Знаменитой скульптуре «Мать Бурятия» вернули имя ее настоящего автора

 

В Бурятии восстановлена историческая справедливость. Памятнику «Мать Бурятия», стоящему у Селенгинского моста в Улан-Удэ, называемому в народе бурятской статуей «Свободы» или «Гостеприимной Бурятии», вернули имя его настоящего автора – народного художника РБ Эрдэни Цыденова. До сего времени автором скульптуры считался известный в Бурятии скульптор-монументалист Александр Миронов. Соответствующая правка внесена в текст об этой скульптуре, размещенный на федеральном сайте «Культура.РФ». «Автор скульптуры «Мать Бурятия» — народный художник Республики Бурятия Эрдэни Цыденов», - говорится в материале.

Эрдэни Цыденов.

Заметим, что «МК» в Бурятии» поднимал эту тему в августе 2016-го. Понадобилось два года, что бы восстановить справедливость. Газета, в частности, писала: «Авторство «Гостеприимной Бурятии» приписывается бурятскому скульптору-монументалисту Александру Миронову. По версии «МК», у скульптуры есть другой автор. И это — народный художник Бурятской АССР Эрдэни Цыденов, скоропостижно скончавшийся в 1985 году».

Имя Эрдэни Цыденова широкой общественности не известно. Родился он в 1934 году в Оронгое, учился в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени Мухиной, член союза художников СССР, заслуженный деятель искусств Бурятии. В числе его работ в краткой биографической справке, размещенной на сайте soyol.ru, указана некая «Мать Бурятия», датированная 1982 годом. По словам его немногочисленных оставшихся в живых друзей, они лично видели в мастерской художника, располагавшейся тогда в районе ПОШ, эскизы и миниатюру «Матери Бурятии» — точной копии той, что возвышается сейчас над Селенгинским мостом. Подтверждает авторство отца в беседе с корреспондентом «МК» и его дочь.

При этом в биографической справке самого Александра Миронова, размещенной на том же сайте (soyol.ru), среди перечисленных работ «Гостеприимной Бурятии» нет, что опять же странно, поскольку никакая другая скульптура (ни тигры, ни воины) не принесли ее автору столько известности, почитания и благодарности среди земляков, сколько принесла «Мать Бурятия».

Заметим, что Александр Миронов был земляком и учеником Эрдэни Цыденова, работал под его наставничеством, обучаясь азам изобразительного искусства. Именно Эрдэни Цыденов разглядел в молодом человеке талант, и когда пришло время, отправил Александра Миронова в Ленинград, в то же высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной, в котором когда-то учился сам. В 1985 году Эрдэни Цыденов скоропостижно скончался — у дверей своей квартиры. Мастерская художника на ПОШ (как и творческое наследие — завершенные и незавершенные работы и эскизы учителя) осталась в распоряжении способного ученика и помощника — Александра Миронова…

Впрочем, сам Александр Миронов публично никогда и не утверждал, что «Гостеприимная Бурятия» — исключительно его детище. За него это всегда делали другие — журналисты, искусствоведы, коллеги, друзья, приписывая ему этот монументальный символ. Но Миронов и не опровергал, привычно избегая общения с журналистами, которые наверняка спросили бы у него о том, как появилась идея создания «Гостеприимной Бурятии», названной с чьей-то «легкой руки» бурятской статуей Свободы, как родились образы «Гэсэра», «Мэргэна»... Что бы он тогда сказал?

Мало кто знает, что гипсовая скульптура «Мать Бурятия», которую трудно отличить от «Гостеприимной Бурятии», до сих пор хранится в запасниках художественного музея имени Сампилова. Старшее поколение, наверное, помнит ее. Трехметровая женщина в национальной одежде с хадаком на вытянутых руках украшала вход в музей, а однажды ездила в Москву на выставку достижений народного хозяйства Советской Бурятии. В музее «МК» подтвердили, что автором ее является Эрдэни Цыденов, что именно с нее Александр Миронов масштабировал «Гостеприимную Бурятию».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру