Мистер Х против Вячеслава Мархаева

Кто станет главным кандидатом будущих выборов на пост главы Бурятии

Избирательная кампания на пост главы республики Бурятия началась без традиционных объявлений, очевидных кандидатов и политических заявлений.

Кто станет главным кандидатом будущих выборов на пост главы Бурятии

Интересно, что эти выборы, будут ли они досрочными или по истечении срока полномочий Наговицына в 2017-м — они будут совершенно иными, нежели мы наблюдали прежде.

Если раньше все в таких делах решали депутаты Хурала и обитатели площади Советов, сегодня право в регионах определять большую политику передано низам — депутатам поселков, районов и городов. Плюс ко всему очевидно, что Вячеслав Наговицын на выборы не идет, а значит фаворит гонки, несмотря на отсутствие времени, до сего дня так и не определился.

Почему Вячеслав Наговицын не идет на выборы

Несмотря на прошлогоднее обещание пойти на досрочные выборы, Наговицын, никогда в выборах не участвовавший, не сделал этого ни тогда, ни в этом году, несмотря на то, что о выборной кампании заявили большинство его коллег-губернаторов. Разбирая проблемные темы, наш глава дальше 2017 года предпочитал не заглядывать, словно вопрос, что будет за 2017 годом, его не волновал. Последней каплей стала сенсационная отставка спикера Гершевича, показавшая, что на политические процессы на площади Советов глава не влияет. Не имея соответствующего опыта, очевидно, что за 8 лет правления в Бурятии Наговицын так и не сколотил работоспособную команду и ресурсы, которые могли бы обеспечить ему на выборах безоговорочную победу.

Показательными для многих стали и последние назначения в республиканском правительстве, где во главе ключевых министерств, традиционно считающихся «дойными коровами» любых выборов, встали не молодые, непонятно откуда взявшиеся люди, подобно Александру Манзанову, а опытные чиновники. Назначение министром сельского хозяйства бывшего главы Курумканского района 52-летнего Дабы-Жалсана Чирипова, а министром строительства — 54-летнего Николая Рузавина, работавшего здесь же замминистра еще десять лет назад, дало всем понять, что вопрос закрыт окончательно. Эти люди подписываться под уголовной статьей, как легко подписался Манзанов, не будут.

Фаворитом гонки может стать только кандидат от власти

С введением в стране прямых выборов губернаторов в 2012 году изменилась сама схема этого процесса, где нежданную силу обрела традиционная галерка в виде депутатов поселков, райсоветов и муниципалитетов. Чтобы выдвинуться ныне в главы Бурятии, кандидату нужно собрать подписи 232 депутатов (7 процентов от 3156 всех депутатов республики), проживающих почти во всех районах, заверить подписи у нотариуса и проследить, чтобы никто из этих депутатов не подписался за кого-нибудь еще и не пустил тем самым всю избирательную кампанию под откос.

Реформа призвана была заинтересовать партии в увеличении собственного депутатского корпуса в глубинке, и в целом это удалось. Результаты последних выборов в муниципальные органы власти Бурятии свидетельствуют — если в 2012 году только половина избранных депутатов в поселках, районах и городах Бурятии была выдвинута какой-то партией, причем охват «партийцев» составлял всего лишь 12 районов, то в 2013 году таковых было уже 66 процентов, и представляли они практически всю республику. В прошлом году победивших на выборах в муниципальные органы власти членов разных партий насчитывалось уже 69%, причем, в отличие от прежних лет, продвинуть во власть свои кадры наряду с парламентскими партиями сумели и такие партии-новички, как «Патриоты России» и «Гражданская платформа». Пусть их пока совсем немного — 2 человека у «платформы» и 3 у «патриотов», но, как говорится, важен сам факт.

Проблема заключается в том, что даже с такими результатами ни одна парламентская партия, кроме «Единой России», не получила нужного количества муниципальных депутатов. У коммунистов таковых на сегодня 161 человек, в стане «Справедливой России» — 65, у ЛДПР — 5, тогда как у «едроссов» — 2400. Даже если на текущих муниципальных выборах, где КПРФ выставила 13 человек, все они и победят, увеличив тем самым численность депутатов-коммунистов до 174 голосов (161+13=174), для выдвижения Мархаева в главы понадобится где-то взять еще 58 подписей (232 — 174=58). Задача для «справедливороссов» стоит еще более трудная — им не хватает 167 подписей (232 — 65=167), а ЛДПР вообще 227 (232 — 5=227).

Вячеслав Мархаев как спарринг- партнер будущего фаворита

Вал досрочных выборов, уже прошедших в десятках регионах страны, продемонстрировал очевидное. Победу с огромным перевесом неизменно одерживал представитель партии власти, основным спарринг-партнером которого выступал коммунист. К примеру, на прошлогодних выборах губернатора Кировской области, он же врио губернатора Никита Белых сам обратился к муниципальным депутатам-«единороссам» с предложением поддержать своего главного оппонента-коммуниста, депутата Госдумы Сергея Мамаева, который не смог собрать положенное количество подписей. Занявший тогда второе место Мамаев, в этом году точно также выдвинул свою кандидатуру на пост главы соседней Марий Эл, сдав в избирком 129 подписей от депутатов муниципальных образований при необходимом пороге в 123 голоса и став вторым зарегистрированным кандидатом после действующего губернатора Леонида Маркелова.

Как ни сильны позиции коммунистов в Иркутске, однако самостоятельно собрать необходимые 269 подписей за своего лидера Сергея Левченко не удалось даже там. 60 голосов для выдвижения в кандидаты в губернаторы главному иркутскому оппозиционеру и лидеру КПРФ вновь «дали» «единороссы», причем с прямого указания врио губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко. Там, где коммунисты традиционно не сильны, власть вынуждена привлекать иных оппозиционеров вроде Алексея Навального (второе место на выборах мэра Москвы 2013 года). Сергей Со-бянин тогда тоже обратился к муниципальным депутатам Москвы с призывом помочь Навальному (заявлялось всего о 20 недостающих подписях), и ему помогли.

Уникальность Бурятии заключается в том, что определившись с кандидатурой спарринг-партнера, коим по всем признакам должен стать лидер местных коммунистов Вячеслав Мархаев, власть до сих пор не назвала главного участника гонки, кто собственно и будет помогать собирать Мархаеву подписи и займет кресло главы.

Почему Вячеслав Наговицын должен подать в отставку

Месяц назад Путин сократил своим указом срок полномочий депутатов Госдумы, перенеся выборы с декабря 2016 года на сентябрь того же года, в единый день голосования. Кроме того, это будут первые с 2003 года выборы в Госдуму по смешанной системе, когда половина депутатов изберется по одномандатным округам. Скорее всего, Вячеслав Мархаев пойдет на эти выборы как одномандатник, а выиграв их, к 2017 году сможет стать реальным претендентом на кресло республиканского главы, расценив парламентские выборы как генеральную репетицию. Этого можно будет избежать, если выборы главы Бурятии назначить на 2016 год, то есть сделав их досрочными, в тот же самый день единого голосования, заставив Вячеслава Мархаева выбирать, кем больше ему хочется быть — депутатом или главой субъекта. Вполне возможно, что подобно Александру Кореневу в 1998 году, участвовавшему одновременно в выборах президента республики и депутата Народного Хурала, Мархаев также не сможет избежать искушения, распылив силы, ресурсы и возможности, и наверняка, как и Александр Коренев в том году, не попадет никуда. Как известно, выборы по Заводскому округу Коренев тогда проиграл директору школы №42 Анатолию Попову.

Даже если окажется, что кандидат №1 на пост главы будет самовыдвиженцем, ему также придется собирать подписи в свою поддержку, а кроме того, понадобится время на элементарную раскрутку. Полномочия Вячеслава Наговицына истекают летом 2017 года, таким образом, досрочные выборы в Бурятии могут состояться только в 2016 году, а это значит, что мистер X должен заявить о себе уже сегодня.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру