Как депутаты Народного Хурала Бурятии в подорожании коммунальных услуг разбирались

Отчего тарифы ЖКХ в республике растут не по дням, а по часам

19.12.2018 в 05:58, просмотров: 1343

В канун нового года в Народном Хурале собрали расширенное рабочее совещание «О тарифообразовании на территории Республики Бурятия», пригласив как представителей власти и надзорных органов, так и общественников.

Как депутаты Народного Хурала Бурятии в подорожании коммунальных услуг разбирались
фото: Татьяна Никитина

Председатель комитета Народного Хурала по экономической политике, природопользованию и экологии Анатолий Кушнарев определил цель мероприятия как необходимость обсудить современное тарифообразование в Бурятии, узнать, насколько поднимутся тарифы на коммунальные услуги в новом году и можно ли как-то повлиять на новый тариф на вывоз, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов.

«Если рассматривать наши тарифы в сравнении с регионами Сибирского федерального округа, то мы находимся в золотой середине. Единственное, что по холодному водоснабжению у нас тарифы одни из самых дорогих, дороже только в Омской и Томской областях. Если рассматривать Дальневосточный округ, то здесь мы практически везде в лидерах, то есть наши тарифы одни из самых дешевых, а по ряду позиций (к примеру, услуги по снабжению электроэнергией) и самые дешевые», — с оптимистической ноты открыл рабочее совещание Анатолий Кушнарев.

Чудес не бывает

Знакомство с нынешними и будущими тарифами на коммунальные услуги началось с доклада руководителя республиканской службы по тарифам Бурятии Бориса Хмелева, который заверил присутствующих, что чудес в тарифах не бывает, даже если за окном Новый год.

К примеру, появление в 2010-м в Улан-Удэ ООО «Байкальские коммунальные системы» началось с обещания в течение трех ближайших лет привлечь в столицу Бурятии 400 млн рублей собственных средств для амортизации оборудования. Компания обещала повысить эффективность своей деятельности и снизить потребление электроэнергии. В результате за пять лет ООО «БКС» не только не вложило ни рубля в модернизацию сетей, а, того хуже, довело эти самые сети до аварийного состояния. Кроме того, компания потребовала включить в тариф собственные потери и обратилась по этому поводу в суд. Итог — чтобы вывести «Водоканал» на безубыточный уровень и снизить аварийность, администрация Улан-Удэ принимает решение с 1 июня 2019 года поднять тарифы на 6 процентов.

«Вот все спрашивают, почему растут тарифы? — продолжил руководитель республиканской службы по тарифам Борис Хмелев. — Каждый год Москва утверждает предельные размеры тарифов для каждого региона. В частности, стоимость электроэнергии для населения устанавливается только в предельных уровнях, регионы не имеют права ничего устанавливать. Ежегодный рост тарифов обусловлен также ростом ценообразующих факторов, которые принимаются на уровне Российской Федерации. Правительство России ежегодно подписывает решение, что должны вырасти затраты на топливо, заработную плату в сфере энергетики и ЖКХ и все прочие затраты. Ежегодно принимаются прогнозы социально-экономического развития. За последние 25 лет ни разу не было, чтобы цены не росли. Цены растут, растут и тарифы, а РСТ обязана исполнять действующее законодательство».

Отчего растет тариф

Руководитель РСТ Борис Хмелев напомнил присутствующим, что за последние годы Бурятия стала единственным регионом в стране, где снизилась стоимость электроэнергии, а один год цены вообще были заморожены. По стоимости электроэнергии Бурятия сегодня находится на 10 месте в стране. Представители республики входят в правительственную комиссию на федеральном уровне, где отстаивают интересы Бурятии. Если бы не происходило снижения, то стоимость электроэнергии для населения республики была не 2 рубля 75 копеек, как сейчас, а 3 руб. 36 копеек. Благодаря тому, что в прошлом году Бурятию включили в особую зону и стоимость электроэнергии снизили на 25 процентов, это в целом для бизнеса дало экономию в 1,5 млрд рублей в год.  

На вопрос депутата Народного Хурала Михаила Степанова, почему у такой организации, как ТГК-14, в двух соседних регионах разные тарифы на тепло, а именно в Бурятии он в два раза выше, чем в Забайкальском крае, руководитель РСТ ответил так: «Если отвечать просто, то ежегодно ФАС принимает решение о предельных максимальных и минимальных уровнях тарифа на тепловую энергию. Такой приказ принимается ежегодно. Если вы его посмотрите, то в Иркутской области это будет 386 руб., в Забайкальском крае 419 рублей, в Бурятии 751 рубль. Сразу скажу, мы не делаем этот расчет, это не наши полномочия. Эти цифры говорят о том, что мощность тепловых электростанций в Иркутской области и Чите значительно превышает мощность тепловых электростанций в Улан-Удэ. В Улан-Удэ только одна теплоэлектростанция, которая вырабатывает электроэнергию, — это ТЭЦ-1. Если бы мы построили ТЭЦ-2, даже если бы ТЭЦ-2 работала не на полную мощность, мы бы сравнялись с Забайкальским краем. Сегодня же мы большую часть тепловой энергии вырабатываем на неэффективных котельных, которые утяжеляют этот тариф».

На вопрос председателя комитета Народного Хурала по экономической политике, природопользованию и экологии Анатолия Кушнарева, будут ли в наступающем году в тариф на капремонт включены новые виды работ, первый замминистра строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Бурятии Евгений Коркин ответил следующим образом: «Можно много говорить о новых видах работ, о включении в тариф утепления фасадов домов, но нужно понять одно. Если мы ничего другого не включаем, а добавляем только фасады, то увеличение тарифа произойдет в 2,2 раза. Если сейчас тариф на капремонт в среднем 7 рублей 54 копейки с квадратного метра, то он сразу становится 17 рублей. Когда мы спрашиваем, а вы готовы платить такой тариф, оказывается, что не готовы. Другой вопрос, что утепление фасадов на самом деле необходимо далеко не всем многоквартирным домам. Зачем включать в тариф этот вид работ, если у нас есть прямая норма закона, что граждане сами вправе выбрать любой вид ремонта. В этом случае они должны принять эти затраты на себя, то есть на собрании принять решение, собрать эти средства и выполнить ремонт».

Реформе быть

Главной новинкой наступающего года безусловно станет тариф на вывоз, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов, размеры которого пока еще не утверждены, но уже дали пищу для всевозможных предположений. Присутствовавший на совещании региональный оператор, он же генеральный директор ООО «ЭкоАльянс» Игорь Алексеев подтвердил, что с 1 января 2019 года оператор начинает свою деятельность в республике. Компания уже представила все необходимые документы для расчета тарифа в РСТ, заключены договоры с перевозчиками, решаются вопросы с полигонами, а самое главное, тарифы не есть постоянная константа, их можно снизить.

Как пояснила представитель министерства природных ресурсов, которое по закону отвечает за прохождение мусорной реформы в Бурятии, по состоянию на 1 декабря 2018 года аналитика по обеспеченности транспортом и договорами с операторами такая. В Улан-Удэ региональным оператором были проведены конкурсные процедуры на заключение договоров на транспортирование отходов. Определены победители в Советском и Железнодорожном районах, в Октябрьском районе торги не состоялись из-за отсутствия поданных заявок. В настоящее время региональным оператором проводится работа по заключению договоров, кроме того, в 5 из 14 муниципальных образований обеспеченность техникой подтверждается. Что касается сельских районов, то обеспеченность техникой подтверждается в 8 муниципальных районах. Основной проблемой остается отсутствие самих площадок и полигонов для временного размещения отходов, хотя до начала реформы осталось всего несколько дней. Минприроды пытается принять все возможные меры, чтобы реформа не провалилась, в связи с чем предложено реанимировать все бывшие свалки и на три года включить их в работу до тех пор, пока республика не построит новые полигоны.

Вместо 1 пакета 4

Самый главный вопрос — сколько будем платить за мусор и нельзя ли снизить эти платежи, оказался не так прост. Выяснилось, что тариф на вывоз и сортировку твердых бытовых отходов рассчитывается исходя из нормы накопления этого самого мусора, причем норму эту «придумал» совсем не региональный оператор, а правительство Бурятии. По сообщению все того же минприроды, в 2016 году в Бурятии на бюджетные деньги была сделана целая научная работа по определению, сколько мусора производят здешние жители. Ученые, имена которых не были названы, определили нормативы, согласно которым, к примеру, каждый сельский житель Бурятии «производит» в год 2,27 куба мусора. На основе этих нормативов разработана территориальная схема по определению тарифа.

«То есть если перевести все это на понятный язык, в сельской местности нам сейчас говорят, что мы накапливаем один пакет в неделю, а заложено в нормативах четыре пакета. Если бы депутаты пересмотрели этот норматив, тогда тариф на мусор хотя бы для сельской местности можно было снизить, — заверил присутствующих гендиректор «ЭкоАльянса» Игорь Алексеев. — На сегодня тариф не утвержден, мы предлагаем установить 125 рублей с человека в сельской местности и 110 рублей 36 копеек с человека, проживающего в многоквартирном доме».

На вопрос депутата Народного Хурала Геннадия Доржиева, высказавшего опасения, что население республики не сможет оплачивать новый тариф, а регоператор будет взыскивать платежи с бюджетников принудительно, и не проще ли снизить тариф уже сейчас хотя бы до 50 рублей, чтобы поднять платежеспособность, тот же представитель минприроды Бурятии пояснил, что нормативы накопления мусора приняты постановлением правительства еще в 2016 году. Чтобы их изменить, необходимо в течение всего года по четырем сезонам проводить замеры, на что потребуются немалые средства. В результате этой работы должны появиться новые нормативы, но при самом благоприятном раскладе на все это уйдет год, так что новые нормативы не могут появиться раньше 2020 года.

Как предложение прозвучала информация об опыте Астраханской области, которая на сегодня считается передовой в стране в деле реализации мусорной реформы. Чтобы как-то приучить людей к новой системе, региональный оператор первые полгода, условно говоря, взимал только половину платы, а потом перешел на полный тариф.

Присутствующим напомнили также, что с 1 января 2019 года управляющие организации должны исключить из своих расчетов вывоз мусора, то есть тариф на содержание и ремонт жилья должен уменьшиться, что сделано далеко не во всех управляющих организациях. «Мы знаем, что во многих управляющих организациях строку о вывозе мусора убрали, а плату не снизили», — сообщили представители минстроя Бурятии.

«Вопрос с мусорной реформой непростой, далеко не все проходит гладко, где-то вообще приходится все начинать с нуля, есть вопросы, но есть и понимание, что выполнять федеральный закон необходимо. Жить дальше в мусоре так, как мы жили все это время, невозможно. Есть региональный оператор, который выиграл конкурс и пытается начать работать, так давайте мы ему в этом поможем. В конце концов, речь идет о будущем нашей республики, нашего общего дома. А если говорить в целом обо всех тарифах на коммунальные услуги, то главное, чтобы любой вид тарифа был экономически обоснованным, необременительным и прозрачным для населения Бурятии», — заключил Анатолий Кушнарев.