Накануне, 3 октября, в Молодежном художественном театре столицы Бурятии прошел пресс-показ нового спектакля «На грани слез» (16+) режиссера Владимира Витина. А в ближайшие четыре дня – с 4 по 7 октября – состоятся его премьерные показы в очередном театральном сезоне. И если вы, подобно шекспировскому Гамлету, размышляете, идти туда или не идти, я приведу аргументы в пользу первого варианта. Ибо настолько хороших вещей, тем более на сцене камерного театра, не видела давно.
Осторожно, спойлеры!
Итак, премьера по пьесе с интригующим названием «Я была дома и ждала, чтобы дождь пришел» писателя Жана-Люка Лагарса – «французского Чехова» (чье имя не полощется на транспарантах, но находится на слуху у искушенных театралов) длится 1 час 30 минут и занимает одно действие. А разворачивается оно в доме, где живут пять женщин – бабушка, мать и три дочери.
Все они скорбят по своему внуку, сыну, брату, которого из дома выгнал собственный отец много лет тому назад, и ждут его, несмотря ни на что. Сам же «блудный» родственник присутствует здесь как фантом, но ощутимо и явственно. Каждая из героинь лелеет свою обиду на него, но и вину перед ним. Их пространные монологи и сбивчивые диалоги напоминают поток сознания, однако лишены намека на спонтанность и выверены до стерильности.
Три поколения женского одиночества делятся искренними переживаниями и сокровенными воспоминаниями друг с другом. Но томительное ожидание мужчины, который вернется и, подобно супер-герою, спасет всех от самих же себя – это история бездействия. Банальное существование становится подлинной жизнью тогда, когда достигает эмоционального катарсиса.
И вот пять женщин, которые метались в ограниченном пространстве, словно раненые птицы в клетке, вырываются на свободу. Они являют себя в светлых одеяниях вместо темных и сплетают не мрачное ложе из черной ткани, а символичных младенцев – из белой. Пожалуй, данная сцена – главное олицетворение победы жизнью над смертью. «Вы знаете, что такое пытка надеждой? После отчаяния наступает покой, а от надежды сходят с ума», – писала великая поэтесса Анна Ахматова. В тот миг, когда, казалось бы, наступает отчаяние, происходит прощание с прошлым, и рождается готовность к будущему, возвращается тот, кого ждали долгие годы – убеленный сединами и преклонивший колени возле зажженной свечи. А вот живой или мертвый – остается догадываться.
В этом экзерсисе, сперва непонятном, а после – затягивающем и завораживающем, прекрасно все – от костюмов и освещения до игры и пластики, отработанной под чутким руководством Евгении Герасимовой, до музыкального оформления, пробирающего до мелкой дрожи, и декорационных решений, прекрасных в своем минимализме.
Актриса Алла Натансон признается: с несколько абсурдистским текстом, сочетающим повторы белого стиха, работать было сложно. Но постепенно к нему удалось привыкнуть и открыть удивительные глубины. «Моя героиня – мать, которая ждет, – рассказывает народная артистка РБ. – И ждать нужно. Нужно верить, вопреки всему. Особенно в нынешнее время».
Директор и режиссер МХТ Артем Баскаков солидарен: тема безвозвратной потери очень важна и нужна сегодня.
– В новом спектакле про произведению Жана-Люка Лагарса – первооткрывателя драматургического языка для Франции – прослеживаются аллюзии от пьесы «В ожидании Годо» ирландского писателя Сэмюэля Беккета, – рассказывает он. – Надеюсь, наша постановка ударит током, «попадет» в сердце зрителя, затронет струны его души. И зритель будет анализировать увиденное еще несколько месяцев, разгадывая спрятанные там загадки.
Возрастной ценз: 16+