130 дней назад ушел из жизни главный иностранец советского экрана Донатас Банионис

Одним из заметных событий ушедшего года стало прощание с советским актером Донатасом Банионисом

Его восхождение к славе началось в 1966 году с фильма «Никто не хотел умирать», после которого Банионис получил и Госпремию СССР, и премию Ленинского комсомола.

Одним из заметных событий ушедшего года стало прощание с советским актером Донатасом Банионисом

Прибалт с харизматичной внешностью и завораживающей фамилией в одночасье стал своего рода символом всего прогрессивного, лучшего, некой заграничной жизни, до которой разрешалось прикоснуться хотя бы таким образом. Говорят, Владимир Путин решил стать разведчиком именно после того, как в 1967 году посмотрел фильм «Мертвый сезон» с участием знаменитого актера.

О Банионисе ходили легенды, рассказывали анекдоты, почти каждая его работа собирала у экранов миллионы, но только спустя многие годы эти миллионы обнаружили, что все было не совсем так, как представлялось.

Практически во всех фильмах актер говорит не своим голосом, а голосом другого советского актера Александра Демьяненко. Только в малюсеньком эпизоде рязановского «Берегись автомобиля», где его герой пастор, покупая тот самый ворованный автомобиль, с заметным акцентом отчитывает купюры, зритель мог услышать настоящий голос Баниониса, но вряд ли запомнил. Когда уже во времена перестройки в моде стали встречи с любимыми актерами, многие, услышав на этих встречах настоящий голос Баниониса, были неприятно шокированы.

Преклонение перед западом создавало массу условностей. Если бурятам в советское время не разрешалось говорить с акцентом и практически все партийные функционеры республики чисто говорили по-русски, то прибалтам позволялось многое. Банионис говорил с сильнейшим прибалтийским акцентом и, похоже, не особо стремился его исправить. Голос актера Александра Демьяненко, известного каждому по комедиям Гайдая как Шурик, впервые возник в судьбе Баниониса в фильме «Никто не хотел умирать». Когда через несколько лет в фильме «Гойя, или Тяжкий путь познания» Баниониса по настоянию сверху озвучили голосом Георгия Жженова, разница была такова, что сам Банионис больше не захотел менять Демьяненко ни на кого другого, а после просмотра фильма «Мертвый сезон» сказал, что мечтает так же хорошо сыграть эту роль, как Демьяненко ее озвучил. Говорят, что Банионис даже приплачивал киностудиям, чтобы его герои говорили голосом именно Демьяненко, голосом страстным, глубоким, полным чувств и силы.

Понятно, когда необходимо было озвучить зарубежного актера, к примеру, Фантомасу подобрать голос народного артиста СССР, лауреата сталинской премии 1 степени Владимира Кенигсона. С позиции сегодняшнего дня не всегда понятно, зачем голоса одних советских актеров, даже тех, кто говорил чисто и обладал прекрасным тембром, надо было менять на другие. Но советские мастера кино знали толк в своем деле.

Талантливое соединение на экране разных лиц и голосов создавали потрясающие кинообразы, которые становились культовыми для многих поколений зрителей. Известно, что когда французский актер Луи де Фюнес впервые посмотрел фильм, где он говорит голосом Владимира Кенигсона, он был под таким впечатлением, что прислал советскому актеру письмо со словами благодарности и букет самолично выведенных им ярко-оранжевых роз. В отличие от западной киноиндустрии, в том числе и современной, в советском кино звучащему на экране голосу придавали огромное значение. Достаточно сказать, что за озвучку героя платили до половины того, что получал сам актер, игравший этого героя. При этом в титрах киноленты, в отличие от мультфильмов, никогда не указывалось, кто озвучивает актеров, это оставалось некой загадкой, делающей кино сродни волшебству. Волшебство было таково, что десятилетия никто даже не подозревал, что, например, Электроник и Сыроежкин в «Приключениях Электроника» на самом деле говорят голосами двух женщин, а настоящий голос Баниониса может звучать как-то иначе. Только теперь стало ясно, что вспоминая Баниониса, мы обязаны говорить про эту актерскую судьбу только вместе с именем Александра Демьяненко.

Демьяненко мог бы стать великим драматическим актером. Его кинокарьера еще во время учебы в ГИТИСе начиналась именно с такого амплуа — молодого, серьезного, открытого и принципиального юноши. В начале 60-х об актере «Ленфильма» Демьяненко уже писали газеты и журналы, в киосках продавали открытки с его изображением, однако все пустила под откос роль Шурика. Жгучего брюнета Александра Демьяненко перекрасили в блондина так, что практически сожгли волосы, и уже никто больше не представлял его в ином виде. Демьяненко перестали приглашать на серьезные роли, не получила должной оценки публики и работа в театре, а основным средством к существованию стал дубляж. Кроме Донатаса Баниониса его голосом заговорили Жан-Поль Бельмондо, Омар Шариф, Уго Тоньяцци, Джон Войт, Роберт Де Ниро, а также многие мультипликационные герои.

Александр Демьяненко ушел из жизни на 15 лет раньше Баниониса, но только сейчас стало ясно, что говорить об актере Банионисе без актера Александра Демьяненко невозможно. Оказалось, что талантливо подобранный для конкретного актера голос составляет в кино едва ли не половину успеха, что озвучить образ — это огромный труд, сам по себе достойный признания, но по сей день остающийся для широкой публики практически незамеченным. Так получилось, что настоящая слава русского актера Александра Демьяненко досталась иностранцу Банионису. Возможно, этого бы не случилось, если бы мы лучше относились к себе, умели ценить свое просто потому, что это свое ничуть не хуже, а где-то, может, даже и наоборот.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №3 от 14 января 2015

Заголовок в газете: Голос Родины

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру