Худрук оперного театра рассказал, почему глава Бурятии не частый гость на премьерах

Владимир Рылов: «Дух его ощущается постоянно, да и сигналы от него поступают»

20 ноября на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге состоялась торжественная церемония награждения лауреатов Российской национальной оперной премии «Онегин». Лучшим музыкальным руководителем признан был художественный руководитель Бурятского государственного академического театра оперы и балета Владимир Рылов.

Владимир Рылов: «Дух его ощущается постоянно, да и сигналы от него поступают»
Владимир Рылов.

Всего же в этом году на «оперный Оскар» претендовали более 100 человек со всей страны. А за шесть лет его обладателями стали 60 худруков и певцов, режиссеров и концертмейстеров.

На прошлой неделе маэстро, под чутким руководством которого в БГАТОиБ прошел ряд громких премьер, побывал в холдинге «New Media Group», сыграл на рояле и дал интервью журналистам.

— Владимир Алексеевич, расскажите, что для вас значит получение столь почетного звания?

— Это оказалось для меня абсолютной неожиданностью, сопоставимой с самыми редкими удивлениями в жизни. Сам конкурс проводился седьмой раз, у его истоков стоят замечательные певцы — Хибла Герзмава, Вероника Джиоева, Сергей Лейферкус. А количество участников доказывает: премия заманчива и желанна для многих работников театра. Мы вместе с артистами оперы и балета, хором и оркестром неплохо потрудились в 2022 году. О нашей деятельности узнавали в федеральном центре, а на премьеры приезжали коллеги-режиссеры и специалисты-музыковеды. Видимо, у них сложилось впечатление, что лауреата искать нужно здесь, которое и привело к такому, безусловно, приятному решению.

— Вы говорили, что собираетесь вдохнуть новую жизнь в старые стены. Чего получилось добиться на данный момент? Удалось ли усовершенствовать работу оркестра?

— Раньше приходилось платить огромные деньги, чтобы пригласить дополнительных музыкантов, заполнить оркестровую яму и открыть театральный занавес. Теперь не требуется делать всего этого. Некоторые из наших музыкантов являются солистами, некоторые всю жизнь проработали в театре, но ни разу не играли с оркестром и, наконец, получили такую возможность, а заодно — колоссальный стимул: с малых лет занимаясь на инструменте, рано или поздно мечтаешь предъявить творчество публике. Сегодня дело даже не в финансовой составляющей, очень важной, как вы понимаете, а в так называемом «слаживании» на репетициях, которые длятся с половины десятого утра до половины десятого вечера. Режим сложен и непривычен, ведь у всех своя жизнь, а мы вместе все время. Когда собрались до открытия театрального сезона в августе этого года, я обозначил стоящую перед нами непростую задачу — сыграть в балете «Ромео и Джульетта» (6+) партитуру Прокофьева — одну из сложнейших в мировой симфонической литературе. Первый час проговорили, со второго репетировали, а в результате выступили так, что и сам постановщик Михаил Лавровский (российский хореограф-балетмейстер, сын всемирно известного основателя советской школы балета Леонида Лавровского. —  Прим. ред.), ветеран, танцевавший с великой балериной Галиной Улановой, и его помощники —  люди авторитетные, много слышавшие, взращенные в Большом театре, — не высказали никаких замечаний и впечатлений, кроме восторга и восхищения. Слагаемым успеха стала игра оркестра — «сердца» театра, благодаря которому работает весь организм, и забота о котором важна и для меня как дирижера, и для директора Дмитрия Дылыкова, поддерживающего во всех начинаниях.

— А какая ситуация складывается с вашими певцами?

— Приехали замечательные исполнители, которых вы уже слышите и еще услышите. Пока не буду называть их, чтобы не забыть никого и не обидеть ненароком. Те, кто работают недавно, включаются в процесс, а те, кто давно, видят перспективу. Семь премьер за год, включая «Алеко» (16+), «Царскую невесту» (12+), «Бальжан Хатан» (6+), «Иоланту» (12+) — по одной в месяц за вычетом гастролей и отпуска — серьезная нагрузка при наличии основного репертуара. Каждый раз открытие занавеса и выход к публике — настоящий экзамен и огромная ответственность. Мы обязаны оправдывать ожидания, а слушатели не должны мучиться на опере, которая должна быть самым увлекательным жанром. И, похоже, нам удается делать ее таковой. Приходят молодые люди, в том числе по «пушкинской карте», но не покидают зал в антракте, а остаются там. И это говорит о многом.

— Чуть больше года вы занимаете пост художественного руководителя Бурятского театра оперы и балета. Каким он был для вас? И каково нынешнее, третье «пришествие» сюда по сравнению с предыдущими двумя?

— Получив приглашение и поговорив с главой Бурятии, я почувствовал в его лице серьезного союзника, невероятно заинтересованного, чтобы театр работал ритмично и продуктивно, и закончились негативные процессы, продолжавшиеся долго. Государственный человек поставил передо мной государственную задачу — поработать на республику, в которой я третий раз, и с которой связаны мои лучшие годы: конец 80-х, ознаменовавшийся 50-летием БГАТОиБ, триумфами в Москве и Ленинграде, и начало «нулевых». Тогда мне позвонил первый заместитель министра культуры РБ Борис Анатольевич Ким и заявил: «Или вы приезжаете в театр, или мы вешаем замок на него». Сейчас тоже сложная ситуация с одной стороны и благодатная — с другой. Начинаются позитивные процессы, и во многом они зависят от человека, который стоит за дирижерским пультом: как покажет, так и споют, станцуют, сыграют. У меня уставшее лицо, большая нагрузка, но очень радостный год.

— Кстати, глубоко ли Алексей Цыденов погружается в жизнь театра и часто ли посещает его премьеры?

— Бывает не на каждой. Но дух его ощущается постоянно (смеется), да и сигналы от него поступают. Иногда мы обмениваемся смс, поэтому руководитель региона — «в материале». Конечно, хотелось бы видеть его почаще. Если бы не спецоперация, ситуация иначе складывалась бы. 25 августа глава Бурятии сидел рядом со мной на концерте пианистки Валентины Лисицы, а 29-го поздравлял с 75-летием, которое я не хотел отмечать страшно, но поддался на уговоры: «У нас так принято!». Приходят в театр и другие представители от власти. Оставленным себя не чувствую.

— Как мотивируете артистов? Метод «кнута и пряника»?

— Особых секретов нет, честно говоря (улыбается). Есть их терпение и мои «заказы»: тише — громче, быстрее — медленнее, «ударить» — «погладить». Как певцы — голосами, а танцоры — телами, так и музыка должна беседовать с душой человека, рассказывать о ней такое, чтобы в зале думали: «А вдруг и я когда-нибудь испытаю те же чувства, что Марфа или Иоланта?».   У каждого народа — собственные молитвы. Но музыка — это универсальный язык для разговора с Богом о самых важных проблемах. Лучше него придумать невозможно. И главное здесь — вызвать желание сопричастности. Все артисты погружены в жизненную рутину, от которой их оторвать призван я во время репетиции и показать, что — о, ужас! — мы тоже — небожители.

— Когда в мире происходят переломные моменты, в искусстве случаются невероятные «всплески».  А в оперном театре намечаются такие тенденции?

— Тех, кто приходят к нам и иной раз платят немалые деньги, мы обязаны удивлять не только качеством танца, вокала, музицирования, но и идеями, заложенными в своих спектаклях, очень простыми на самом деле — о добре и зле, любви и ненависти. Размышления на эти темы будут актуальны вечно и интересны слушателям.

— Довольны ли тем, как прошли последние премьеры — оперы «Иоланта» (12+), где дирижером выступили вы сами, и балета «Ромео и Джульетта» (6+) в постановке Михаила Лавровского и его отца Леонида Лавровского-Гарсиа?

— Это была невероятная радость! Где так играет оркестр, сидит Михаил Лавровский, хлопает меня по плечу и благодарит? Неужели в Улан-Удэ? Настоящая классика всегда нова. И мы продолжим двигаться в этом направлении, сохранять то, что наработано, найдено и бесценно. Можно проводить эксперименты, но нужно придерживаться традиций. Я считаю, что театр — это музей, где нужен достойный экскурсовод, который покажет все экспонаты, расскажет о них настолько пронзительно, что выступят слезы на глазах.

— Каких постановок ждать в Бурятском театре оперы и балета на Новый год и в обозримом будущем?

— Будет замечательный детский спектакль «Снежная королева» (6+). Наш воспитанник и старый товарищ, балетмейстер из Санкт-Петербурга Петр Базарон ставит специальный балет по одноименной сказке, где собрал музыку разных интересных композиторов. Скоро начнутся репетиции. Не видел пока ничего, но думаю, что это станет настоящим подарком юным зрителям. Приехав в Бурятию, через короткое время я решил создать программу «Да здравствует опера!» — и народ повалил на нее. Хочется сделать нечто подобное и вызвать удивление, чтобы на театральной афише появились новые имена, а давно забытые произведения обрели вдохновляющее звучание.

— 1 декабря состоялся концерт к 90-летию выдающегося композитора Родиона Щедрина, с которым вы знакомы лично. Расскажите о нем.

— Этот удивительный человек удостоился не единственной награды и обрел творческое долголетие. Он правильно воспользовался своим даром от Бога — колоссальным музыкальным талантом: бесконечно развивал слух, голос и беглость пальцев, стал пианистом, композитором и общественным деятелем. В его жизни была поистине восхитительная женщина — Майя Плисецкая, которая вдохновила на прекрасные балеты. До сих пор помню звуки «Кармен-сюиты» (16+), царапавшей сердце. Родион Щедрин создал собственный язык. Он написал «Три сольфеджио», сделав из рабочего функционального материала редкое театральное сочинение, и концерт №1 для фортепиано с оркестром, который соединил глубокие размышления о судьбе страны с озорными частушками, не оставляющими в покое и поднимающими с кресла. На творческом вечере выступили наши солистки Ольга Жигмитова, Наталья Якимова и другие артисты, студенты колледжа искусств им. П.И.Чайковского. Всего на сцене собрались около ста человек. Надеемся, что Родион Константинович посмотрит видеоматериалы с концерта и даст отклик о нем.

— Остались считанные месяцы до «круглой даты» для нашего региона. Пишет ли Баир Дондоков национальную оперу к 100-летию юбилея Республики Бурятия? И существуют ли альтернативные ей варианты?

—   Он — человек добросовестный. Работа продолжается, но на сегодняшний день находится в таком состоянии, что о завершенном результате говорить не приходится. Наш ответ к юбилею Бурятии —  это опера «Бальжан Хатан» (6+), где классическая бурятская легенда переплетается с замечательной литературной основой и чудным бурятским языком, которым просто наслаждаешься. Получился увлекательно поставленный спектакль с прекрасно сделанным либретто и интересно написанной музыкой.

— Бытует мнение, что в театр стало ходить много молодежи. Что вы хотели бы сказать представителям этого поколения?

— Театр раздвигает наши представления о нас же самих. Слушая оперу и смотря балет, девчонки и мальчишки сумеют почувствовать, что могут жить на Земле духовно-богато, становиться людьми в высоком смысле этого слова. А потому, цитируя классика: «Ступайте в театр, живите в нем». И вы поймете: жизнь — гораздо шире и богаче того, что можно увидеть в ТикТоке.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 7 декабря 2022

Заголовок в газете: Музыка – язык для разговора с богом

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру