Контрактник, в драке с которым погиб житель Улан-Удэ, остался на свободе

Уголовное дело закрыли из-за отсутствия состава преступления

— И ведь даже суда не было, — отрешенно говорит Евгения Васильцова. — Хоть бы одно слушание провели. Хоть разок посмотреть этой твари в глаза. Я даже не видела его ни разу. А из-за него моего сыночка не стало.

Уголовное дело закрыли из-за отсутствия состава преступления
Игорь Васильцов всю жизнь страдал гемофилией, друзья оберегали его от драк.

В мае прошлого года сын Евгении — 23-летний Игорь погиб после драки с контрактником-ефрейтором из военной части на станции Дивизионная. Спустя 9 месяцев следствие разродилось решением — уголовное дело в отношении военнослужащего (на тот момент уже бывшего) прекратить за отсутствием состава преступления. В двух словах — ефрейтор был вынужден применить самооборону, так как действия Васильцова угрожали его жизни. Поэтому он (ефрейтор) ни в чем не виноват.

Родителям Игоря прислали соответствующую бумагу. Евгения Васильцова говорит, что она была настолько шокирована, что впала в транс и три дня ничего не слышала и не чувствовала. И даже думала «уйти вслед за сыном».

— Думали, что делать. Самосуд вершить — это неправильно, — признается мне Евгения. — Мы взрослые люди. Но ведь человек погиб. Какое-то наказание, хотя бы административное, виновный же должен понести. Как так получилось-то?

Теперь в квартире Васильцовых нет ни одной фотографии Игоря. Глава семьи Виктор убрал все с глаз подальше — до сих пор в семье слишком много боли.

Умер на руках родителей

О гибели Игоря Васильцова «МК в Бурятии» писал в июне прошлого года. В ночь с 20 на 21 мая парень случайно встретился с четырьмя контрактниками, выпивавшими около продуктового магазина на станции Дивизионная. С одним из них, ефрейтором Виктором Ивановым (имя изменено — прим. авт.), у Васильцова случился конфликт, переросший в драку. В ходе потасовки ефрейтор пнул парня военным ботинком в живот. Васильцов смог дойти до дома, но умер там через несколько часов — практически на руках у своих родителей. Ситуацию обострило то, что у парня была наследственная гемофилия (несвертываемость крови). Об этом знала вся Дивизка, поэтому Игоря из любых драк всегда вытаскивали — даже царапина могла привести к тяжелым последствиям. После стычки с ефрейтором у Васильцова началось внутреннее кровоизлияние, он потерял около 1,4 литра крови. Врачи сделать ничего не смогли.

Эта трагедия обострила и так напряженные отношения между гражданским населением Дивизки и контрактниками из ближайшей военной части. На них тут жалуются регулярно — то они оскорбили пассажиров в маршрутке, то приставали к девушке, то спровоцировали ДТП. Недавнее заявление военных о том, что они хотят снести сотни частных домов в низинном районе Дивизки (те мешают проезду техники на полигон), эту нелюбовь только подогрела.

— А ведь там тысячелетиями стоят дома, там не одно поколение выросло! — восклицает продавщица местного магазина Людмила. Она возмущена (хоть речь идет не о тысяче, а о паре десятков лет). — Огороды, теплицы, гаражи… У меня подруга в двухэтажном коттедже на той улице живет.

Наш разговор с Людмилой происходит в конце марта, еще до введения режима самоизоляции. Но на улицах Дивизки уже мало народу. Кажется даже, что здесь вообще живут не люди, а бродячие собаки. Бездомных псов — огромное количество. Трое из них, поджарые полуовчарки, берут меня в кольцо, пока я иду от своей машины к дому Васильцовых. Я искренне прошу псов не нападать, они нехотя отступают.

С ног на голову все перевернули

Вначале уголовное дело по поводу гибели Васильцова завел Следком Бурятии. Тогда официальные органы заявили, что никакого ефрейтора в момент конфликта не было. При этом Иванова допросили через два дня после трагедии — в качестве подозреваемого.

— Драка была, но в ней участвовали только два местных жителя, — такой комментарий пришел «МК в Бурятии» от пресс-службы Следкома РБ в июне прошлого года. — Военные не присутствовали. Повод для выяснения отношений — бытовой. Один из участников драки получил травмы, несовместимые с жизнью. Сейчас ведется следствие. Потом ситуация поменялась. В начале августа дело изъяли и отправили по подследственности в военно-следственный отдел (ВСО) по гарнизону Сосновый бор. В конце августа — документы перешли во второй ВСО ВСУ СК России по ВВО. Если расшифровать полностью — во второй военно-следственный отдел военного следственного управления Следственного комитета РФ по Восточному военному округу. А 18 сентября в отношении Виктора Иванова возбудили уголовное дело. В качестве меры пресечения ему избрали подписку о невыезде.

Отметим, что Васильцов погиб в ночь с 20 на 21 мая. А уже 29 мая ефрейтор Иванов уволился из военной части. Там он служил почти три года.

— Последний раз следователь к нам приходил до Нового года, — говорит мама Игоря. — Сказал, что до Нового года все разрешится. Мы его спрашивали, что будет с Ивановым. Он ответил — получит по заслугам. А в марте получили вот эту вот бумагу. Как-то извратили все… С ног на голову все перевернули.

Ребята кучкуются, беспредельничают

Я читаю постановление о прекращении уголовного дела, которое прислали Васильцовым, и узнаю подробности той трагической ночи. Вот, например, какие показания давал сам ефрейтор Иванов:

— Мы с тремя сослуживцами распивали пиво… К нам подошел парень, назвался Игорем… Мимо проходил незнакомый парень, он поздоровался с Игорем. Когда я протянул руку для приветствия, он ударил меня лбом по голове и заявил: «Контрабесы, вы обнаглели, ходите по нашей земле, нам не платите». В ответ я пояснил, что в их дела не лезу. Парень отозвал меня в сторону, нанес три удара кулаком в левую щеку и сказал: «Куда ты денешься, все равно будешь башлять, не таких ломали». Когда парень ушел, Игорь в блатной манере стал предлагать мне «крышу». И сказал: «Будешь отдавать 2 000 рублей в месяц. Если откажешься, будешь отдавать 35 процентов от зарплаты»… Пригрозил физической расправой. Я попытался скрыться, Игорь шесть раз ударил меня кулаком».

На похороны Васильцова собралось около 300 человек.
Евгения Васильцова не может поверить, что человек, в драке с которым погиб ее сын, остался на свободе.

Далее Иванов подробно описывает драку. И заключает в конце: «Я нанес Игорю всего два удара по лицу и то после того, как тот ударил первым. Более я его не бил, в том числе, и в живот, и ногами не пинал».

Сослуживцы Иванова подтвердили, что Игорь вымогал у ефрейтора деньги. И в один голос сказали, что не видели, как Иванов бил берцом парня в живот. Но об этом сообщили другие свидетели, видевшие драку. Такой же вывод сделал судмедэксперт, проводивший вскрытие.

— Ваш Игорь занимался вымогательствами? — прямо спрашиваю маму Васильцова.

— Нет, конечно. Эта история про вымогательства позже вылезла, сначала про нее речи не было. Я в это не верю. Да, у нас тут есть ОПГ, как говорится. Ребята кучкуются, беспредельничают. А где их нет? Но Игорь вообще не криминальный человек. Однажды было дело, ему было 17 лет, Игоря втянули в такую группировку. Но мы его оттуда выдернули. Больше он в этом не участвовал. Это сто процентов. Сын работал всегда — водителем, грузчиком, охранником…

Это бетонная стена, как ее сломать?

События той ночи уже тяжело восстановить. И сложно сказать, были ли вымогательства или нет. Но есть несколько точных фактов. Смерть Игоря спровоцировали две вещи — во-первых, в начале драки у парня произошел разрыв селезенки. (По версии следствия, это случилось, когда он упал спиной на металлическое ограждение возле магазина). Во-вторых, Иванов ударил Игоря ногой в живот, после чего у Васильцова случился разрыв брыжейки тонкого кишечника и левой ветви верхнебрыжеечной артерии. Все три повреждения считаются тяжкими для здоровья, и все три вместе с обильным кровотечением и привели к смерти парня. Выделять какое-то одно в качестве главной причины гибели судмедэксперты не стали.

Следователи подробно расписали драку Иванова и Васильцова. И сделали вывод, что ефрейтору пришлось защищать свою жизнь.

— Инициатором конфликта был Васильцов, — говорится в заключении. — Из статьи 37 Уголовного кодекса РФ следует, что не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося. И это правомерно, если не было допущено превышение пределов необходимой обороны. Противоправные действия Васильцова создали реальную угрозу для жизни Иванова. При данных обстоятельствах действия Иванова по причинению вреда Васильцову не являются преступлением, и их следует рассматривать как правомерную защиту. При этом признаки превышения пределов самообороны отсутствуют. Поэтому уголовное дело в отношении Иванова следует прекратить в связи с отсутствием в его деянии состава преступления.

— Нам советуют подавать гражданский иск в отношении Иванова, — размышляет Евгения Васильцова. — Не знаю, наверное, нужно сделать. Мы-то и адвоката не брали, даже и не знали, что он понадобится. Надо подавать иск. Но как против них переть-то! Мне кажется, это такая бетонная стена…Не сломаешь ее….

Комментарий

Виталий Хонихоев, юрист:

Даже на первый взгляд, без знакомства с материалами дела становится ясно, что следствие оставило много вопросов. Я почитал постановление о прекращении уголовного дела, могу сказать, что есть и пробелы, и нестыковки. Например, разрыв селезенки у Игоря не мог произойти от падения на спину. Это должен был быть удар такой силы, что у парня раздробился бы позвоночник и случился бы разрыв почек. Все же осталось цело. Из этого понятно, что травму парень получил от удара в мягкие ткани живота.

Указано, что, упав спиной на железную оградку, Васильцов нанес себе тупую травму живота. Как можно нанести травму живота, если человек упал спиной назад? А ведь это пишет эксперт. Следовательно, не исключено, что в материалах можно обнаружить нарушения, которые приведут к возобновлению уголовного дела.

Я советую родителям обжаловать постановление о прекращении уголовного дела и идти к адвокатам. Что касается гражданского иска, то до тех пор, пока в постановлении о прекращении фигурируют слова «правомерная оборона», такой иск бесперспективен.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №15 от 8 апреля 2020

Заголовок в газете: Беспредел самообороны

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру