Правительство Бурятии ущемляет права детей-инвалидов

Почему власти пытаются выдать школу для детей-инвалидов за обычное образовательное учреждение

Верховный суд Бурятии принял к рассмотрению апелляционное представление прокурора Советского района Улан-Удэ на решение суда первой инстанции. В нем надзорный орган просит Верховный суд принять новое решение о судьбе нескольких сотен детей-инвалидов, обучающихся в улан-удэнской муниципальной школе №60.

Почему власти пытаются выдать школу для детей-инвалидов за обычное образовательное учреждение
Здание школы №60 по ул. Смолина, 51, огороженное с трех сторон металлосайдингом, кажется уединенным, если не сказать, что изолированным.

По злой иронии детям с ограниченными возможностями предоставили для школы помещение по улице Смолина, 51, — изношенное здание, которому в 2017 году исполнится 100 лет. Специалисты, проводившие в 2014 году по решению суда его обследование на предмет выявления опасности для жизни и здоровья детей, с натяжкой признали здание школы «ограниченно работоспособным». То есть, по сути, «инвалидным» строением, которое, как и дети, само нуждается в постоянном контроле и уходе.

Парадный вход закрыт, стрелка указывает на вход с заднего двора.

Не случайно поэтому из заявленных прокуратурой требований суд Советского района удовлетворил только это — регулярное обследование здания, как говорится, на всякий пожарный, чтобы подстраховаться. Но отказал в главном требовании прокуратуры — в передаче школы в собственность республиканских органов власти и в понуждении министерства образования Бурятии создать для детей с ограниченными возможностями здоровья «специальные условия обучения», как это требует федеральное законодательство.

Ветхость строения еще может быть полбеды. Проблема в его абсолютной неприспособленности для полноценного обучения детей. Находясь в самом центре Улан-Удэ, на оживленном перекрестке, здание школы, огороженное с трех сторон металлосайдингом, кажется уединенным, если не сказать, что изолированным. Парадная металлическая дверь наглухо закрыта, на ней мелом написано слово «вход» и начертана стрелка, указывающая случайным посетителям направление для поиска заднего входа, который опять же представляет собой глухую дверь в высоком заборе. И — ни одной таблички, информирующей о том, что перед вами именно городская общеобразовательная школа, а, скажем, не заброшенный дом или склад.

О принадлежности здания к муниципальному учреждению (если поднять голову) можно догадаться лишь по российскому флагу, воткнутому в гребень крыши. Но разве так должна выглядеть школа, в которой обучается около 400 детей-инвалидов, и по отношению к которым республика только декларирует особые подходы, заботу и внимание на принципах инклюзивного образования, основанного — цитата: «на осознании того, что «инвалиды в современном обществе могут и должны быть вовлечены в социум». И уж тем более не так должна выглядеть школа с учетом требований, предъявляемым общеобразовательным учреждениям.

Надо ли говорить, что из-за малого размера здания и земельного участка в школе №60 нет и никогда не будет спортивного зала и зоны отдыха детей? Здесь никогда не найдется места не только для активных игр, но даже для медицинского кабинета, хозяйственного блока, отдельного санузла для персонала и педагогического коллектива. Размеры некоторых помещений для занятий (труда и географии) настолько малы, что ни о каком комфортном обучении не может быть и речи. Дефицит площадей не дает возможности установить в классах даже раковины для умывания.

Не потому ли две третьих ребятишек, приписанных к школе, вынуждены обучаться на дому, по сути оставаясь на осадном (в четырех стенах) положении и лишая себя возможности общения со сверстниками? Мало того, что условия, в которых обучаются дети-инвалиды, вступают в конфликт со всеми существующими на этот счет законами, подобное положение вещей делает совершенно бессмысленной саму концепцию инклюзивного образования, принятую правительством Бурятии в 2013 году.

Этим документом декларируется такой основополагающий принцип инклюзивного образования, как создание специальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями. Условий, которые можно создать только при строительстве нового образовательного учреждения для особенных детей. Обещания есть, а дела — нет!

Впрочем, именно этого — брать на себя дополнительные расходные обязательства — республиканские власти не хотят, пытаясь избежать всеми способами появления еще одной головной боли. Поэтому, наверное, школа для детей инвалидов №60 — как школа-призрак. Чтобы найти ее, точного адреса недостаточно. Надо наверняка знать, что вот за этим желтым металлическим забором «адаптируются» к социуму сотни ребятишек, которым не повезло ни со здоровьем, ни с отцами города и республики, ни со школой.

Самое любопытное, что формально не существует ее и как школы для особенных детей с особенной программой обучения. По документам это чуть ли не обычная типовая общеобразовательная школа, реализующая типовые общеобразовательные программы. Да и «контингент обучающихся детей», по утверждению чиновников минобразования Бурятии, «не соответствует видам специальных (коррекционных) учреждений». А если и есть здесь какие-то адаптированные образовательные программы, то реализуются они, якобы, лишь в отношении «отдельных классов или отдельных учеников». Но при этом чиновники умалчивают, что здоровые дети в эту школу не принимаются.

Советский суд, вынося решение, «услышал», к сожалению, только позицию чиновников, заинтересованных в том, чтобы оставить все как есть и не грузить себя сверх тех проблем, которые до последнего момента преследовали, например, улан-удэнскую школу №2, чуть было не лишившуюся из-за головотяпства чиновников федерального финансирования. Ведь если правительство признает школу как «отдельную» общеобразовательную организацию и возьмет под свою опеку (как того требуют закон и фактические обстоятельства дела), нужно будет изыскивать сотни миллионов рублей на строительство новой школы. А где их взять при наличии других расходных «обязательств», например, таких как пенсии для vip-пенсионеров, таких как никому ненужные фестивали и бесчисленные форумы, таких как личный комфорт и благополучие в виде покупки квартир и строительства домов для vip-персон. Ведь в этом случае просто отделаться обещанием уже не получится. Кредит на обещания давно исчерпан.

 

Ольга Васильева, министр образования РФ:

Комментарий Ольги Васильевой

«Инклюзия и коррекционные образовательные учреждения — одно из приоритетных для меня внутренних направлений. Новые государственные стандарты требуют как доступную среду и соответствующее материально-техническое состояние школ, так и достаточное число высококвалифицированных педагогов. Важно, что одновременно с инклюзивным образованием сохранится сеть специальных школ и классов».

 

Комментарий прокуратуры Бурятии:

— Все учащиеся школы №60 имеют особенные потребности в получении общего образования, нуждаются в специальном и индивидуальном подходе. Их обучение в силу имеющихся заболеваний в общеобразовательной школе затруднительно или невозможно. Каждый ребенок-инвалид принимается в школу при наличии индивидуальной программы реабилитации, которая учитывается при определении программы обучения. Педагогами используются специальные методы обучения и воспитания, социальной адаптации. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный учебный план, адаптированный под психофизические возможности конкретного ученика. Фактически обучение детей с ОВЗ в СОШ №60 осуществляется по образовательной программе, адаптированной под особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности развития.

Частью 5 статьи 79 федерального закона №273-ФЗ установлено, что отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Дети, обучающиеся в СОШ №60, относятся к «другим обучающимся с ограниченными возможностями здоровья», освоение ими образовательных программ в общеобразовательных школах невозможно ввиду необходимости создания специальных условий и применения специальных методов обучения и социальной адаптации. Однако правительством республики отдельная организация для таких детей не создана. Перераспределение учащихся СОШ №60 в существующие «коррекционные» школы тоже невозможно, так как заболевания детей не позволяют организовать их обучение в подобных организациях.

В силу указанных обстоятельств действия правительства республики по отказу в принятии в государственную собственность образовательной организации приводят к ущемлению и игнорированию прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования в специально созданных условиях. Условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья должны быть наиболее безопасными для них и отвечать их потребностям в полной мере.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 21 сентября 2016

Заголовок в газете: Правительство Бурятии ущемляет права детей-инвалидов

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру