Чем страдала Виолетта Валери на сцене театра оперы и балета в Улан-Удэ

Новое прочтение «Травиаты» Джузеппе Верди обладателя специального приза «Золотой маски»

После выхода из формата дистанционного обучения, во время которого мне посчастливилось проникнуться особым трепетом перед оперным искусством, я стал с нетерпением ждать новые постановки в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета.

Новое прочтение «Травиаты» Джузеппе Верди обладателя специального приза «Золотой маски»
Шедевр мировой оперной сцены в современной постановке обладателя специального приза «Золотой маски» режиссера Владимира Бочарова. Фото: пресс-служба театра оперы и балета.

Особое впечатление на меня произвела опера Джузеппе Верди «Травиата», премьерные показы которой прошли в январе 2021 года. Спектакль посмотрели глава Бурятии Алексей Цыденов и его супруга.

Премьеру посетили глава Республики Бурятия Алексей Цыденов и его супруга. Фото: пресс-служба театра оперы и балета.

Строгие деловые костюмы, офисный кулер, пир, заказанный в службе доставки еды, и кульминация - пластиковые стаканы вместо бокалов. Трудно понять по описанию, но это она - легендарная опера Джузеппе Верди, в авторском прочтении обладателя специального приза «Золотой маски» режиссера Владимира Бочарова. На этот раз «дама полусвета» - наша современница.

Помимо классических костюмов и декораций, соответственно сменились и акценты в постановке. Однако, по-прежнему сохраняется история о куртизанке, чьё молодое тело служит приманкой для богатых ухажеров. Их постоянное присутствие, знаки внимания уже не вызывают острого отвращения, а вместе с цветами, которыми заставлен дом, лишь обостряют чувство приторно-сладкого одиночества.

На сцене все приглашённые в дом Виолетты Валери гости находятся в постоянном хаотичном движении, от чего становится несколько дурно, но как только всё внимание зрителя обращается к Виолетте, то суета, творящаяся вокруг, словно исчезает, точно и нет никого.

Как же живёт музыка, которая вне зависимости от интерпретаций режиссёров и времён, в коих разворачиваются действия, звучит одинаково сильно? В этой версии «Травиаты» дирижёром-постановщиком является Виталий Шевелев. От первых и до последних нот музыка меня не отпускала, и мне кажется, что в некоторых оркестровых фрагментах масштаб трагедии и глубину чувств удавалось передать несколько лучше, чем в вокальных. Но без сомнений, благодаря удачному сочетанию подходов дирижёра и режиссёра к опере Джузеппе Верди, зрителем словно управляют - ощущение близости слёз, что вот-вот прольются, сменяется на моменты кульминаций, когда ты уже не способен их сдерживать.

Конечно, как не специалист, я не могу полно оценить вокалистов, однако как обычный зритель я был просто поражён силой и красотой голосов исполнителей действующих лиц:

Виолетта Валери - Батчимэг Самбуу

Альфред Жермон- Чингис Иванов

Жорж Жермон - Ариунбаатар Ганбаатар

Флора Бервуа - Оксана Хингеева

Маркиз- Евгений Островский

(состав исполнителей на 27 марта 2021 г.)

В оригинальной версии оперы и в драме «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, главная героиня страдает от чахотки, но в режиссёрской версии Бочарова - Виолетта Валери страдает явно от иного заболевания, с другой симптоматикой. Сильно задумчива, отстранённая от происходящего вокруг - она будто живет в своем отдельном мире, в постоянном выборе масок, навязанных обществом - их олицетворением для меня стали паяцы, часто бродившие между декорациями. Их появление, конечно, не случайно. В первом действии гости обратили своё внимание на Виолетту только после появления паяцев на сцене. Паяцы - они и есть главные свидетели прежней жизни Виолетты, это те социальные маски, роли в обществе. Человек без них не представляет особого интереса в глазах других людей, а с их безмолвным участием и начинается трагическая история любви.

В первом действии они наблюдали за тем, как складываются отношения между Виолеттой и Альфредом - юношей, который часто справлялся о её здоровье, во время недавней болезни. Перед началом второго действия влюбленная пара шутов прогуливается между кулисами, зажимая друг друга в объятиях, а в третьем - паяц исполнил сольный трагический танец перед уходом со сцены.

Второе действие произвело на меня ничуть не меньшее впечатление. Декорации предстали в виде гор из коробок, точно после переезда, и больших высоких стен, украшенных крупными цветами камелий на тошнотворном жёлтом фоне. Цвет создаёт атмосферу некоего расстройства, затхлости и безысходности. В этом действии для меня полностью раскрылся характер героя Альфреда. Инфантильный молодой человек явно не справлялся о положении дел, жил беспечно, полностью полагаясь на Виолетту, до момента, когда она начала заниматься продажей своего имущества, чтобы обеспечить безбедное существование с любимым. Однако его отец Жорж Жермон - более сильный характером, практически сопоставим с силой духа самой Виолетты. Негативное отношение Жермона к Виолетте слышится сразу с его появлением. В музыке это воссоздается при помощи тритона - очень сильного диссонанса. Не получив результата после обычной просьбы прекратить отношения бывшей куртизанки со своим сыном, Жорж решает сыграть на обострённых чувствах дамы с огромным сердцем - он рассказывает, что его дочь не может выйти замуж за любимого, из-за плохой репутации своего брата. Виолетта принимает решение пожертвовать своим счастьем для блага только зарождающейся любви. Однако, со временем, Жермон осознает всю величину совершённой ошибки, и попросит прощения у возлюбленной своего сына.

Сейчас я уже задумываюсь: какой же всё-таки странный выбор - Альфред. Неуравновешенный при серьёзном разговоре с отцом и на балу у Флоры, где он публично оскорбляет Виолетту, бросая к её ногам деньги как плату за любовь. Он ведёт себя как плаксивый юноша, очень самовлюбленный и способный лишь на публичные истерики. За исключением преображения в финале, когда Альфред находит силы признать низость своего поступка.

Третье действие оперы было таким же интересным и очень метафоричным. Виолетта тяжело больна и уже отсчитаны её последние часы. В начале действия на экране за сценой появляется описание жизни куртизанки в словах грубых и неприятных. Возможно, это часть её исповеди. В этот момент один из паяцев погружается в танец как в транс, и зритель ощущает этот «гибельный восторг». Уходят и уничтожаются как в огне все фальшивые маски - образы.

Вскоре, к Виолетте приходит Альфред, они мечтают о будущем счастье, в палате успевает попросить прощения у умирающей и сам Жермон - он слишком поздно понял всю любовь своего сына. Но Виолетта, осознавая, что ей уже не быть больше с любимым, дарит ему медальон с просьбой, чтобы будущая невеста Альфреда носила его и помнила о девушке, что принесла в жертву своё счастье.

Конечно, любовь Виолетты была намного сильнее любви Альфреда. И даже её уход был показан не в объятиях рыдающего возлюбленного, как это изображается в классической опере, а главная героиня в полном одиночестве точно возносится к свету, в вечность. И с этим внутренним расставанием с образом любящего Альфреда, уходит и последний паяц... Больше её душа не обременена ничем. Даже смерть Виолетты показана необычно, это скорее вознесение её души - души, приближенной к святости, ведь в конце действия героиня продолжает стоять на сцене, в то время как всё бывшее окружение и все герои пали у её ног. Она предчувствует новое начало жизни и с возгласом «О, радость!» - замирает.

Великий Джузеппе Верди показал всей трагичностью исхода Виолетты силу борьбы за личное счастье против норм общества, попытавшись донести мысль, что прежде, чем ждать совета или совершать судьбоносные поступки нужно в первую очередь задуматься над двумя главными вопросами: «Кто ты, чтобы диктовать мне, как любить?» и «Кто я, чтобы диктовать тебе, как жить?».

«Травиата» в интерпретации любого режиссёра может быть интересна всем, даже людям «далёким» от оперного искусства. Великой музыкой всегда можно насладиться просто так, а в необычной постановке Владимира Бочарова - оперу не нужно слушать - её нужно улавливать, не смотреть - а созерцать. Приходите и наслаждайтесь!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру