Участники БОФ в Бурятии: «Желательно два раза в год!»

О чем говорили и что решили на Байкальском образовательном форуме в Бурятии

На минувшей неделе Бурятия превратилась в дискуссионную площадку федерального масштаба, центр обсуждения стратегических решений для целой страны, привлекая внимание федерального центра и получая поддержку в решении локальных проблем.

О чем говорили и что решили на Байкальском образовательном форуме в Бурятии
Гости форума с Алексеем Цыденовым.

Здесь прошли всероссийский семинар Гос-технадзора и молодежный медицинский форум. Команда агентства стратегических инициатив (АСИ) республики провела совет по улучшению инвестиционного климата, ознакомилась с туристической инфраструктурой региона и пообещала поддержку его ключевым турпроектам.

Еще одним важным событием для всей России стал VII международный Байкальский образовательный форум. Обсудить его отнюдь не праздную тематику – «Качество образования: диалог с обществом» – съехались более тысячи человек из 47 субъектов – международные и российские эксперты, педагогические работники, представители власти. С 15 по 17 августа специалисты подняли насущные проблемы в сфере образования и наметили глобальный план по ее развитию. Коротко о главном – в материале «МК» в Бурятии».

О масштабе форума

И в первый день на пресс-конференции, и в третий на итоговом пленуме глава Бурятии Алексей Цыденов подчеркнул: это мероприятие имеет актуальность и значимость не только для республики, но и для России, и целого мира. БОФ уже приобрел статус международного благодаря широкому составу участников и не менее широкому спектру вопросов. Ключевые из них — новые требования к учителям и ученикам при постоянно меняющихся запросах, поиск баланса между правильным образованием и правильным же воспитанием и закладывание условий для полноценной самореализации.

Об этом и поговорили иногородние и иностранные гости вместе с бурятскими коллегами на форсайтах и воркшопах, «круглых столах» и дискуссионных площадках. Поездки, полемики и доклады не прошли зря: форумчане обменялись опытом, набрались впечатлений, а еще научились лепить буузы, пить чай с молоком и танцевать ехор.

Об обучении в Бурятии

— Нам посчастливилось участвовать в поездке по Селенгинскому району и ознакомиться с его образовательной системой, — поведала замминистра образования Пензенской области Лилия Чащина. — Были представлены как городские, так и сельские школы. Покорили национальный колорит и национальные ремесла. Ребята осваивают их, поскольку любят свой край, являются его патриотами. Поразила концепция краеведческого и культурно-исторического просвещения, которая пронизывала тонкой нитью весь наш визит.

Рабочая группа посетила борцовскую юрту и увидела, как на личном энтузиазме методом «народной стройки» педагог создал место, где сельские мальчишки занимаются спортом и достигают высоких результатов. Оценила она и проект «Умная школа» по внедрению электронной образовательной среды. «Хорошая задумка непременно должна продолжиться!» — заявили делегаты.

— А нам удалось побывать в экспедиции по Улан-Удэ и окунуться в сетевое взаимодействие образовательных (и не только) организаций, — поделилась начальник управления образования Ангарского городского округа Лариса Лысак. — На своей базе его наглядно продемонстрировали школа №63 вместе с другими СОШ из разных районов города. Были в Малой академии наук и восхитились ребятами, которые работают в медиацентре и показывают профессиональные навыки будущей деятельности. У вас умеют использовать любое пространство, будь то площадь Советов, торговый центр и даже берег Байкала, в образовательных целях. Проводить такой форум желательно два раза в год!

Заведующая кафедрой общей психологии и педагогики дошкольного образования Иркутского государственного университета Ольга Зайцева, побывавшая на БОФ в 2015 году, отметила: как и тогда, сейчас форум представил отличную содержательную программу, связанную со знакомствами, традициями, культурой, и подарил интереснейший педагогический опыт, который будет апробироваться в области. «Очень заинтересовала реализация театральных проектов, использование спонтанной ролевой игры. Повестка получит продолжение. В ноябре в Иркутске состоится международный образовательный салон, куда приглашены специалисты из Кореи, Японии и Вьетнама».

— Все хотят, чтобы выпускники были успешны, определились с профессиями и стали достойными гражданами, — сказал министр общего и профессионального образования Свердловской области Юрий Биктуганов. — В нашей стране существуют единые стандарты, а в вашей республике — определенные сходства с нашим регионом, к примеру, при углубленном обучении одаренных детей отдельным предметам, и индивидуальные особенности — при изучении родного языка. И это замечательно.

О регионализации образования

Кстати, Свердловская область входит в 20 субъектов, участвующих в пилотном проекте по разработке новых моделей управления образованием (а именно — по распределению обязанностей в нем) для более успешного функционирования.

— На сегодня есть три основные модели, которые самостоятельно предложили регионы, разработав нормативно-правовую базу, оценив все ресурсы и благополучно пройдя первый этап, — сообщила замминистра просвещения РФ Ольга Синюгина. — Остальные края, области и республики тоже могут участвовать в апробации, подключившись ко второму этапу.

Возможна полная передача полномочий школ с муниципального на региональный уровень, либо частичная (например, кадровых вопросов), либо комбинированная. Многое зависит от состояния инфраструктуры. Имеются спорные прецеденты по применению подобных моделей в сфере здравоохранения. В некоторых населенных пунктах на единственную больницу вешается содержание всех коммунальных и электрических сетей. Такое злоупотребление влечет нецелевые затраты. Поэтому власти Бурятии досконально рассматривают ее включение в данную программу и применение одного из вариантов.

О ЕГЭ и «Pisa»

— Серьезных изменений по содержательной части единого государственного экзамена в следующем году не предвидится, — заверил руководитель федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов. — Демонстрационные версии по всем предметам будут опубликованы до 1 сентября, а российские школы с необъективными результатами — взяты под особый контроль. Надеемся, их станет меньше.

Как отметил директор департамента по образованию и навыкам организации экономического сотрудничества и развития Андрес Шляйхер, ЕГЭ — хороший пример честной и открытой системы с равными возможностями для всех. «Контрольно-оценочные процедуры — некое зеркало, отражающее наши действия. Оно может сужать видение или же расширять его, если баланс найден. Это и испытание на прочность, и гарантия качества и справедливости».

Разработчик теста «Programme for International Student Assessment», оценивающего грамотность школьников в разных странах и их умение по применению знаний, считает: учащиеся из России обладают фундаментальными знаниями, однако неважно решают творческие задачи и работают в сотрудничестве. Тем не менее наметились положительные тенденции. Сейчас РФ находится среди пяти государств с наибольшей динамикой развития показателей по «Pisa», о чем даже не чаяла несколько лет назад.

russianstock.ru

О педагогах и учащихся

— Я не особо поддерживаю принцип «найти основное звено и вытянуть за него всю цепь», — заявил научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. — А потому предлагаю три решения. Во-первых, внешняя и внутренняя мотивация учеников и учителей, сужение контрольных процедур над последними. Во-вторых, повышение эффективности управления образованием, ибо сейчас здесь большие издержки и не очень большой выхлоп. Ну а, в-третьих, цифровизация образовательных организаций. Наши дети рождаются в цифровом пространстве, и если мы проигнорируем его существование, то обречем их на жизнь в прошлом, а не в будущем.

Об инклюзивном образовании, социальных нянях

— В совместном обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья и без них отмечаются две проблемы, которые должны решаться не последовательно, а параллельно, — рассказала уполномоченный при президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова. — Одна из них — создание условий от доступной среды до педагогического сопровождения. Не все школы могут предоставить их, хотя родители вправе выбирать между инклюзивным и специальным образованием. После проведения у вас личных приемов я вместе с сотрудниками минобрнауки Бурятии решила помочь ребенку, который не в состоянии учиться в обычной СОШ — составить ему персональную программу для получения всех необходимых знаний.

Другая проблема — принятие «особенных» ребятишек социумом. Детский омбудсмен уверена: это не только вызов сфере образования, но и ее важнейшая задача, как и общественных организаций, и неравнодушных граждан. «Информация об этих детях, ролики с их участием, иные форматы помогут формировать правильное к ним отношение и гармонизировать всю систему так, что она пойдет вперед быстрыми темпами».

А вот для воспитанников сиротских учреждений актуальны вопросы постинтернатного сопровождения и жилищного обеспечения. В правительство РФ направлена дорожная карта по наставничеству таких детей на системном уровне, а министерству строительства предложены контрольные функции по предоставлению им жилищ вместо министерства просвещения. Если это предложение пройдет, появится четкая программа и улучшится качество домов и квартир. Зачастую они строятся и сдаются вовремя, но абы как — аж полы ходят ходуном. С подобной неприятностью столкнулся один из наших земляков, ожидающий второго ребенка. Благодаря его обращению к уполномоченному ответственные ведомства устранят неполадки в ближайшее время.

Как отметила Анна Кузнецова, жители республики сетовали и на дефицит мест в детских садах. Но поскольку их строительство в маленьких или отдаленных муниципалитетах проблематично, а потребность в дошкольном образовании для детей от 3 до 7 лет будет удовлетворена в лучшем случае через пару лет, вариативные формы по обеспечению им — социальная няня и выездной воспитатель, занимающийся с ребятами в специально оборудованных помещениях по нескольку часов — необходимы. Самые интересные решения, подтвердившие свою эффективность, закрепятся на федеральном уровне.

Об образовательных грантах

— Мы поддерживаем некоммерческие организации по 13 направлениям, которые охватывают все сферы жизнедеятельности, — подчеркнул заместитель генерального директора фонда президентских грантов Иннокентий Дементьев. — Но магистральные из них по количеству участников — пропаганда здорового образа жизни, социальная поддержка и защита граждан, а также наука, образование и просвещение. Оно и заняло второе место по объему распределяемых средств по итогам трех конкурсов, проведенных в 2017 и 2018 годах.

Проекты по социализации детей с ограниченными возможностями делают их неограниченными благодаря передовым технологиям и образовательным продуктам. «По статистике, в субъекте 5 тыс. таких ребятишек обучаются в школах и лишь 200 — в ссузах и вузах. А хотелось бы, чтобы больше детей получили профессию, устроились на работу и сделали карьеру», — добавил Дементьев.

О значении БОФ

Участники Байкальского образовательного форума приняли обширную резолюцию. Среди прочего в нее вошло введение индивидуальных учебных планов, развитие цифровых институтов во взаимосвязи с финансовыми, а также нормативно-правовой базы для их регламентирования и разработка методических рекомендаций по формированию единого финансового норматива для реализации образовательных программ в сетевой форме.

— Форум оказался очень полезным и насыщенным, одним словом, удался, — резюмировал глава Бурятии. — Мы сделали определенные выводы, поняли, на что обратить внимание, над чем провести работу. В частности, обсудили локальные проблемы — ликвидации очередей в детсадах и третьей смены в школах и обзавелись союзником в лице минпроса России для их решения к 2020 году.

Отметим, что уполномоченный при президенте России по правам ребенка посетила школу №5 в Сосновом бору, на которую произошло нападение зимой этого года, подчеркнув, что здесь важно обеспечить не только физическую, но и психологическую безопасность, и предложив наградить учителя, защищавшего детей. А замминистра просвещения РФ и руководитель федеральной службы по надзору в сфере образования и науки осмотрели школу в 112 микрорайоне Улан-Удэ и Нижнесаянтуйскую школу в Тарбагатайском районе. В первое учебное заведение будут перераспределяться ученики из СОШ №63 и СОШ №60 социальной адаптации детей-инвалидов (для них появится отдельный класс). Тут уже есть актовый и два спортивных зала, столовая и пищеблок, мастерские, библиотека, кабинеты с современной мебелью и оборудованием, а также система охраны из 21 внешних и 63 внутренних камер. Во втором пока нет таких удобств, как и теплых туалетов, централизованной канализации и водоснабжения. Однако к 2020 году вместо основного корпуса появится новое здание. Готова проектная документация и запланировано финансирование не только на строительство, но и на оборудование.

— Бурятское образование имеет немало сильных сторон: сохранение традиций, методическую систему подготовки по предметам, создание новых школ, которые отвечают всем современным требованиям. На мой взгляд, та, что расположена в 112 квартале, является одной из лучших в мире и имеет мало аналогов, — подытожил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. — Само же мероприятие значит очень много для Российской Федерации в целом. Мы уже договорились о создании рабочей группы по вопросам воспитания детей, международного координационного совета по оценке качества образования. По указу президента России она должна войти в десятку стран по этому параметру. Так что впереди — масштабная и интересная работа.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №35 от 22 августа 2018

Заголовок в газете: «Желательно два раза в год!»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру