Мистер пряность

«Я узнаю их по запаху с закрытыми глазами»

Вот уже несколько лет на Центральном рынке Улан-Удэ, через десять метров от центрального же входа, стоит небольшой прилавок с заманчивой надписью «Восточные специи», а за ним — мужчина.

«Я узнаю их по запаху с закрытыми глазами»

Никто не знает его имени, но все знают его в лицо. Ведь каждый день этот человек делает более вкусной и ароматной жизнь тысяч горожан.

Он не просто продает специи, а также пряности и приправы, но и мгновенно составляет из них наборы для любого блюда, будь то суп, плов или шашлык. Одни сравнивают сей процесс с фокусом, другие — с волшебством, а третьи называют его профессионализмом. Но все одинаково восхищаются мастерством продавца. И корреспондент «МК» не стал исключением.

…Я застала Жахонгира (именно так зовут нашего героя) за работой, в окружении покупателей. И, пока он обслуживал их, разглядывала душистые зерна и порошки и с привычными, и с экзотическими названиями. Анис для чая, белый перец для салата, уцхо сунели для сациви, чаман для мяса и бастурмы, укроп для солений и маринада, паприка для супа, борща и плова, орегано для пиццы, мяса и рыбы… Чего здесь только нет! Всего — около 50 видов различных добавок. А завозят их в солнечную Бурятию из не менее солнечной страны — с родины моего собеседника.

— Я родился и вырос в Узбекистане, — рассказывает мужчина. — Учился на кулинара. Однако родные и друзья посоветовали: «Бросай это дело и получай нормальную профессию!». Поэтому я выучился на инженера-строителя в Ферганском политехническом институте.

И, наверное, успешно планировал бы строительные и ремонтные работы и руководил бы ими. Но жизнь распорядилась иначе. Дело в том, что раньше брат Жахонгира жил и работал на Украине — продавал специи, пряности и приправы. Но затем решил уехать домой и предложил продолжить свое дело нашему герою. А поскольку тот имел кулинарный опыт, то согласился. Восемь лет торговал добавками там, а потом переехал в Россию, а именно — в Бурятию, в Улан-Удэ, где живут родственники, и вот уже четыре года торгует ими здесь.

— Когда я только открыл свою лавку, то столкнулся с большими трудностями, — вспоминает он. — Торговля шла не очень успешно. Люди не понимали специфики товара, игнорировали предложения в духе: «Вы хотя бы попробуйте!», и пачками сметали глюконат натрия — усилитель вкуса — с соседних прилавков.

Но в итоге оценили чудо-добавки, и дела пошли в гору. «Пока никто ни на что не жалуется, всем все нравится», — смеется мужчина. Да и, чего уж греха таить, народ не может выражать недовольство таким сервисом и ассортиментом! Ведь Жахонгир сумел продумать все этапы своего бизнеса. «Я звоню брату на родину, делаю ему заказ, а он отправляет мне товар. Мешками покупает его на рынке. Специи, пряности и приправы преимущественно заготавливают в Узбекистане и частично привозят из Турции и других стран. Сначала мы пробуем их сами и лишь потом продаем остальным».

Мастер проводит для меня краткий ликбез по особо загадочным и лечебным добавкам. Показывает фенхель — сладкий укроп для мяса и овощей, хмели-сунели — сухую пряность для харчо и сациви, сванскую смесь — уникальный «микс» для овощного салата из тмина, кориандра, жгучего перца, поваренной соли, имеретинского шафрана и других ингредиентов.

— Вот куркума для супа и курицы, сумах для мяса и шашлыка, барбарис для плова и борща, — продолжает экскурсовод. — Первая придает желтоватый цвет, а второй и третий — кисловатый вкус. А вот — имбирь для чая (он помогает при простуде и боли в суставах), корица для кофе и глинтвейна и зира для мяса и плова — моя любимая пряность. Мы с женой используем ее при приготовлении как обычных, так и национальных яств. Кстати, я узнаю все вышеперечисленное по запаху с закрытыми глазами…

Но если одни покупают отдельные специи, пряности и приправы, то другие — целые наборы из них для разнообразных блюд. Например, набор для мяса из зиры, кинзы, карри, сумаха, кондари, базилика, хмели-сунели и сладкого перца, для рыбы из кинзы, карри, имбиря, базилика, майорана и сладкого перца, для курицы из карри, чабреца, шафрана, паприки, базилика, кардамона и мускатного ореха.

Такие смеси пользуются большой популярностью среди горожан. По «клиентскому велению» или собственному усмотрению Жахонгир дополнительно насыпает в них уже имеющиеся ингредиенты и, таким образом, определяет острый, кислый, сладкий и иной вкус будущих кушаний. А уже сами люди насыпают туда соль. Ни ее, ни, тем более, «химии» и усилителей в добавках нет.

15-20-граммовый стаканчик со специей, пряностью, приправой или их набором стоит 30, 35 или 50 рублей (в зависимости от вида) и предназначается на 8 литров супа или 1 килограмм риса, мяса или курицы. Но лучше сначала высыпать туда одну ложку, а потом руководствоваться личными ощущениями, советует наш герой.

Надо отметить, что в лавочке «Восточные специи» закупаются не только простые граждане, но и разные организации — например, общепиты. Причем иногда товар разбирается за один, а иногда — за три месяца.

— Спрос на него зависит от сезона, — говорит мой собеседник. — Он заметно вырастает летом и осенью, поскольку многие делают заготовки и жарят шашлыки, и несколько падает зимой и весной. Я очень хочу расширить свой бизнес — пополнить ассортимент сухофруктами и открыть вторую точку в другом месте. Но, увы, финансовая ситуация пока не дает сделать этого. Дай бог, чтобы она нормализовалась.

Напоследок я решаю купить набор для курицы. Жахонгир ловко составляет его, упаковывает в кулечек и протягивает мне со словами: «Я не беру деньги в первый раз. Если понравится, снова придете, приобретете что-нибудь и вот уже тогда заплатите». И в этом — весь он.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру