Летчик Логин Убеев – личный пилот командующего армией

Исполнилось 100 лет со дня рождения одному из первых бурятских летчиков

Неизвестно, как бы вообще сложилась судьба рабочего улан-удэнского хлебозавода Логина Убеева, если бы не открывшийся при Верхнеудинском доме обороны аэроклуб, где занимались после работы комсомольцы.

Исполнилось 100 лет со дня рождения одному из первых бурятских летчиков
Логин Убеев.

Организованный в далеком 1934 году под знаменем Ворошиловской оборонной эстафеты в ответ нарастающей мощи фашистской Германия, первый в Верхнеудинске аэроклуб был заветной мечтой каждого тогдашнего комсомольца. Надеть однажды темно-синий комбинезон, летный шлем с очками и кожаные перчатки мечтал почти каждый комсомолец. Аэроклуб был пропуском в элиту, требовал железного здоровья, стальных нервов и отменных морально-волевых качеств. Все эти испытания уроженец маленького села Ижелка Боханского района Иркутская область Логин Убеев выдержал на отлично. Всего через год на показательных выступлениях по случаю первого выпуска улан-удэнского аэроклуба, на которых присутствовали члены бурятского правительства и лично секретарь обкома Михей Ербанов, авиатор Логин Убеев был отмечен как один из лучших летчиков, показавших высший пилотаж.

Он вошел в когорту самых известных людей республики, родившись в один год с такими колоссами своего времени, как политик Андрей Модогоев, философ Бидия Дандарон и архитектор Андрей Вампилов. Летчик Логин Убеев посвятил мирному небу родины сорок лет своей жизни, участвовал в боевых операциях против японцев на монголо-синьцзянской границе, более двадцати лет отдал труднейшему мастерству геологоразведки, навсегда вписав свое имя в золотые страницы гражданской авиации Бурятии. Давно нет в республике своей авиации, и не потому ли в 2015 году, когда Логину Убееву исполнилось 100 лет, не только широкая общественность, но и причастные к нынешней авиации прошли мимо этой даты?

От лучшего учлета до личного пилота командующего армией

С женой Дорой Константиновой (г. Улан-Удэ, 1960 год).
Экспедиция на Чукотке. Убеев - второй справа.

Несмотря на многочисленные упоминания в справочниках и газетных статьях тех лет, многие обстоятельства жизни прославленного летчика до сих пор неизвестны. Сам Логин Александрович, до последних лет остававшийся по-военному подтянутым, подобно многим сынам своего времени, был немногословен. Откуда, к примеру, в бурятском селе появилось такое необычное имя Логин (известно, что двоюродную сестру Логина звали Федосья). Мать будущего прославленного летчика звали Налду, отца — Александром. Как получилось так, что приехавший в Улан-Удэ паренек с семью классами образования подал документы в аэроклуб. Окончив затем училище военных летчиков в Чите, ушел в Армия, принимал участие в боевых вылетах на Халхин-Голе, но в каких операциях — неизвестно. Известно только, что, вернувшись в Улан-Удэ, выбрал себе в жены землячку Дору Константинову, комсомолку, студентку пединститута и — вот совпадение — тоже первую летчицу-бурятку, выпускницу того же улан-удэнского аэроклуба.

Они были удивительно красивой парой, воспитали четверых детей, всем дали высшее образование и имели славу счастливого семейства, живущего без невзгод и тревог. Только сегодня, просматривая в семейном архиве личные летные книжки пилота-старшины Логина Убеева, кропотливо заполняемые месяц за месяцем, его скупые рассказы в редких газетных заметках, можно воочию представить все детали той насыщенной и полной опасности жизни. Он рвался на фронт, но летчика-бурята предпочли оставить на востоке, где назревала война с японскими милитаристами. Сегодня по летным книжкам Логина Убеева можно было бы изучать тогдашнюю географию Монголии, Китай и прочих территорий, оккупированных японцами. Там, в тяжелейших условиях, на картонных, по нашим представлениям, ничем не защищенных самолетиках, без радиосвязи, должного метеообслуживания, летчику приходилось воевать, доставлять грузы, осуществлять воздушную разведку в распоряжении 17-й общевойсковой армии под командованием генерал-лейтенанта Данилова. Логин Убеев, которому не исполнилось еще и 30 лет, но уже считавшийся опытным летчиком, освоившим несколько типов самолетов, был назначен командиром звена самолетов-разведчиков Р-5, став затем личным пилотом у командующего армией. В любую погоду и любое время суток, не раз рискуя, Логин Александрович выполнял самые сложные задания, аккуратно занося в летную книжку их содержание.

«3/IX 45 г. — день победы над Япония, был в Чифыне (Маньчжурия)», — записал сбоку на сентябрьской страничке летчик будничным почерком так, словно ничего особенного в его жизни и не случилось. И действительно не случилось, потому что боевые вылеты, вылеты по спецзаданиям продолжались и после победы. Как гласит запись, «с 3 по 13 сентября 1945 г. Убеевым были сделаны полеты в китайские города, незанятые частями Красной Армии, с советскими парламентариями». «За образцовое выполнение боевого задания на фронте борьбы с японским империализмом» (так записано в наградном листе) командующий 17-й армией награждает Логина Убеева орденом Отечественной войны 1-й степени.

Личная летная книжка Л.Убеева, 1945 год.
Личная летная книжка Л.Убеева, 1945 год.

В бою за мирный уран

О нем слагали легенды, уверяли, что доставить пассажиров в аэропорт он был способен в любую погоду и при любой ситуации. После войны Логин Александрович легко мог бы стать летчиком на пассажирском самолете, но как специалист высокого класса выбрал сложнейшую геологоразведку, поступив на службу в Восточно-Сибирское геологоуправление. Доподлинно известно, что в 1948-49 годах Логин Убеев участвует в разведывательных операциях по поиску в Восточной Сибири урана. Сложность заключалась не только в том, что каждая тонна урана в то время находилась под контролем Лаврентия Берии, а за сроками изготовления первой советской атомной бомбы следил лично Сталин. Поиски урана с воздуха заключались в том, что на самолет водружалась специальная аппаратура, которая должна была зафиксировать аномалию с воздуха, после чего в эту точку отправлялась экспедиция. Проблема заключалась в том, что тогдашние приборы были несовершенны, и чтобы они могли почувствовать радиоактивность, АН-2 или ПО-2 в условиях гор, плохой видимости и прочих обстоятельств должен был лететь на сверхнизкой высоте 50-80 метров, справиться с чем удавалось далеко не всем пилотам.

Сколько тогда разбилось в глухой тайге самолетов, многих из которых так и не нашли, летчиков, бортмехаников и самих геологов, в нечеловеческих условиях создававших карту урановых и прочих месторождений Советского Союза, карту, которой пользуются геологи и поныне. Не единичны были случаи, когда на такой-то высоте мотор вдруг глох, в оглушительной тишине самолет начинал падать, и все остальное зависело только от выдержки летчика и провидения Божия. После нескольких сезонов такой работы редко какой пилот доживал до пенсии. Логин Александрович Убеев умер от инфаркта в 1982 году, немного не дотянув до перестройки и не увидев развала бурятской авиации. Выносили его тело из клуба авиаторов в пос. Аэропорт. Вскрывавший знаменитого летчика патологоанатом рассказал, что все органы были практически здоровыми, только сердце изношено до предела.

С высоты птичьего полета Логину Убееву довелось изучить половину Красноярского края, Иркутскую область, Бурятию, Якутию, Колыму и Чукотку. Его экипаж стал соучастником открытия знаменитых алмазных трубок в Мирном. Был одним из новаторов применения авиации в народном хозяйстве. В 1963 году командиру «аннушки», как ласково называли Ан-2, Логину Убееву, налетавшему к тому времени более двух миллионов километров, был вручен орден «Знак Почета».

Он оставался в авиации практически до конца своих дней. Уже будучи на пенсии был начальником Кыренского аэропорта, аэропорта в Закаменске. Логин Убеев не оставил дневников, архивов, практически никаких документов, но, полистав даже то немногое, что сохранилось, впору воскликнуть: «Какое было время, какие были люди!». И время, и люди были такие, что нам еще предстоит оценить всю силу личности и глубину подвига тех, кто строил будущее родины, не оглядываясь на опасности, уверенный, что дело его жизни непременно останется в памяти потомков.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №3 от 13 января 2016

Заголовок в газете: Быть первым

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру