Эх, дорога…

В Бурятии люди задыхаются от насыпи на трассе

Жители села Ильинка Прибайкальского района дышат не свежим воздухом, а… серой пылью.

В Бурятии люди задыхаются от насыпи на трассе
Фото: bgtrk.ru

Она оседает на одежде, скапливается в легких, вызывает астму, кашель и аллергию, заставляет сидеть дома или уезжать подальше от этого места. Отчаявшиеся люди написали обращение уполномоченному по правам человека в РБ Юлии Жамбаловой и разъяснили причины… локальной экологической катастрофы.

Все оттенки серого

«Это началось в 2013 году. В ожидании визита нашего уважаемого президента Владимира Путина сельская администрация в авральном режиме наводила марафет донельзя загаженного села. Снег уже сошел, и все ямы и ухабы на дорогах обозначились. В спешке не придумали ничего лучше, чем засыпать их какой-то серой фракцией, что нашлась после долгой зимы под рукой. Отряхнув ладони, стали ждать приезда высокого гостя. Гость не приехал, а для жителей четырех улиц, по которым идет эта насыпная дорога, наступил конец света в буквальном смысле», — говорится в обращении.

Главе государства хотели показать новое оборудование на перерабатывающем заводе Байкальской лесной компании, но Путин туда не поехал. Однако трассу, словно по привычке, продолжили отсыпать гравием. В 2013 году сделали это четыре раза, в 2014 — пять, и один раз — в нынешнем году. В итоге она поднялась на полметра. «И наши огородники оказались в яме, а мы — сами знаете где», — констатируют жители.

По отсыпной дороге непрерывно ходят лесовозы и большегрузы в сторону лесной компании и обратно. Пыль не успевает оседать — стоит столбом, окрашивая деревню во все оттенки серого цвета. Растения в огородах завяли, а животные и люди чахнут. «Во двор не выйти, белье не повесить, детям не погулять», — сетуют жители.

«Главное ведь есть дорога по берегу, где лет 20 назад возили лес. Но ее огородили местные «олигархи»…, оставив нам одну центральную улицу с символическим названием «Коммунистическая». К реке не подойти, к лесу не подъехать. Всего лишились. А теперь вот — и воздуха. Да нас еще в 2013 году надо было эвакуировать. Если не примут меры, мы пойдем дальше».

Шумно, пыльно и опасно

— Мы выехали в село Ильинка и встретились с его жителями, — рассказывает Юлия Жамбалова.

Пригласили для проверки представителей управления Роспотребнадзора по РБ, а также председателя комиссии по экологии и рациональному природопользованию Общественной палаты РБ Евгения Кислова.

Жалобы жителей Ильинки нашли подтверждение. Управление Роспотребнадзора по Бурятии обследовало зону риска и выяснило, что допустимый уровень шума здесь превышен на 10-18 децибел, а предельно допустимая концентрация пыли — от 2 до 7,9 раза. В итоге надзорный орган рекомендовал… исключить перевозку грузов через многострадальные улицы.

— Эксплуатация участка дороги в 300 метров влияет на жизнь и здоровье людей достаточно локально, но при этом довольно серьезно, — говорит «МК» Евгений Кислов. — Шум порождает стресс, а пыль попадает в пищеварительный тракт с растительными продуктами и в легкие с воздухом и может вызвать различные заболевания — вплоть до силикоза.

Обследовали дорогу и сотрудники ГИБДД по Прибайкальскому району, «обнаружив», что движение грузовиков здесь не ограничено дорожными знаками, а потому не подлежит административному воздействию. Груженые лесом фуры перемещаются по улице Залинейная, поскольку она является единственной дорогой к лесной компании. Однако проезжая часть находится в неудовлетворительном состоянии, хотя и «закреплена» за БЛК. Она же — БЛК — отсыпает ее грунтом. «За указанные недостатки к административной ответственности по статье 12.34 КРФ об АП «Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения» привлечено должностное лицо ОАО «БЛК» — старший механик Ключерев В.Н.».

Фото: bgtrk.ru

А вот привлечь к ответственности того, кто вообще все это начал, вряд ли удастся. В ходе разборок никто из представителей сторон так и не признался. Зато выяснилась судьба объездной дороги. Оказывается, ее содержал предшественник ОАО «БЛК», а после реорганизации дорога была снята с баланса, но не никому не передана.

— Мы не планируем принимать на баланс и восстанавливать объездную дорогу или покрывать асфальтом и ремонтировать «сквозную». Кризис! Можем лишь предоставить свою технику, — резюмировал главный инженер Байкальской лесной компании Дмитрий Захаров.

К слову, второй вариант требует около 4 миллионов рублей и… тоже не устраивает жителей: пыль исчезнет, а вот шум и выхлопы — нет. Пока на предприятии выпустили внутренний приказ о снижении скорости в селе Ильинка до 40 километров в час (правда, люди особо не почувствовали изменений). Кроме того, компании рекомендовали использовать раствор соли для увлажнения трассы в качестве экстренной меры.

— Сейчас муниципальные власти готовят встречу с руководством предприятия, а также документы с расчетами по асфальтированию дороги, что было бы идеальным выходом из ситуации. А мы — обращение в природоохранную прокуратуру, — подытожила уполномоченный по правам человека в РБ Юлия Жамбалова.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру