Рынок ждет перемен
На улан-удэнском авторынке на ул. Приречная сложились те же тенденции — вначале резкий рост спроса на праворульные автомобили из Японии, затем резкий рост цен и как следствие — глубокая стагнация.
После обрушения курса рубля в феврале-марте цены на праворульные иномарки в Улан-Удэ выросли в среднем в 1,5-2 раза. Правда, после установления во многом нерыночного низкого курса доллара цены на иномарки в Улан-Удэ несколько снизились, однако несущественно. Например, десятилетние автомобили Toyota Corolla реализуются на рынке в среднем за 1,2-1,3 млн рублей, гибридные Toyota Prius 2008-2011 гг. — за 900 тыс. — 1 млн 100 тыс. рублей. А пятилетние Toyota Camry предлагаются по цене от 2 млн рублей.
— В феврале-марте у нас были хорошие продажи, люди стремились спасти свои рубли от обесценивания. Однако с апреля все идет очень туго, покупатели не могут переварить те цены, которые установились на рынке, — говорит Сергей, продавец авторынка на Приречной. — Цены начали немного корректироваться вниз по некоторым моделям, но в целом они держатся.
По словам продавца, среди покупателей в основном это жители районов, военные, которым начали давать существенные материальные выплаты, а также из других регионов.
Ведь если раньше на «праворульки» россияне в основном смотрели косо, то теперь на фоне закрытия автозаводов эти машины стали пользоваться повышенным спросом. Неслучайно на автодороге «Улан-Удэ — Иркутск» замечено большое количество перегонщиков японских иномарок. Тем не менее, по словам продавца, рынок находится в режиме ожидания. Поставки из Японии в марте шли крайне нерегулярно по причине сбоев логистики и трудностей в оплате товара, проводимой через японские банки. Пока наши торговцы пользуются запасами приморского авторынка «Зеленый угол», который в начале года сумел завезти в РФ рекордное количество праворульных автомобилей. Причем появились слухи о том, что автомобили с пробегом по РФ в Приморье умудряются делать «беспробежными», скручивая не только спидометры, но и делая им новые документы для перепродажи.
Впрочем, если подержанные «праворульки» все-таки поступят на рынок Улан- Удэ, то вот с более дорогими автомобилями, например, Lexus, проблем только прибавилось. Напомним, с начала года Япония запретила экспорт в Россию автомобилей премиум-класса. В перечень запрещенных попали популярные в Бурятии внедорожники «Лексус» и «Тойота Ленд Круизер» стоимостью свыше $50 тыс. Сообщают, что на границах России скопились тысячи уже оплаченных покупателями машин этих марок, которые никак не могут попасть в страну.
Сумасшедшие цены
Неслучайно цены на Lexus подскочили до небес, включая и подержанные автомобили. Так, на электронных торговых площадках Бурятии можно увидеть объявления такого типа: «Продажа Lexus LX570, 2021 г., в Улан-Удэ. 18 500 000. Нормальная цена».
Однако нормальными такие цены назвать трудно. Ведь доллар и евро упали почти до уровней начала февраля 2022 года, к тому же на японских аукционах снизилась цена машин в иенах. Тем не менее дефицит есть дефицит! И если покупатели готовы платить такие деньги за подержанную машину, то почему бы не накинуть лишних пару-тройку миллионов сверху? Судя по всему, некоторые продавцы обогатились на росте цен. Как говорится, кому война, а кому мать родна.
Добавим, что в Улан-Удэ практически вся линейка премиальных моделей, начиная от Lexus RX350, демонстрирует резкий рост цен по сравнению с другими «тойотовскими» марками. Соответственно подорожали и запчасти к Lexus. Если для обычных «тойот» запасные части подорожали в среднем в 2-3 раза, то для премиальных марок — в 10 раз! Естественно, что желающих покупать по таким сумасшедшим ценам японские иномарки становится все меньше.
Китайцы идут
А когда падение доходов и углубление экономического кризиса, скажем, к лету- осени, достигнет апогея, автомобилисты свои взоры устремят на Китай.
— Япония сама отдала российский рынок китайцам, наступает эра доминирования китайских машин в Бурятии, — нехотя соглашаются продавцы на авторынке.
В Бурятии уже растут продажи кроссоверов Cherry Tiggo. Минимальная стоимость машины начинается от 2 млн рублей, хотя в реальности со всеми «наворотами» в зависимости от комплектации она обходится дороже. Как сообщили в улан-удэнском автосалоне Cherry, спрос на кроссоверы резко вырос, увеличились и сроки доставки некоторых моделей — до 3 месяцев.
В целом, по данным ассоциации европейского бизнеса, в марте на фоне падения продаж европейских и японских марок по стране резко выросли продажи китайских иномарок. Так, в январе-марте было продано 8 311 автомобилей китайского бренда Haval, что на 27% больше, чем за тот же период прошлого года. Haval — первый китайский бренд, попавший в ТОП-10 продаж в России. Производство автомобилей этой марки развернуто в Тульской области с потенциальной мощностью выпуска до 80 тыс. штук в год.
Китайцы активно завоевывают автомобильный рынок России. И если в 2022 году экспорт японских иномарок не восстановится, то покупатели окончательно переориентируются на китайские автомобили.