого ремонтного цикла, машиностроительного, полнокровного литейно-заготовительного цикла, которые когда-то позволяли обеспечивать продукцией весь Советский Союз. 1 июля Владимир Пу-тин подписал закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Я верю, что огромные мощности кузнечного, сталелитейного и других цехов будут востребованы в современной экономике. Когда-то нам говорили, что придет рынок и своей волшебной рукой все расставит по местам, однако что из этого получилось, мы знаем. Руководству завода, холдинга необходимо разработать свою стратегию планирования. Я поздравляю всех с этой знаменательной датой — юбилеем завода, я желаю вам здоровья, успехов и процветания!