Одна из них — искусствовед, эксперт Юмжана Батомункоева, которая занимается исследованием традиционных бурятских орнаментов в современном искусстве. Юмжана окончила кафедру культурологии и искусствоведения ВСГИК по направлению «Теория и история искусств», в настоящее время преподает в ДШИ №8. Она рассказала читателям «МК в Бурятии» много интересного про область своего профессионального увлечения.
— Объектом моих исследований стали бурятские орнаменты, принципы орнаментальной композиции ярчайшего представителя старобурятской живописи «буряад зураг» Лубсана Доржиева, творчество современного художника-орнаменталиста Владимира Банзаракцаева. Орнаменты, как традиционное бурятское искусство, важно сохранить, что сегодня крайне актуально.
Народный художник Бурятской ССР Лубсан Доржиев внес бесценный вклад в развитие изобразительного искусства Бурятии. Он — художник-самоучка, который не просто фиксировал памятники искусства прошлого, а создавал произведения нового национального бурятского искусства, которое он назвал «буряад зураг». Например, изображения женского седла, комплектов мужских и женских серебряных украшений, шэрдэг (войлочных ковров), резных барельефов и карнизов дацанов, мотивы орнаментов абдара (сундука) и жанровые сцены представляют собой законченные декоративные композиции. Декоративные панно Лубсана Доржиева представляют орнамент в «чистом виде». Его орнаменты возрождают традиционное бурятское искусство.
У Владимира Банзаракцаева оригинальные орнаментальные композиции созданы в стиле традиционного бурятского орнамента и смешением новых стилей, потому как он изучил старинные орнаменты и создал собственные законы построения традиционного орнамента. И поэтому его композиции олицетворяют синтез бурятских традиций и современности.
— Можно ли говорить, что орнамент утрачивает свою самобытность? И что означают орнаменты?
— Наш орнамент является важной частью культурного наследия и художественной традиции бурятского народа с его уникальными мотивами и формами, отражающими глубину исторических и культурных традиций. На него оказали влияние и другие культуры. Каждый элемент орнамента несет определенное значение, это носитель культурной информации или ее код. Многие узоры могут символизировать природу, животных или космические явления, подчеркивая связь человека с окружающим миром. В бурятском орнаменте преобладают геометрические и растительные мотивы. Такой узор используется в народном костюме, украшениях, утвари и подчеркивает его практическое значение. Ведь орнамент не только украшает предметы, но и придает им особую значимость, связывая их с традициями и обычаями. В этом контексте он становится средством самовыражения и идентификации народа. Исследование бурятского орнамента открывает новые горизонты в понимании культурной самобытности бурят и их художественного мышления и может способствовать сохранению и популяризации традиционного искусства в современном обществе. Что касается самобытности, то крайне остро сегодня стоит вопрос сохранения традиций старобурятской живописи, как «буряад зураг». «Буряад зураг» — это уникальное сочетание приемов бурятской буддийской танка, орнамента, цветовых сочетаний и технологии изготовления красок. Переданные данным видом искусства сюжеты народной жизни и мифологии представляют целый пласт духовной и материальной бурятской культуры. Но за годы советской эпохи многие традиции были практически прерваны. Сегодня старобурятская живопись «буряад зураг» вызывает большой интерес у современного зрителя. К сожалению, немногие мастера обладают достаточными знаниями для работы в виде живописи, как «буряад зураг», а старые мастера-художники уходят, не успев передать свой опыт молодым. Однако есть художники по старобурятской живописи, которые для сохранения традиции проводят мастер-классы.
— Какие мероприятия проводятся в Бурятии для сохранения и популяризации бурятского орнамента?
— В 2021 году совместно с республиканским центром народного творчества мы провели выставку-конкурс современного бурятского орнамента «Связующая нить». Этот проект был моей дипломной работой, в нем приняли участие более 20 человек: профессиональные мастера и учащиеся средних и высших учебных заведений. В экспозиции было представлено 35 работ различных направлений: картины, панно, изделия декоративно-прикладного искусства. Выставка стала ярким событием не только для участников конкурса, но и для посетителей. Думаю, стоит развивать это направление, чтобы привлечь талантливую молодежь.
Студенты творческих прикладных направлений подготовки должны уметь проводить искусствоведческий анализ работ именитых художников, чтобы развивать насмотренность и понимать принципы применения орнамента в современном дизайн-проекте, этномоде, полиграфии, старомонгольской каллиграфии, цифровых технологиях. В создании, например, национальных логотипов, символов часто используются доступные для всех в Интернете узоры. Но нужно знать, что бурятские узоры тоже изменялись под влиянием монгольского, тюркского искусства и других культур. В этом плане необходимо быть внимательным и более глубоко изучать историю, традиции бурятского орнамента.
Современных художников отличает индивидуальный подчерк, в котором есть плюсы, когда молодые таланты проявляют интерес к своим корням, но есть и минусы, когда нужно не утратить народный компонент, а продолжить его, сохранив старинный почерк, но дополнив его современным видением. Мне хочется добавить, что наша бурятская культура очень самобытна и уникальна, сохраняя ее для будущих поколений, мы сохраняем связующую нить между прошлым и будущим. Ведь культура объединяет людей и дает им чувство принадлежности к чему-то большому, поэтому так важно беречь и ценить свою родную культуру, которая делает тебя тем, кто ты есть, и помогает миру стать более разнообразным и интересным.
— Какие методические пособия есть сегодня по бурятскому орнаменту?
— Тема бурятского орнамента специфичная, но она применяется во всех жанрах современного искусства и достойна того, чтобы ее исследовали. В библиотеке можно найти самое популярное издание Е.А.Баторовой «Бурятский орнамент XVIII-XХ веков». Автор классифицирует орнаментальные мотивы как геометрические, растительные, зооморфные, тератологические и мотивы, основанные на изображении сил природы, эпиграфические, буддийские, космологические. Примером по созданию национальных логотипов может стать творчество известного художника Цыбыкжапа Цыдыпова из Агинского Бурятского округа. Его символы отличает лаконичность, а каждый элемент имеет глубокое значение.
Я уверена, что созрела необходимость для создания современного методического пособия для художников, дизайнеров, всех, кто интересуется бурятским традиционным узором. И учащихся художественных отделений необходимо знакомить с творчеством художников Бурятии, занимающихся искусством создания орнамента, бурятской живописи. Это важно для молодежи для того, чтобы они впитывали в себя все традиции и красоту национального бурятского колорита. Время скоротечно, мы живем в мире «цифрового искусства», «креативных индустрий» и важно не утратить свою бурятскую идентичность с ее местом в этом мире.