Депутаты должны решить, будут ли они рассматривать вопрос об отставке мэра Улан-Удэ

Что это за люди в нашей власти, всегда готовые развернуться флюгером в какую угодно сторону

На прошлой неделе сити-менеджер Улан-Удэ Александр Аюшеев написал заявление об отставке, уступив место Игорю Шутенкову.

Что это за люди в нашей власти, всегда готовые развернуться флюгером в какую угодно сторону
Фото: управление по информационной политике мэрии Улан-Удэ. Александр Иринчеев.

Положил на стол заявление об уходе с поста замглавы Советского района города Улан-Удэ по вопросам социальной сферы, он же главный политконсультант мэрии и личный друг мэра Бембя Чужаев. Непонятным осталось только, что происходит с самим мэром Александром Голковым, который, в отличие от мэра соседней Читы Анатолия Михалева, «еще вчера» исполнял свои обязанности, в добровольную отставку уходить не собирался, как и делать каких-либо заявлений для прессы.

По пути Лужкова

6 февраля в телепрограмме «Басаевлайф», как раз посвященной теме противоборства двух ветвей власти, негласный пресс-секретарь мэрии и телеведущий Бато Багдаев справедливо заметил, что отправить в отставку мэра не так просто, как кажется. «Отставка мэра возможна в пяти случаях. Первое — смерть. Второе — тяжелая болезнь. Третье — без вести пропал. Далее — добровольно написал заявление об увольнении. И, наконец, судебный акт, свидетельствующий о совершенном преступлении. Ни один из этих пунктов не соответствует нынешней ситуации, а, значит, никаких оснований поднимать этот вопрос на сессии у депутатов нет», — сказал Бато Багдаев.

Бато Багдаев.

У мэра Москвы Юрия Лужкова в 2010 году тоже не было ни одного официального повода для увольнения. Как вспоминал позднее Лужков в своей автобиографической книге «Москва и жизнь», однажды его вызвали в админиcтрацию президента. Возглавляющий тогда админиcтрацию Сергей Нарышкин сказал, что в последние месяцы мэр создает в прессе один сплошной негатив, и потому Лужкову надо написать заявление об увольнении по собственному желанию. Тот взял неделю на раздумье, после чего написал заявление, но якобы не об увольнении, а о своем политическом преследовании, после чего был уволен с формулировкой «в связи с утратой доверия».

Многолетний негатив в отношении Александра Голкова даже с участием федеральных СМИ, огромный антирейтинг, на фоне которого никого уже не волнуют экономические показатели, какими бы эффективными они ни были, более чем удобный повод для депутатов заявить о том, что доверие к мэру утрачено. Как свидетельствуют знатоки вопроса, чтобы на сессии 28 февраля заявить о недоверии, необходимо уже на этой неделе провести проект документа через все комитеты, однако никакого проекта до сего дня депутатам не отправляли.

Александр Голков.

Если же такой документ появится, все равно остается неизвестным, что выберет в этом случае Александр Голков. Возможно, это будет заявление об отставке по собственному желанию, как сделал это полтора месяца назад мэр Читы, передав все дела своему первому заму Андрею Ядрищенскому, но оставшись при этом депутатом Читинской городской думы.

Возможно, Александр Михайлович намерен уйти в глухую оборону (читай: болезнь), не появляться на публике до самых выборов, а в случае чего судиться, поднять скандал и выпустить в бой свое главное оружие в виде Бато Багдаева. Третий путь — принять отставку с единственно возможной на сегодня формулировкой «в связи с утратой доверия», при условии, что такая формулировка допускается уставом.

Сити-менеджер как подстава

13 февраля на официальном сайте мэрии появилось сообщение, что никакого заявления об увольнении от Голкова не поступало. Мэр ушел в очередной отпуск, а в мэрии идет усиленная подготовка к 49 сессии Улан-Удэнского горсовета депутатов, которая и должна ответить на все вопросы. Дела взял под свой контроль первый заместитель мэра Александр Иринчеев, зачем-то отключивший с прошлой недели свой мобильный. Но даже если бы мобильный работал, вряд ли Александр Дашиевич захотел пояснить, как уволить мэра, если он этого не хочет, а еще лучше — как уволить мэра, если этого хочет сити-менеджер, специально для этих целей замененный с Аюшеева на Шутенкова.

Александр Аюшеев.

«Общественность пока не видела приказа о назначении Игоря Шутенкова первым замом сити-менеджера. Неизвестно, подпишет ли Аюшеев этот документ», — кричал Бато Багдаев в эфире 6 февраля, явно намекая на то, что Александр Аюшеев как истинный «голковец» проявит твердость характера, но этого не случилось. Более того, тот факт, что до недавнего времени заместители сити-менеджера утверждались исключительно на сессии, а после внесения поправок прокуратурой сити-менеджер получил право назначать их самостоятельно, говорит о том, что захват власти в городе готовился и был фактически предрешен.

Олег Екимовский.

Бато Багдаев взывал к совести сити-менеджера напрасно. Уже 7 февраля стало известно, что руководитель городской администрации Александр Аюшеев не только подписал приказ об увольнении своего зама Олега Екимовского, назначении на его место Игоря Шутенкова, но и уже как будто дал согласие на назначение самого себя министром транспорта Бурятии. Пусть знающие люди клянутся, что 64-летний сити-менеджер почти на коленках просился на пенсию и вообще прочь из политики, факт остается фактом. В историю Александр Дашиевич войдет как человек, сделавший свое черное дело практически за тридцать сребреников.

Предать предателя

Захват кресла руководителя городской администрации удался, но его можно считать лишь первой частью операции. Даже если депутаты найдут повод переизбрать своего председателя, им нужен будет кворум, которым, видимо, и занимается в настоящий момент и.о. председателя Улан-Удэнского горсовета Александр Иринчеев.

К примеру, в Магаданской городской думе, которая, в отличие от Улан-Удэнской, состоит из 28 депутатов, первоначально действовал порядок, когда увольнение лиц, замещающих муниципальные должности, могло произойти не просто в связи с утратой доверия этих лиц. Необходимо также, чтобы за это решение проголосовало не менее 18 депутатов из 28. Недавно в этот порядок были внесены изменения, и теперь для отставки достаточно не 18, а 15 голосов.

Сколько голосов потребуется нашим депутатам, если знать, что ряды Улан-Удэнского горсовета с 30 поредели до 26 человек? Только в связи с «нехваткой кадров», например, осенью прошлого года депутаты приняли решение ликвидировать специально созданный в 2014 году под Михаила Степанова пятый по счету комитет — по градостроительству, муниципальному имуществу и землепользованию. Как известно, осенью прошлого года Михаил Степанов вместе с товарищем Геннадием Доржиевым покинули горсовет, выиграв выборы в Народный Хурал. Вместе с ними стал депутатом Народного Хурала и депутат-коммунист Анатолий Ковалев. Ушла работать на пост первого замминистра здравоохранения Бурятии депутат Наталья Бухольцева. Таким образом, для принятия решения Улан-Удэнскому горсовету необходимо набрать больше половины голосов (13+1), а возглавит оппозицию наверняка Александр Барданов, многозначительно заявивший недавно СМИ по поводу отставки Голкова, что «процессы идут».

Кто предаст Шутенкова

Нет сомнений, что 28 февраля в Улан-Удэнском горсовете найдутся и 14, и 18, и все 20 депутатов, готовых отстранить Александра Голкова от мэрства, так же, как шесть лет назад был отстранен Геннадий Айдаев. Говорят, тогда, в декабре 2012 года, Голкову пришлось даже уговаривать иных депутатов голосовать за Айдаева, чтобы тот не проиграл с убийственным для себя счетом и, шокированный произошедшим, чего-нибудь с собой не сделал (за Евгения Пронькинова тогда отдали голоса 14 депутатов, за Айдаева — 11). Не зря сразу после объявления результатов в кабинет к Айдаеву вместе с ним вынужден был пройти для беседы главный федеральный инспектор в Бурятии Александр Клочихин.

«Когда я позвонил Александру Михайловичу, он спросил только: ты со мной? Я сказал, конечно, я с вами», — рассказывал в телеэфире Бато Багдаев, не подозревая, что, возможно, он один и остался с Голковым, а его собственные дни в эфире муниципального телеканала сочтены. Если против Айдаева голосовали депутаты, всецело обязанные ему карьерой и бизнесом, кому он искренне доверял и рассчитывал на поддержку, то что говорить о Голкове, в команду которого они вступили уже крупными землевладельцами, состоявшимися бизнесменами и опытными политиками.

Игорь Шутенков.

Вопрос, однако, заключается в том, что это за люди оказываются в нашей власти, готовые в случае чего развернуться флюгером в какую угодно сторону. Как будут голосовать нынешние отцы города в лице замов мэра Александра Иринчеева и Алексея Хандархаева, председателей комитетов Валерия Амагырова, Дмитрия Беспалова и, конечно, Сергея Супони. По сути, кроме Батодалая Багдаева, несмотря на всю шумиху, никто из вышеперечисленных не посчитал нужным даже высказать свою позицию по этому поводу. Ощущение такое, что приди завтра на место Голкова Шутенков, при первом же удобном случае народные избранники, не задумываясь, сделают то же самое, подставив под удар и многомиллиардные проекты, и самого Шутенкова, и всю команду Бурятии, если она есть.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 20 февраля 2019

Заголовок в газете: И ты, Брут!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру