Ближайший ученик Далай ламы проведет в Бурятии полное посвящение Калачакры

Буян лама о Мистерии Цам: «Чувство, что мы творим великое»

Дуйнхор-дацан на Верхней Березовке в Улан-Удэ – единственный в России, где буддийских лам учат ритуальным танцам. Самый-самый из них – Цам Чойжал, известный во всем мире, как Мистерия Цам.

Буян лама о Мистерии Цам: «Чувство, что мы творим великое»
Ведущий мистерии Калачакры стоит в центре и задает ход всему действию

С недавнего времени в Калмыкии тоже начали ее проводить, но там основные исполнители – приезжие тибетцы. Наши бурятские ламы специально изучили танцы и получили посвящение на участие в них. Но, как оказалось, даже не все верующие буддисты знают ответы на простые вопросы об этих ритуалах – как долго исполнители учат движения, что они должны представлять во время танца и не устают ли. «МК в Бурятии» расспросил об этом Буяна ламу Цындескина, много лет участвовавшего в мистериях на Верхней Березовке. Буян лама подробно ответил на все наши наивные вопросы.

Буян лама Цындескин показывает тексты мистерий - здесь написано, что танцору надо произносить и как надо двигаться

- А ламам вообще можно задать простые вопросы?

- Конечно, ответы на них могут быть очень непросты.

- Как долго надо заниматься ритуальным танцем, чтобы его выучить? В нем же очень много движений.

- Движений, на самом деле, много. Даже не берусь считать. Калачакра идет два часа, Мистерия Цам – около трех. Какие-то жесты и мудры повторяются, но это в любом случае большой объем информации. Мы учились танцам около трех лет. Занятия вел Агван Жамсо багша, Далай лама прислал его к нам – помочь возродить учение Калачакры. Это был удивительный человек. Сам тибетец, около 30 лет прожил в Монголии. Багша приезжал к нам из Монголии несколько раз на два-три месяца. И в его приезды мы с утра до вечера занимались репетицией Цама Чойжала. На репетиции уходили далеко в лес, там сейчас уже стоят дома. И танцевали, танцевали, танцевали. Если кто-то сбивался, начинали все заново. Учитель хотел, чтобы все было доведено до автоматизма. Чтобы все было синхронно и четко.

- Ламы не только танцуют, но и одновременно читают молитвы. Что проще – выучить молитву или танец?

- Слова можно запомнить быстро, за два-три дня. Сложнее заучить каждое положение ноги, руки, тела. Есть специальный текст, в котором каждый кусочек молитвы комментируется – например, надо держать руки на уровне сердца. На занятиях с учителем мы разбирали последовательно все движения, все слова и все образы, которые нужно представлять. Образ может быть таким - горит большой огонь, в котором сгорают все препятствия у присутствующих.

- Участвовать в ритуальных танцах может любой буддийский лама?

- Надо иметь инициацию. И наш учитель посвятил тех, кто у него учился. Но сейчас учеников мало. Поэтому в танцах участвуют и те, кто не получал посвящение. Ответственность за это берет на себя самый старший лама. В июле в Бурятии ожидается большое событие – приедет Жадо Ринпоче, ближайший ученик Далай ламы, который в настоящее время является одной из самых значимых фигур в буддизме. Он проведет полное посвящение Калачакры, оно очень редкое, и даже лишь присутствие на нем, создает огромный потенциал для устранения многих препятствий в жизни. То есть, посвященных станет больше.

- Ламы должны как-то по-особому готовиться к ритуальному танцу? Может быть, они не едят?

- Ограничений по еде нет, можно есть все, что угодно. С утра мы начинаем читать молебен. Если впереди, например, Цам Калачакры, представляем себя в облике Калачакры. Потом - небольшой перерыв, во время него мы быстренько переодеваемся. И идем танцевать. Еще очень важно уметь сострадать. Люди, присутствующие на мистерии, чаще всего приходят с проблемой. Они хотят ее решить. Поэтому ламе надо обязательно проявлять сострадание. Тогда все зрители будут благословлены, а проблемы их решатся.

- Похожи ли мистерии на индийский танец?

- Больше похоже на молитву в танце. Это динамическая медитация.

- Мистерия Цам и Калачакра – это что-то из одной танцевальной категории?

- Это разные танцы. Внешне Калачакра более спокойная, в ней нет резких движений, она величественная. Цам динамичная, зрелищная, люди не устают на ней сидеть. Ну, и на мистерии Цам надевают маски, олицетворяющие божества.

- Кто для участников делает костюмы и маски?

- Костюмы заказываются в Монголии, там их шьют местные швеи. А маски делали в Иволгинском дацане – из папье-маше. Приходили, снимали мерку головы у каждого участника. Сначала хотели, чтобы в итоге получились огромные маски - как раньше. Но потом учитель наш попросил сделать не такие большие, чтобы более аккуратно смотрелись. И маски, и костюмы используются только в ритуальных танцах. Больше нигде.

- На ритуальные танцы приходят посмотреть не только верующие буддисты, но и множество туристов. Их присутствие как-то мешает участникам?

- Нет. Там уже такое сосредоточение идет, что из образа тебя ничего не выбьет. Ритуал в какой-то мере похож на театр. Но зрители должны постараться не смотреть на это, как на театральное действие. Во время танцев божества наиболее близки к людям - ламы, одевающие маски, впускают дух божества. Поэтому в любом случае все присутствующие в конце ритуала будут благословлены. Даже не верующие.

- Вы помните, когда впервые (после долгого перерыва) в Бурятии прошел ритуальный танец? Какие чувства вы испытывали?

- Чувство, что мы творим что-то великое. Что делаем историю. Это случилось впервые за много лет. Зрителям объяснили, что они присутствуют на историческом моменте. И они очень серьезно к этому отнеслись. Я по сторонам, конечно, не смотрел, но чувствовал, что у многих были глубокие переживания.

В ритуальных танцах значение имеет все. Колокольчик, например, символизирует, женское начало.

Справка «МК в Бурятии»:

Возрождение ритуальных танцев началось в Бурятии с Буда-ламы, ширээтэ Дуйнхор-дацана. Он семь лет изучал тексты Калачакры в личном монастыре Далай-ламы в Индии. Когда Буда-лама в 2002 году вернулся в Бурятию, он решил возродить полный хурал Калачакры, для этого нужно было обучиться искусству ритуальных танцев. К тому времени в республике Цамы не проводились уже более 80 лет. Буда-лама заручился поддержкой Хамбо-ламы, который говорил, что в дацане должны возродить Цам, чтобы показать его людям, и с помощью Агван Жамсо багши воссоздал его. Под руководством Агван Жамсо багши в 1998 году в дацане прошел самый первый хурал, посвященный Калачакре. А в полном объеме – с ритуальными танцами, с  построением мандалы – он случился в 2011 году. Для этого параллельно с репетициями Цама Чойжала шли репетиции Цама Калачакры. На сегодняшний день хурал Калачакры проходит под руководством настоятеля Дуйнхор дацана - Буда багши. Первая «возрожденная» Мистерия Цам прошла в 2013 году.

Справка «МК в Бурятии»:

В этом году Мистерия Цам в Бурятии не состоится по случаю приезда Жадо Ринпоче. Ее планируют провести в 2020 или 2021 годах.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру