Реквием погибшим от фунфыриков

Sosеди: сообразим в кустах «Боярышника»?

К исходу тяжелого понедельника число погибших в Иркутске от отравления настойкой приблизилось к полусотне мучеников.

Эта цифра будет увеличиваться, заявили правоохранители. Уместен реквием. «Реквием граненому стакану» — полгода назад «МК» в Бурятии» писал об опасности аптечного алкоголя. Как в водку глядели.

Проезд на тот свет

Полгода назад минимальная розничная цена на водку повысилась со185 до190 рублей за поллитра. Всего на пятачок. Но за углом он составляет «угол» — четверть цены заветного «фунфырика». Можно даже не соображать на троих. Стоимость аптечной радости — цена проезда на маршрутке. Причем из широкого горлышка лосьона можно смело пить прилюдно, вам не грозит штраф, как за публичное распитие пива-водки.

В Бурятии этот поток «двойного назначения» отжал полукриминальный сбыт классической «катанки». Вполне легально. Еще одна составляющая триумфального шествия настоек и лосьонов — их сертификация. Оптовая цена от 8 рублей 30 копеек за 100 миллилитров. В розницу 20-25 рублей. В составе лосьонов от легальных поставщиков — этиловый спирт. Шутка за углом: лосьон «Огуречный» — выпивка и закуска в одном флаконе.

Однако пьяному ежику ясно, что местные умельцы рано или поздно приклеятся (немного клея для липовой этикетки) к успешному «бренду». Полиция выявила подпольный цех по изготовлению «Боярышника» в одном из садоводств Иркутска. На складе изъято более 2 тысяч бутылок по 0,25 миллилитра. После того как подпольщикам — то ли по ошибке, то ли по жлобству — последний раз партнеры прислали метиловый спирт, в Иркутске ввели режим чрезвычайной ситуации.

Между тем в Бурятии представлена вся линейка товара — от настоек «Боярышника» до лосьонов «Вита-Септ» и хлебных ароматизаторов с долей этилового спирта 45%. Есть и покрепче. Видел пузырьки с надписью: «Лосьон косметический не более 75%  об». Рядом на прилавке ассортимент: «Боярышниковый цвет», «Пшеничный», «Хлебный люкс». Они продаются в аптеках, магазинах бытовой химии, табачных лавках, газетных киосках, пивных ларьках. В Иркутске яд распространялся через 200 торговых точек. У нас болевых точек не меньше.

По sosедству мы живем

Грозит ли нам иркутский сценарий в жанре «хоррор»? В ближайшее время, в контексте окрика из Кремля и неизбежного вала проверок, — нет. После поживем — увидим. Если живы будем…

Торговые сети республики традиционно питаются иркутской стороной, включенной в общероссийский трафик. Здесь еще с советских и пореформенных времен — базы и склады. В том числе аптечные. Мейнстрим отслеживается, но теневой бизнес по определению избегает света (технический спирт и героин также в основном идут в РБ с другого берега Байкала).

После федеральной огласки иркутского ЧП принимаются меры (пресс-секретарь президента РФ заверил, что ВВП в курсе). Минздрав РФ рассматривает реализацию спиртосодержащих лекарств (валерьянки, настойки пустырника, боярышника и т.д.) по рецепту либо их отпуск в одни руки не более двух штук (меры не коснутся зеленки, йода, спиртосодержащих мазей, а также корвалола, валосердина).

В Народном Хурале сетуют в собственной прессе, что жидкости двойного назначения — проблема федерального уровня. Однако в январе 2016 года «Боярышник» был запрещен в другом городе Иркутской области — Саянске. Логично, что ЧП там не случилось.

Пока НХ собирает рабочие группы по данному вопросу, сельские депутаты Бурятии начинают действовать. Например, в Бичурском районе после резкого роста отравлений «Боярышником» местные депутаты ввели постоянный мониторинг продажи в районных магазинах косметического средства. Прессинг по всему полю, включая задушевные беседы с владельцами магазинов, аптек и киосков. Одновременно райсовет предлагает правительству поощрять проекты ТОСов, направленные на борьбу с «фунфыриками».

Операция «С Новым годом!»

Ко всему прочему сия тема — вполне новогодняя. Потому что вопреки стереотипам «Боярышник» и т.п. пьют не только маргиналы. Травились настойкой, по свидетельству иркутских медиков, в субботу-воскресенье, т.е. имеющие постоянную работу.

Да, в Иркутске проверяют коллекторы магистральных сетей, где обычно собираются бомжи. Но одновременно устроен поквартирный обход в спальном районе Ново-Ленино, где более густые заросли «Боярышника». У нас таких «ново-ленино»— полреспублики, где пьют «катанку», технический спирт из Иркутска, средства для мытья окон, разжигания костров и проч. из той же соседней области. Полиция Иркутска опечатала склады паленой настойки, однако многочисленные ручейки дешевого «Боярышника» ранее утекли в неизвестном направлении.

Предстоящие новогодние каникулы озадачивают. Понятно, возле елки вряд ли распечатают «Боярышник». Выхлоп не тот. Но в ходе запойных деньков, когда от елки останется лишь первая буква, будет не до конфетти…

Коварство этилового спирта и убойного метила — схожий, не отличимый запах. Метил в одно, а попал в реанимацию.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №52 от 20 декабря 2016

Заголовок в газете: Реквием-2

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру