Факт применения насилия к должностному не нашел адекватной оценки со стороны следственных органов. Зато под уголовное преследование попал сам Красиков, которого обвинили в превышении должностных полномочий.
Подробности тех событий Сергей Красиков поведал корреспонденту «МК в Бурятии».
- Ночью с 3 на 4 октября 2020 года на территорию Алтачейского заказника проник автомобиль, о чем с одной из фотоловушек поступило оповещение, - вспоминает Сергей. - Мы втроем - с отцом и братом прибыли на место и обнаружили УАЗ-496, который был заглушен. Я приступил к задержанию и громко скомандовал: «Работает служба охраны! Всем выйти из машины, руки держать на виду!». Но никто не вышел.
Более того - сидевшие внутри оказали сопротивление. Вспыхнули фары, ослепив Красикова, и внедорожник подался вперед, едва не сбив его. Инспектор стал уходить от столкновения, но автомобилем зацепило его по касательной с правой стороны, причинив увечья.
Увидев инспекторский транспорт, идущий навстречу, находившиеся в салоне погасили свет и, отъехав метров на семьдесят, принялись выпрыгивать наружу. Выдалась лунная ночь, и происходящее было видно, как днем. Брат с отцом продолжили погоню на служебном автомобиле, а Сергей Красиков - на своих двоих, со сломанной рукой, превозмогая боль. В итоге они задержали пятерых человек, которые охотились на копытных животных, методом «лучения» - ослепление ярким светом с последующим отстрелом оцепеневшего зверя. Огнестрельное оружие обнаружилось в УАЗике с двумя тушами двух косуль. Ущерб, нанесенный природе, составил 80 тысяч рублей.
- Мы вызвали сотрудников МВД, которые оформили протоколы на задержанных. У кого-то из них обнаружили ссадины с кровью, очевидно, полученные при выпрыгивании на каменистую поверхность. Там же нашли слетевшие шапки. На серьезные увечья не жаловался никто, да и полицейские ничего по этому поводу не сказали, - продолжает Красиков. - Я тоже зафиксировал свои повреждения и обратился в Центральную районную больницу, где мне сделали снимок, провели обследование и диагностировали ушиб головы и перелом руки. Когда сняли гипс, она все еще болела и до сих пор болит при малейшем движении, как выяснилось, из-за скапливающейся жидкости.
Несмотря на травмы, полученные государственным инспектором, уголовное дело на браконьеров заведено не было, утверждает Красиков. Пришел отказ, хоть информационно-аналитический центр поддержки заповедного дела министерства природы РФ и привлекал внимание к случившемуся через уполномоченные инстанции.
Зато спустя несколько месяцев уголовное дело было возбуждено в отношении самого Сергея. 6 марта 2021 года, приехав домой со службы, он увидел белевшую в почтовом ящике бумажку, оказавшуюся письмом из следственных органов.
Как гласила копия постановления Мухоршибирского межрайонного следственного отдела СУ СК РФ по РБ, дело заведено «по признакам преступления, предусмотренного пунктом «а» части 3 статьи 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с применением насилия или угрозой его применения)». Браконьеры заявили, что не сбивали Красикова, и что это как раз Красиков избил одного из них - сломал ребро, разбил губу и голову в нескольких местах. Браконьеры подали соответствующее заявление и дело в отношении инспектора было сразу же возбуждено.
- Я не применял физического воздействия, все действия производил в рамках закона, - утверждает госинспектор. - Пострадавшим оказался тот, у кого я отбирал оружие, и кто взял всю ответственность на себя, хотя действовали они группой лиц. Остальные проходят свидетелями: кто-то отправился за валежником в три часа ночи, кто-то - в туалет за семь километров от цивилизации, в лесной массив. Этот Р. пытается уйти от наказания и выставить виновным меня - видимо, подучили. Деньги и власть решают все.
Сотрудник Байкальского заповедника предполагает: за браконьерами стоят влиятельные покровители. Ведь те, по словам порядочных охотников - тарбагатайских мужиков, «затерроризировали» леса лучениями и торговали мясом добытых зверей не для личных нужд, а на продажу.
Сейчас любители незаконной охоты меняют показания третий раз, накручивая обвинения до стрельбы и битья прикладом. Как один инспектор умудрился проделать все это с пятерыми мужчинами - тайна за семью печатями.
Сегодня инспектору Алтачейского заказника грозит от 3 до 10 лет лишения свободы. Но он не намерен сдаваться: «Будем бороться, нанимать адвокатов, доказывать, как события происходили в действительности. Жаль, что на момент задержания сел видеорегистратор от низкой температуры: на улице было около 20 градусов мороза».
Сегодня же, 9 марта, Следком Бурятии опроверг информацию об особом статусе браконьеров и рассказал, что с их слов, инспектор внезапно выскочил из-за кустов и стал стрелять первым.
- Сергея Сергеевича пока не вызывали на допросы. Ход движения дела нам неизвестен. Но мы начинаем кампанию, чтобы привлечь внимание к этому делу. Не знаю, на что рассчитывают задержанные, - комментирует заместитель директора по лесохозяйственной деятельности Байкальского заповедника Сергей Ткач. - Подождем, когда начнутся первые допросы. Следствию удобно идти по пути, которое не требует особого сопротивления. Как по накатанной колее. Вот нарушители говорят о том, что инспектор напал на одного из них. Чтобы их слова опровергнуть, надо провести следственные эксперименты, еще что-то. Будет ли это происходить? Посмотрим.
Чтобы на инспектора завели уголовное дело – это в первый раз за всю практику, отмечает Ткач. Такой ситуации не было. «Все фигуранты в один голос говорят, что Красиков избивал прикладом ружья того самого пострадавшего. Но представьте, если инспектору только что сломали руку, как он может ударить. Машина нарушителей пыталась скрыться не по дороге, а по лесу, по оврагам. Мужчины выпрыгивали из нее на полном ходу, с двух человек даже шапки слетели. Травму можно было получить, как угодно. Когда полиция приехала на место, осматривали всех пятерых. Они поднимали руки, их хлопали по бокам, и про никакие травмы эти люди не заявляли. Хотя момент, казалось, был подходящий. Сейчас же у «пострадавшего» заявлен ушиб головы, ушиб губы и перелом ребра».
- Как часто бывает при задержании в заповедной зоне, эти люди сначала заявили, что они безработные. Когда их уже допрашивала полиция, места работы выяснились. Это не какие-то особые должности. Задержанные - группа единомышленников, земляков с Тарбагатайского района, которые с детства знали эти места. Но наверняка у них есть какие-то знакомства, связи. Про одного из них остальные сразу стали говорить, что он оказался в машине случайно и никакого участия в охоте не принимал. И он то же самое говорит. В результате этот человек проходит как свидетель. Хотя группа была вместе, вместе они пытались скрыться. Кстати, вначале полиция хотела из пятерых троих вывести в свидетели, а оставить в качестве обвиняемых только двоих. Но после нашего ходатайства дело было передано в следственный комитет. Теперь перед судом окажутся четверо. При попытке скрыться браконьеры сбили инспектора машиной, он получил травмы. При этом в возбуждении уголовного дела нам отказали. Мы предлагали применить статью «применение насилия в отношении представителя власти». Но - отказ. Заповедник дважды писал жалобы. Прокуратура района нас не поддержала, тогда мы обратились в прокуратуру республики. Там вроде движение пошло. Когда будет суд в отношении задержанных за незаконную охоту, пока неизвестно. Фигуранты дела с ним знакомятся. Но, скорее всего, все ограничится судебным штрафом. Ущерб незначительный, они его возместили. Но штрафы по статье немаленькие, они начинаются от полумиллиона рублей.
Я знаю хорошо Сергея Сергеевича, он работает уже 10 лет у нас. Лишнего никогда не сделает. Я просматривал несколько часов протоколов, которые Красиков составлял летом. Он методично, хладнокровно, невзирая на наезды и грубости, вежливо разговаривает и держит себя в рамках. Это профессионал, не человек со стороны. В 2019 году Красиков прошел специальную подготовку в концерне «Калашников». Там как раз такие вопросы были – как быть, если задержанный оказывает сопротивление, как быть, если машина пытается скрыться. И очень много внимания там уделялось превышению пределов необходимой oбороны. Как себя вести, чтобы тебя потом не привлекли.